Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 253939-8 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
В соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации от 2 июля 2021 года N 400 обеспечение государственной и общественной безопасности осуществляется путем реализации государственной политики, направленной на решение задач в области повышения уровня антитеррористической защищенности объектов жизнеобеспечения населения, организаций оборонно-промышленного, атомного энергопромышленного, ядерного оружейного, химического, топливно-энергетического комплексов страны, объектов транспортной инфраструктуры, других критически важных и потенциально опасных объектов.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 11 марта 2019 N 97 "Об основах государственной политики Российской Федерации в области обеспечения химической и биологической безопасности на период до 2025 года и дальнейшую перспективу" разработка дополнительных мер по противодействию преднамеренным угрозам, связанным с возможностью совершения террористических актов, диверсий и применения химического и (или) биологического оружия относится к числу основных задач государственной политики в области обеспечения химической и биологической безопасности.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2019 года N 216 "Об утверждении доктрины энергетической безопасности Российской Федерации" трансграничной угрозой энергетической безопасности является террористическая и диверсионная деятельность, наносящая ущерб инфраструктуре и объектам топливно-энергетического комплекса.
В настоящее время действующие меры ответственности за преступления диверсионной направленности не соотносятся со степенью общественной опасности и организованности таких преступлений, совершение которых направлено на причинение значительного экономического ущерба, угроз жизни и безопасности граждан, безопасности важных объектов.
Для исключения разбалансированности механизмов ответственности предлагаются комплексные меры, направленные на неотвратимость и соразмерность наказания в целях обеспечения защиты жизни и безопасности граждан, обеспечения государственной безопасности.
Уголовный кодекс Российской Федерации предлагается дополнить новыми составами преступлений, устанавливающими ответственность за финансирование, склонение, вербовку или иное вовлечение лица в совершение диверсионной деятельности; за прохождение обучения в целях осуществления диверсионной деятельности, за организацию диверсионного сообщества и участия в нем.
Преступления диверсионной направленности по степени общественной опасности соотносимы с преступлениями террористической направленности, поскольку совершаются с целью подрыва экономической безопасности и обороноспособности страны.
Кроме того, к обстоятельствам, отягчающим уголовное наказание, предлагается отнести совершение преступления в целях пропаганды, оправдания и поддержки диверсии.
С учетом вышеуказанных подходов необходимые изменения вносятся в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации.
В предлагаемой редакции законопроект полностью поддержан Правительством Российской Федерации и Верховным Судом Российской Федерации.
Реализация Федерального закона позволит решить ключевую задачу - создать механизм противодействия и упреждения вовлечения лиц в опасную диверсионную деятельность и подстрекательству к совершению преступления, повысить гарантии безопасности жизни и здоровья граждан.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации"
Проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" не предусматривает расходы, покрываемые за счет федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных нормативных правовых актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.