Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 254528-8 "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "Об аудиторской деятельности"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона разработан по результатам анализа практики применения Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (далее - Федеральный закон) и Федерального закона от 22 апреля 1996 г. N 39-Ф3 "О рынке ценных бумаг".
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 5 Федерального закона бухгалтерская (финансовая) отчетность профессиональных участников рынка ценных бумаг, в том числе инвестиционных советников, подлежит обязательному аудиту. Однако проведенный анализ показал, что обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности является излишней обязанностью для инвестиционных советников, возложенной на них федеральным законодательством. Исходя из Федерального закона от 22 апреля 1996 г. N 39-Ф3 "О рынке ценных бумаг", инвестиционные советники не получают в собственность или на хранение имущество клиентов, к ним не предъявляются требования о минимальном размере или нормативах достаточности собственных средств (капитала) и иные финансовые нормативы. Бухгалтерская (финансовая) отчетность инвестиционных советников не представляет интереса для широкого круга субъектов гражданского оборота.
В связи с этим проектом федерального закона предусматривается отмена требования об обязательном аудите бухгалтерской (финансовой) отчетности инвестиционных советников, осуществляющих деятельность по инвестиционному консультированию, равно как и совмещающих эту деятельность с любой иной деятельностью, не подлежащей лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации. Данная мера направлена на развитие регулирования и стимулирование деятельности инвестиционных советников, снижение административной и финансовой нагрузки на них. При этом требование обязательного аудита сохраняется для тех инвестиционных советников, которые наряду с деятельностью по инвестиционному консультированию осуществляют деятельность, связанную с профессиональной деятельностью на рынке ценных бумаг и деятельностью кредитных организаций. Отмена указанного требования предусматривается начиная с бухгалтерской (финансовой) отчетности инвестиционных советников за 2022 год.
Вместе с тем отмена указанного требования не предполагает изменения в системе контроля и надзора за деятельностью указанных инвестиционных советников. В соответствии с Федеральными законами от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и от 13 июля 2015 г. N 223-ФЗ "О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка" инвестиционные советники как профессиональные участники рынка ценных бумаг подконтрольны (поднадзорны) Банку России и саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, членами которой они обязаны быть.
Проектом федерального закона также предлагается ввести новую часть 1.1 статьи 5 Федерального закона "Об аудиторской деятельности", согласно которой обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности проводится также в случае, когда эта отчетность освобождена от обязательного аудита по одному из оснований, предусмотренных Федеральным законом или иным федеральным законом, но подлежит обязательному аудиту по другому основанию, предусмотренному Федеральным законом или иным федеральным законом.
Данное нововведение направлено на недопущение правовой неопределенности в правоприменении части 1 статьи 5 Федерального закона "Об аудиторской деятельности", возникающей с введением специального регулирования освобождения бухгалтерской (финансовой) отчетности инвестиционных советников от обязательного аудита.
В проекте федерального закона отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставлений лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования).
Проект федерального закона не вводит новые обязательные требования, не затрагивает запреты и ограничения, отменяет установленное в настоящее время Федеральным законом требование об обязательном аудите бухгалтерской (финансовой) отчетности инвестиционных советников, осуществляющих деятельность по инвестиционному консультированию, равно как и совмещающих эту деятельность с любой иной деятельностью, не подлежащей лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации, и не приведет к дополнительным расходам названных инвестиционных советников.
Принятие проекта федерального закона не окажет влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации. Проект федерального закона соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие проекта федерального закона повлечет уменьшение расходов инвестиционных советников, осуществляющих деятельность по инвестиционному консультированию, равно как и совмещающих эту деятельность с любой иной деятельностью, не подлежащей лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации, за счет отмены обязательного аудита их бухгалтерской (финансовой) отчетности, не повлечет социально-экономических и иных последствий для инвестиционных советников.
Реализация проекта федерального закона не потребует дополнительных расходов средств федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "Об аудиторской деятельности"
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "Об аудиторской деятельности" не потребует выделения дополнительных средств из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "Об аудиторской деятельности"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "Об аудиторской деятельности" не потребует признание утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "Об аудиторской деятельности"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "Об аудиторской деятельности" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.