Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 248933-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" разработан в целях пресечения неправомерных фактов отказа организаций детского отдыха в приеме детей-инвалидов, детей с ограничениями возможностей здоровья (далее - ОВЗ) и обеспечения реализации гарантий такой категории детей на социальную адаптацию посредством отдыха и оздоровления на общих условиях с иными детьми.
Актуальность проблемы инклюзивного отдыха связана, прежде всего, с тем, что число нуждающихся детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в Российской Федерации неуклонно растет и на данный момент составляет около 2% от общего количества детей в стране. При этом отдых в специализированных организациях для инвалидов не может в полной мере обеспечить детям-инвалидам социальную интеграцию и не способствует развитию самостоятельности, приобретению опыта жизни в коллективе.
В России в настоящее время практически не существует полноценных инклюзивных смен, где дети с особенностями могли бы отдыхать совместно с обычными детьми. В связи с этим, к сожалению, нередки случаи, когда "особенных" детей не пускают в детские оздоровительные лагеря, что вызывает негативную реакцию родительского сообщества и общественных организаций в сфере защиты прав инвалидов. Множество таких отрицательных примеров освещалось в средствах массовой информации и социальных сетях, что вызвало широкий общественный резонанс. При этом отсутствие необходимой реакции со стороны государственных органов связано, прежде всего, с недостаточностью правового регулирования в этой сфере.
Следует также отметить, что Российская Федерация является государством - участником Конвенции о правах инвалидов, принятой резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН N 61/106 от 13 декабря 2006 года (далее - Конвенция).
При этом в соответствии с пунктом 2 статьи 5 Конвенции, государства - участники запрещают любую дискриминацию по признаку инвалидности и гарантируют инвалидам равную и эффективную правовую защиту от дискриминации на любой почве. При этом отказ в доступе к физическому окружению, транспорту, информации и связи, равно как и к услугам, открытым для населения, должен прямо определяться как запрещенный акт дискриминации 1.
Государства - участники Конвенции обязаны принимать надлежащие меры, чтобы наделить инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни. В соответствии со статьей 9 Конвенции обязательство обеспечивать доступность является безусловным, доступ должен эффективно обеспечиваться наравне с другими в соответствии с запретом дискриминации, а отказ в доступе следует считать дискриминационным актом.
В связи с изложенным законопроектом предлагается реализовать системный подход к правовому регулированию и обеспечению инклюзивного отдыха детей-инвалидов и детей с ОВЗ в детских оздоровительных лагерях.
В частности, проектом федерального закона закрепляется понятие инклюзивного отдыха детей-инвалидов, как обеспечения равного доступа к отдыху и оздоровлению детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья совместно и наравне с детьми, не имеющими ограничений здоровья.
Инклюзия будет обеспечиваться посредством ежегодного выделения мест на эти цели в детских лагерях в субъектах Российской Федерации. В соответствии со статьями 12 и 12.1 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" уполномоченный орган субъекта Российской Федерации ведет и утверждает реестр организаций отдыха детей и их оздоровления. В реестр попадают лишь те организации, которые выполнили все установленные законодательством требования, в том числе в части безопасности пребывания, наличия условий для хранения лекарственных препаратов и специализированных продуктов лечебного питания, организации оказания первой помощи и медицинской помощи детям. Только включенные в такой реестр организации вправе заниматься указанной деятельностью.
Законопроектом предлагается ежегодно выделять места для инклюзивного отдыха детей-инвалидов и детей с ОВЗ в размере не менее десяти процентов от общего количества мест в организациях отдыха детей и их оздоровления, сведения о которых содержатся в реестре организаций отдыха детей и их оздоровления. Это позволит обеспечить доступность летнего отдыха для детей с особенностями здоровья.
При этом предусматривается, что регион вправе самостоятельно определить, как будут распределена эта квота между организациями с учетом наличия оборудования и условий для таких детей.
Все дети, поступающие в детские оздоровительные лагеря, согласно санитарно-эпидемиологическим требованиям получают справку об отсутствии медицинских противопоказаний для пребывания в организации отдыха детей и их оздоровления (учетная форма N 079/у), которая является подтверждением возможности отправки ребенка в лагерь. Такой справки будет достаточно для поступления в детскую организацию, в том числе для детей с инвалидностью или ОВЗ.
Законопроект создаст дополнительные возможности для обеспечения социальной интеграции детей-инвалидов и детей с ОВЗ в среду обычных сверстников, а также условия для успешной адаптации детей, выработки у них навыков самостоятельности в быту. Важно, что для многих детей этот отдых станет первым позитивным опытом жизни вне дома, в общении со сверстниками, завязывания дружеских отношений и стимулом к самовыражению, самореализации.
Законопроект соответствует положениям всех международных договоров Российской Федерации.
------------------------------
1 Из решения Комитета ООН по правам инвалидов от 21 августа 2015 г.
------------------------------
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"
Реализация положений, предусмотренных проектом федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и изменения финансовых обязательств государства ввиду следующего.
Статьей 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" установлено, что федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.
Указанное требование было введено Федеральным законом от 1 декабря 2014 года N 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов" (автор законодательной инициативы - Правительство Российской Федерации), в финансово-экономическом обоснование к которому Правительством указывалось следующее.
Конвенция о правах инвалидов (далее - Конвенция), ратифицированная Федеральным законом от 3 мая 2012 года N 46-ФЗ "О ратификации Конвенции о правах инвалидов", не наделяет инвалидов новоизобретенными правами.
Российская Федерация в связи с ратификацией Конвенции должна принять надлежащие законодательные и иные меры, обязывающие органы государственной власти и местного самоуправления оказывать содействие в реализации инвалидами общегражданских прав, обеспечивать доступность для них объектов, услуг и информации наравне с другими лицами.
Основной целью законопроекта является формирование на основе норм Конвенции взаимоувязанной системы полномочий органов государственной власти и организаций, предоставляющих услуги населению, по утверждению и реализации порядков и правил оказания инвалидам помощи в реализации общегражданских прав, а также по созданию им равных с другими лицами условий доступа к необходимым услугам, объектам и информации.
Законопроектом предусматривается, в частности, сохранение предусмотренного действующим законодательством механизма обеспечения минимальных потребностей инвалидов по беспрепятственному доступу к услугам и действующим объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур.
Оказание инвалидам помощи при получении услуг, предоставляемых всему населению, возлагается на собственников объектов и поставщиков услуг и не потребует дополнительного субсидирования со стороны государства. Это обусловлено действующим законодательством в сфере защиты прав потребителей, в соответствии с которым услуги должны предоставляться населению при наличии определенного набора условий. Данное требование также относится к дополнительным условиям, необходимым для предоставления услуг инвалидам в доступной для них форме. Механизм и источник финансирования связанных с этим расходов являются такими же, как и в случае создания условий для получения услуг всему населению, то есть путем их включения в стоимость услуги.
Предоставление инвалидам услуг наравне с другими лицами не приводит к снижению конкурентоспособности поставщика услуги. Такая обязанность одинаково распространяется на всех поставщиков услуг, и в связи с этим никто из поставщиков услуг не имеет односторонних преимуществ.
Законопроектом не предусматривается расширение функций организаций, предоставляющих инвалидам услуги, по сравнению с действующим законодательством. Характер их обязанностей законопроектом конкретизируется с учетом специфики отрасли и в зависимости от нарушений функций организма инвалидов, что не является правовым основанием для истребования субсидий из бюджетов бюджетной системы.
Вывод об отсутствии при этом потребности в дополнительных расходах бюджетов бюджетной системы подтверждается уже принятыми в целях исполнения Конвенции законами. В частности, вывод об отсутствии потребности в дополнительных бюджетных расходах при введении аналогичных норм по обеспечению доступности для инвалидов воздушных перевозок на действующих воздушных судах и объектов авиационной инфраструктуры был сделан Правительством Российской Федерации, поддержавшим принятие Федерального закона от 7 июня 2013 года N 124-ФЗ "О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации". Реализация данного Закона подтверждает отсутствие необходимости дополнительных расходов.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"
В связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" не потребуется признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия других актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.