Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 246294-8 "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Кипр о взаимодействии в проведении гуманитарных операций при возникновении кризисных ситуаций"
Досье на проект федерального закона
В рамках выполнения распоряжения Правительства Российской Федерации от 20 октября 2021 г. N 2943-р состоялось подписание Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Кипр о взаимодействии в проведении гуманитарных операций при возникновении кризисных ситуаций (далее - Соглашение).
Целью Соглашения является создание условий для проведения гуманитарных операций, включая эвакуацию граждан с территории третьих стран, с использованием территории и инфраструктуры Республики Кипр.
Соглашением предусмотрен механизм использования в упрощенном порядке военными кораблями и военными воздушными судами направляющего государства портов, аэропортов и воздушного пространства принимающего государства, что позволит упростить процедуру привлечения военной техники для участия в гуманитарных операциях.
Соглашение содержит иные правила, чем предусмотренные законодательством Российской Федерации. В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 31 июля 1998 г. N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" иностранные военные корабли и другие государственные суда могут заходить в морские порты по предварительному разрешению, запрашиваемому по дипломатическим каналам не позднее чем за 30 дней до предполагаемого захода. Вместе с тем статьей 5 Соглашения установлен иной срок направления запроса на заход военных кораблей и других государственных судов в морской порт, который составляет 24 часа до срока предполагаемого захода.
Согласно части 1 статьи 3 Уголовного-процессуального кодекса Российской Федерации производство по уголовным делам о преступлениях, совершенных иностранными гражданами или лицами без гражданства на территории Российской Федерации, ведется в соответствии с правилами настоящего кодекса. Однако пунктом 2 статьи 12 Соглашения предусмотрено, что в случае совершения членом персонала направляющего государства уголовного правонарушения, направленного против персонала и собственности направляющего государства во время нахождения на территории принимающего государства, это лицо попадает под юрисдикцию направляющего государства.
Соглашение также содержит нормы, предметом которых являются основные права и свободы человека и гражданина. Так, направляющее государство предоставляет принимающему государству список имен, номеров паспортов и другую информацию об эвакуируемых (пункт 2 статьи 6).
С учетом изложенного Соглашение подлежит ратификации на основании подпунктов "а" и "б" пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации", в соответствии с чем подготовлены соответствующие проекты федерального закона и постановления Правительства Российской Федерации.
Проект федерального закона не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
В проекте федерального закона не содержатся требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Реализация федерального закона не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации, не повлечет социально-экономического, финансового и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Кипр о взаимодействии в проведении гуманитарных операций при возникновении кризисных ситуаций
Реализацию Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Кипр о взаимодействии в проведении гуманитарных операций при возникновении кризисных ситуаций, подписанного в г. Москве 21 октября 2021 г. (далее - Соглашение) предполагается осуществлять за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете.
Финансовое обеспечение эвакуационных мероприятий, регламентируемых Соглашением, будет осуществляться в порядке, определенном Комплексом мер по обеспечению эвакуации граждан Российской Федерации из иностранных государств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2014 г. N 1216.
МЧС России предусматривает при формировании проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период бюджетные ассигнования в целях финансового обеспечения мероприятий по обеспечению эвакуации граждан Российской Федерации с территории иностранных государств.
Эвакуационные мероприятия начинаются со дня вступления в силу решения Президента Российской Федерации об эвакуации граждан Российской Федерации с территории иностранного государства.
Операция по эвакуации российских граждан, доставка грузов гуманитарной помощи, а также участие российского персонала в проведении гуманитарной операции с использованием территории Кипра будут осуществляться за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных целевой статьей 41 4 01 00000 "Комплекс процессных мероприятий "Чрезвычайное гуманитарное реагирование" в рамках подпрограммы "Осуществление функций по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации" государственной программы Российской Федерации "Внешнеполитическая деятельность", а также за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации.
Расходы, связанные с возмещением ущерба, ответственность за причинение которого в судебном порядке возложена на члена персонала направляющего государства, будут возмещаться за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных Минфином России в федеральном бюджете (раздел 01 "Общегосударственные вопросы" подраздел 13 "Другие общегосударственные вопросы" целевая статья 39 5 09 90000 "Обеспечение защиты интересов Российской Федерации в международных судебных и иных юридических спорах, касающихся финансовых претензий к Российской Федерации" классификации расходов бюджетов).
В дальнейшем в соответствии со статьей 1081 Гражданского кодекса Российской Федерации расходы, связанные с возмещением ущерба, могут быть взысканы в порядке регресса с члена персонала, по чьей вине такой ущерб был нанесен.
Расходы, связанные с оказанием персоналу и эвакуируемым гражданам направляющего государства медицинской помощи, будут осуществляться за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных целевой статьей 01 К 01 90000 в рамках целевой программы "Совершенствование оказания скорой медицинской помощи и деятельности Всероссийской службы медицины катастроф" государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения".
Расходы, связанные с оказанием персоналу и эвакуируемым гражданам направляющего государства медицинской помощи, не являющейся скорой (скорой специализированной), будут возмещаться в порядке, определенном Правилами оказания медицинской помощи иностранным гражданам на территории Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 2013 г. N 186.
Реализация Соглашения не повлечет дополнительных расходов из федерального бюджета.
Расходы, связанные с доставкой грузов гуманитарной помощи в кризисной ситуации, возникшей вследствие ухудшения политической обстановки либо вооруженного конфликта, будут возмещаться на основании отдельных решений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Кипр о взаимодействии в проведении гуманитарных операций при возникновении кризисных ситуаций"
Принятие Федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Кипр о взаимодействии в проведении гуманитарных операций при возникновении кризисных ситуаций" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Кипр о взаимодействии в проведении гуманитарных операций при возникновении кризисных ситуаций"
Принятие Федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Кипр о взаимодействии в проведении гуманитарных операций при возникновении кризисных ситуаций" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.