Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 251857-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О страховых пенсиях" в целях повышения уровня пенсионного обеспечения в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
В современном мире процессы роста продолжительности жизни и снижения рождаемости ведут к закономерному старению населения. Перед разными государствами возникают общие проблемы обеспечения нормальной жизни для людей, вышедших из трудоспособного возраста, обеспечения достойной старости для своих граждан.
Согласно глобальному индексу "AgeWatch" Россия занимает 65 место из 96 стран по уровню социального и экономического благополучия пожилых людей. При этом Беларусь, ВВП на душу населения которой в 2015 году был в полтора раза меньше чем у России, заняла 64 позицию, а, например, Венгрия, у которой ВВП на душу населения такой же как у России - 39 место. В сравнении со станами БРИКС положение России выглядит следующим образом: Китай (52), Бразилия (56), Россия (65), Индия (71), ЮАР (78).
Необходимо предпринять решительные меры для улучшения жизни пожилых людей. Старость должна перестать ассоциироваться с бедностью и лишениями.
Центральное место в вопросах обеспечения достойного уровня жизни пожилых, в сокращении бедности и неравенства занимает эффективная и справедливая пенсионная система, ее задача помочь человеку после выхода на заслуженную пенсию вести достойную и полноценную жизнь.
Согласно предложенному законопроекту каждому пенсионеру, которому назначена страховая пенсия по старости, раз в год в декабре месяце будет выплачиваться дополнительная страховая пенсия по старости (так называемая "тринадцатая пенсия").
Указанное нововведение направлено на поддержку одной из наименее социально защищенных категорий наших сограждан - пенсионеров. Установление дополнительной страховой пенсии по старости позволит повысить уровень благосостояния граждан данной категории, будет способствовать восстановлению социальной справедливости в отношении лиц, всю жизнь проработавших в интересах развития страны.
Кроме того, предложенные поправки предусматривают также двукратное увеличение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости лицам, достигшим возраста 70 лет (а не 80 лет - как в действующей редакции закона).
Принятие указанных изменений позволит повысить социальную ответственность государства по отношению к лицам, детство и юность которых проходило в крайне тяжелых условиях, связанных с Великой Отечественной войной и последующим восстановлением народного хозяйства.
Согласно предложенному законопроекту в периоды, засчитываемые в страховой стаж, дополнительно будет включено время получения среднего профессионального образования и высшего образования по очной форме обучения граждан, обучавшихся и окончивших государственные или муниципальные образовательные организации.
Время ухода одного из родителей за каждым ребенком, которое засчитывается в страховой стаж, будет увеличено с полутора лет до трех.
Все указанные меры буду стимулировать повышение общего уровня пенсионного обеспечения в Российской Федерации в интересах граждан старшего возраста.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О страховых пенсиях" в целях повышения уровня пенсионного обеспечения в Российской Федерации"
Настоящим законопроектом предлагается каждому пенсионеру, которому назначена страховая пенсия по старости, раз в год в декабре месяце выплачивать дополнительную страховую пенсию по старости (так называемая "тринадцатая пенсия") в размере страховой пенсии по старости соответствующего лица.
Число пенсионеров, получающих пенсию по старости, составляет 35 млн. 357 тыс. человек, при этом средняя пенсия по старости составляет 18 521 руб. Таким образом, реализация законопроекта в части выплаты "тринадцатой пенсии" потребует порядка 654 млрд. 846 млн. 997 тыс. рублей.
Численность населения в возрасте от 70 до 79 лет включительно составляет 8 млн. 925 тыс. 798 человека, соответственно реализация положений законопроекта о двукратном увеличении фиксированной выплаты (согласно законодательству фиксированная выплата составляет 6044 р.) к страховой пенсии по старости лицам, достигшим возраста 70 лет (сейчас такую доплату получают пенсионеры старше 80 лет), потребует дополнительных расходов в размере порядка 53 млрд. 947 млн. руб.
Указанные дополнительные средства могут быть изысканы в 2023 году за счет улучшения экономической ситуации и повышения доходов федерального бюджета ввиду принимаемых Правительством Российской Федерации мер в период восстановления экономики и её структурной перестройки в условиях внешних экономических санкций.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О страховых пенсиях" в целях повышения уровня пенсионного обеспечения в Российской Федерации"
Принятие настоящего проекта федерального закона не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.