Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 251841-8 "О признании утратившей силу статьи 253 Трудового кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О признании утратившей силу статьи 253 Трудового кодекса Российской Федерации" разработан в целях устранения правовых основ профессиональной и экономической дискриминации женщин.
Конституция запрещает дискриминацию по половому признаку. Статья 19 Конституции РФ гласит, что "государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола", а также, что "мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации".
В России последовательно сокращается список запрещенных для женщин профессий. 1 января 2021 года в силу вступил Приказ Министерства труда и социальной защиты от 18 июля 2019 г. N 512н (далее - приказа), который сократил список запрещенных профессий для женщин с 456 пунктов до 100.
Однако в приказе остается ряд профессий, ограничения по которым представляются неоднозначными и необоснованными. Согласно приказу, труд женщин по-прежнему ограничивается на работы по непосредственному тушению пожаров; работы в растениеводстве, животноводстве, птицеводстве и звероводстве с применением ядохимикатов, пестицидов и дезинфицирующих средств (в возрасте до 35 лет); работы по уходу за отдельными видами сельскохозяйственных животных (племенные быки, жеребцы, хряки); работы, выполняемые машинистом автогрейдера, автогудронатора, автоямобура, бетононасосной установки, битумоплавильной передвижной установки, бульдозера, грейдера-элеватора, смесителя асфальтобетона передвижного, укладчика асфальтобетона; работы, выполняемые машинистом экскаватора одноковшового, машинист экскаватора роторного (канавокопателя и траншейного); машинистом вагон-весов в черной металлургии; оператором заправочных станций, занятым заправкой летательных аппаратов этилированным бензином, а также заправкой спецмашин этилированным бензином; водолазные работы, включая работы по управлению гидромонитором под водой и т.д.
Перечень запрещённых для женщин профессий ограничивает их возможность получать больший доход. В этом списке - работа в нефтехимической, добывающей, металлургической промышленности. В итоге женщины трудоспособного возраста вынуждены работать в отраслях, зарплата в которых меньше, чем в законодательно принятых "мужских", а затем получают соответственно меньшую пенсию.
Представляются необоснованными запреты для женщин работать пожарными, машинистами, укладчиками, водолазами и на других профессиях. Для женщин это ограничения на развитие в профессии и доступ к высокооплачиваемой работе. Для мужчин - публично заявляемые неравные условия заботы о здоровье граждан со стороны государства. Перечень запрещённых профессий - это неэффективная забота о здоровье женщин. Многим из них приходится работать в сложных условиях по профессиям, которые традиционно считаются женскими. Например, в законе вводится запрет для женщин поднимать и перемещать грузы больше 10 килограмм. Но медсестры и санитарки перекладывают лежачих больных, которые весят намного больше, а получают за свою работу зачастую сильно меньше, чем мужчины на работах из "запрещённого перечня".
Основанием для принятия приказа является статья 253 Трудового Кодекса Российской Федерации. Законопроектом предлагается признать указанную статью утратившей силу и, соответственно, исключить из законодательства основания для принятия подзаконных актов, ограничивающих применение труда женщин.
Исключение оснований из законодательства по ограничению применения труда женщин также не противоречит части 1 статьи 38 Конституции Российской Федерации "Материнство и детство, семья находятся под защитой государства", поскольку часть 2 указанной статьи гласит "Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.".
Кроме этого, выбор семьи или профессий - это индивидуальный выбор каждого человека, и государство оставляет все стимулирующие меры по повышению рождаемости и выбора семьи. При этом представляется недопустимым законодательно ограничивать женщин, которые целенаправленно намерены развиваться в выбранной профессии.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О признании утратившей силу статьи 253 Трудового кодекса Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О признании утратившей силу статьи 253 Трудового кодекса Российской Федерации" дополнительных расходов федерального бюджета не потребует.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О признании утратившей силу статьи 253 Трудового кодекса Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О признании утратившей силу статьи 253 Трудового кодекса Российской Федерации" потребует признания утратившими силу следующих нормативно-правовых актов:
1) Приказ Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 июля 2019 г. N 512н "об утверждении перечня производств, работ и должностей с вредными и (или) опасными условиями труда, на которых ограничивается применение труда женщин";
2) Подпункт 5.2.22 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 610;
3) Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 14 сентября 2021 г. N 629н "Об утверждении предельно допустимых норм нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.