Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 247501-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" и Федеральный закон "О противодействии коррупции"
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона предлагаются изменения в статью 19 Федерального закона от 21.12.2021 N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" и статью 12.1 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".
Предлагается упростить порядок декларирования доходов, расходов, имущества и года обязательств имущественного характера депутатами законодательных органов субъектов Российской Федерации и депутатами представительных органов муниципальных образований, осуществляющими свои полномочия без отрыва от основной деятельности (на непостоянной основе).
Федеральный закон "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" в статье 19 предусматривает возможность осуществления депутатами законодательных органов субъектов Российской Федерации своих полномочий как на постоянной основе, так и без отрыва от основной деятельности. При этом число депутатов, работающих на профессиональной основе, устанавливается законом субъекта Российской Федерации (с учетом, в том числе, возможностей финансового обеспечения деятельности законодательного органа конкретного субъекта РФ).
Согласно статье 40 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" депутаты представительного органа муниципального образования осуществляют свои полномочия, как правило, на непостоянной основе. На постоянной основе могут работать не более 10 процентов депутатов от установленной численности представительного органа муниципального образования.
Таким образом, значительная часть региональных и муниципальных депутатов осуществляют свои полномочия на непостоянной основе. При этом, как правило, депутаты, осуществляющие свои полномочия на непостоянной основе, совмещают указанную деятельность с основной работой (как в бюджетной сфере, так и осуществляя предпринимательскую деятельность).
В то же время обязательное ежегодное декларирование сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супругов и несовершеннолетних детей создает избыточные трудности при ежегодном прохождении процедуры декларирования, сборе необходимых для этой процедуры документов.
Законопроектом предлагается предусмотреть, что депутаты, осуществляющие свои полномочия на непостоянной основе, предоставляют сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также такие сведения о своих супругах и несовершеннолетних детях: а) в течение четырех месяцев со дня избрания депутатом, передачи вакантного депутатского мандата; б) в случае совершения в течение отчетного года сделок по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций на общую сумму, превышающую общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих отчетному периоду. При этом если соответствующий депутат не представил декларацию, он сообщает в порядке, установленном законом субъекта РФ о том, что соответствующие сделки им не совершались. Достоверность такой информации может быть проверена в соответствии с законодательством о противодействии коррупции. Сейчас аналогичный порядок, предполагающий освобождение от ежегодного декларирования своих доходов, предусмотрен для депутатов сельских поселений.
Предлагаемое упрощение порядка декларирования сохраняет прозрачность совершения депутатами крупных сделок, и не распространяется на депутатов, осуществляющих полномочия на постоянной основе. Следует отметить, что указанные лица подают необходимые декларации еще и в качестве кандидатов в депутаты в соответствии с избирательным законодательством.
Законопроект направлен на поддержку депутатов, осуществляющих свои полномочия без отрыва от основной деятельности, а это довольно многочисленная часть регионального и местного депутатского корпуса.
Законопроектом в целях унификации соответствующих норм, защиты прав и законных интересов граждан также предусматривается, что доступ к представляемым региональными и муниципальными депутатами сведениям о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера осуществляется в соответствии с федеральными законами, указами Президента Российской Федерации. При этом на сайтах законодательных органов субъектов РФ и сайтах представительных органов муниципальных образований предлагается размещать обобщенную (статистическую) информацию о представлении депутатами соответствующих сведений и исполнении ими законодательства о противодействии коррупции.
Внесение предлагаемых изменений будет содействовать формированию сильного эффективного депутатского корпуса в регионах и на местном уровне.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" и Федеральный закон "О противодействии коррупции"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" и Федеральный закон "О противодействии коррупции" не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" и Федеральный закон "О противодействии коррупции"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" и Федеральный закон "О противодействии коррупции" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.