Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 251790-8 "О внесении изменений в статью 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Законопроект разработан в целях поддержки предприятий строительной отрасли в связи с макроэкономической и внешнеполитической ситуацией.
Предлагается увеличить на 50% предельные значения обязательств по договорам в зависимости от уровня ответственности члена саморегулируемой организации (далее - СРО). Действующее соотношение взносов в компенсационные фонды возмещения вреда и обеспечения договорных обязательств с предельными значениями размера обязательств было принято в 2018 году. По данным Росстата в период с 2018 года по сентябрь 2022 года стоимость строительных материалов увеличилась более, чем на 50% (по соответствующей группе в расчете Индексов потребительских цен на отдельные группы непродовольственных товаров), что повлекло за собой увеличение за данный период размеров обязательств по контрактам с аналогичным составом работ. К примеру, себестоимость аналогичных проектов детского сада на 99 мест в г. Белгород в 2018 году составляла 151,5 млн рублей, в 2022 году - 223,6 млн рублей (+48%). Общая статистика заключения конкурентными способами государственных контрактов на выполнение строительных работ (в соответствии с Федеральным закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 N 44-ФЗ) демонстрирует аналогичную динамику: в 2018 году средняя стоимость таких контрактов составляла 26,6 млн рублей, в 2022 году - 58,0 млн рублей.
В целях сокращения разрыва между предельными значениями обязательств в соответствии с первым уровнем ответственности (60 млн рублей) и вторым уровнем ответственности (500 млн рублей) законопроектом предлагается повысить предельные значения первого уровня ответственности в два раза до 120 млн рублей без увеличения размера взносов.
Предлагаемая норма обеспечит возможность участия подрядных организаций в реализации проектов строительства соответствующего масштаба без дополнительных финансовых затрат на повышение уровня ответственности.
В соответствии с имеющейся правоприменительной практикой, предлагаемый пересмотр предельных значений обязательств по договорам не приведет к нарушению одного из принципов законодательства о градостроительной деятельности - обеспечение возмещения в полном объеме вреда, причиненного физическим, юридическим лицам в результате нарушений требований законодательства о градостроительной деятельности или невыполнения договорных обязательств членом СРО. Согласно докладу Минэкономразвития России "О состоянии развития саморегулирования предпринимательской и профессиональной деятельности в Российской Федерации" (2021 год), формирование компенсационных фондов является в настоящее время невостребованным механизмом обеспечения имущественной ответственности членов СРО. Общая сумма выплат за весь период работы системы саморегулирования в строительной отрасли составляет 0,2% от объема компенсационных фондов возмещения вреда и обеспечения договорных обязательств, размещенных на специальных счетах в кредитных организациях, по состоянию на 1 января 2021 года.
Проектируемые законопроектом нормы не нарушают баланс интересов членов саморегулируемых организаций и потребителей выполненных ими работ и услуг, и при этом позволяют расширить возможности подрядных организаций участвовать в реализации инвестиционно-строительных проектов.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.