Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 254008-8 "О внесении изменений в статью 333.33 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 333.33 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан во исполнение указания Президента Российской Федерации от 12 января 2022 г. (далее - Поручение) по недопущению на рынок телекоммуникационных услуг недобросовестных операторов связи, не выполняющих обязательные лицензионные требования в части внедрения системы оперативно-разыскных мероприятий (далее - СОРМ).
Законопроект направлен на увеличение размера государственной пошлины с 7,5 тыс. рублей до 1 млн. рублей за предоставление лицензий на осуществление деятельности в области оказания услуг связи, которые содержат лицензионные условия по обеспечению реализации требований к сетям связи и средствам связи для проведения оперативно-разыскных мероприятий.
В рамках данного Поручения также предусматривается введение административных (оборотных) штрафов за неисполнение требований по внедрению на сетях связи оборудования СОРМ.
Реализация требований СОРМ на сетях направлена на обеспечение безопасности граждан и государства.
Телефонные звонки об угрозах террористических актов и с мошенническими целями осуществляются с использованием подмены номера и в связи с этим обнаружить местонахождение звонившего затруднительно. Эти действия причиняют значительный ущерб интересам государства и общества.
По данным МВД России ущерб, связанный с заведомо ложными сообщениями о минировании торговых центров, больниц, школ, университетов и других объектов с большим скоплением людей, возрастает с каждым годом и составляет сотни миллионов рублей в год.
Органами ФСБ России совместно с операторами связи после получения последними соответствующей лицензии в срок до 6 месяцев разрабатываются планы внедрения СОРМ с указанием срока их ввода в эксплуатацию.
С момента получения лицензии на оказание услуг связи до момента реализации СОРМ и появления у Роскомнадзора права на плановую проверку выполнения лицензионных требований может пройти продолжительный период времени (от 1 года до 3 лет).
Исходя из информации, представленной на открытых ресурсах производителей, стоимость оборудования СОРМ зависит от передаваемого оператором связи объема трафика и скорости передачи. Например, для скорости 0-3 Гбит/с стоимость оборудования будет варьироваться от 2 до 4,5 млн. рублей, для скорости 3-6 Гбит/с - от 3 до 6 млн. рублей, для скорости 6-10 Гбит/с - от 4 до 7,5 млн. рублей. При этом, в эту стоимость будут включены работы по монтажу и пусконаладке, услуги по хранению данных на 3 года и гарантийное обслуживание оборудования в течение 1 года с даты поставки.
Для операторов связи, не имеющих возможности приобрести оборудование СОРМ на начальном этапе своей деятельности, на рынке телекоммуникаций предоставляются услуги по реализации СОРМ без его покупки ("аутсорминг"). При этом, такая услуга полностью соответствует требованиям законодательства по обеспечению СОРМ. Стоимость подключения услуги зависит от передаваемого оператором связи объема трафика и составляет от 500 тыс. рублей до 800 тыс. рублей с ежемесячной арендной платой от 55 до 110 тыс. рублей соответственно.
В связи с нежеланием финансировать приобретение необходимого оборудования многие операторы и предприниматели, действующие в сфере связи, уклоняются от исполнения мероприятий, предусмотренных планами внедрения СОРМ.
Результаты контрольной (надзорной) деятельности показывают, что не все операторы связи в полном объеме обеспечивают реализацию СОРМ или не обеспечивают ее совсем.
Количество нарушений требований по внедрению СОРМ составило:
в 2020 г. - 954 нарушения (206 нарушителей - юридические лица);
в 2021 г. - 1096 нарушений (211 нарушителей - юридические лица);
в 2022 г. (6 мес.) - 404 нарушения (80 нарушителей - юридические лица).
В 2020 г. за нарушения в части СОРМ вынесено 728 предупреждений и оформлено 243 штрафа (от 3 до 40 тыс. руб.) на общую сумму около 4 млн. руб.
В 2021 г. - 901 предупреждение и 400 штрафов (от 3 до 100 тыс. руб.) на общую сумму около 15,5 млн. руб.
В 2022 г. (6 мес.) - 355 предупреждений и 95 штрафов (от 3 до 100 тыс. руб.) на общую сумму около 3 млн. руб.
Из представленных данных следует, что нарушителю проще заплатить незначительный административный штраф, чем устанавливать оборудование СОРМ, что подтверждает неэффективность и недостаточную жесткость действующего правового регулирования.
Согласно статистическим данным на территории Российской Федерации по итогам 2021 года выдано 28466 лицензий на оказание услуг связи, по заявлениям лицензиатов прекращено 1150 лицензий, оформлено новых лицензий - 2358.
Анализ показывает, что в 2019 году новым лицензиатам по трем наиболее востребованным лицензиям было выдано 466 лицензий. К 2021 году только по 74 лицензиям из них (16%) начали оказываться услуги связи.
Недобросовестные субъекты предпринимательской деятельности, в действиях которых выявлены нарушения реализации СОРМ, обращаются в Роскомнадзор с заявлением о прекращении действия лицензии на оказание услуг связи и сразу же подают заявление на получение аналогичной новой лицензии.
При этом у Роскомнадзора отсутствуют основания для отказа в прекращении действия действующей лицензии и выдачи новой лицензии на оказание услуг связи.
С учетом либерализации процессов лицензирования пакет документов, необходимый для получения лицензии на оказание услуг связи, существенно сокращен, а пошлина для оформления новой лицензии на сегодняшний день составляет 7 500 рублей.
Законопроект в том числе направлен на выполнение принципов соразмерности так как действующей статьей 13.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за неисполнение обязанности по реализации требований СОРМ предусмотрено наложение административного штрафа на юридических лиц - от 300 до 500 тыс. рублей, а за повторное нарушение - от 2 до 6 млн. рублей.
В настоящее время стоимость получения новой лицензии несоизмеримо меньше размера действующих штрафов за административные правонарушения в части внедрения СОРМ, а с учетом дальнейшего повышения штрафов эта разница будет еще больше, что позволит путем получения новой лицензии избежать оплаты штрафа.
Увеличение стоимости получения лицензий в области связи до размеров, сопоставимых с размером штрафа за административное правонарушение в части внедрения СОРМ и стоимостью подключения соответствующего оборудования или его аренды приведет к сокращению недобросовестных операторов связи, а также повышению эффективности выполнения требований законодательства об обеспечении СОРМ со стороны операторов связи, мотивированных на качественную и добросовестную работу.
Законопроект не содержит требований, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Принятие законопроекта не повлечет за собой изменений финансовых обязательств государства и не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов, а также дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе и положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие законопроекта не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 333.33 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Реализация проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 333.33 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" не потребует дополнительного финансирования из федерального бюджета и будет осуществляться в пределах установленной штатной численности федеральных органов исполнительной власти и ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на их содержание и выполнение установленных функций.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 333.33 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 333.33 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия иных законодательных актов Российской Федерации.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 333.33 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 333.33 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия иных нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.