Пояснительная записка
по вопросу ратификации Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь об общих принципах налогообложения по косвенным налогам"
Во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2022 г. N 2583-р 3 октября 2022 г. в г. Москве подписан Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь об общих принципах налогообложения по косвенным налогам (далее - Договор).
Договор разработан в целях реализации Союзной программы по гармонизации налогового и таможенного законодательства Республики Беларусь и Российской Федерации и сотрудничеству в таможенной сфере, утвержденной Декретом Высшего Государственного Совета Союзного государства от 4 ноября 2021 г. N 6.
Основными целями Договора являются устранение налоговых барьеров во взаимной торговле и иных формах экономического сотрудничества хозяйствующих субъектов, обеспечение целостности фискальной базы Сторон и формирование единого информационного пространства для системного сотрудничества и взаимной помощи налоговых органов Сторон в противодействии уклонению от уплаты косвенных налогов, в том числе при трансграничной торговле.
Договор предусматривает гармонизацию налогового законодательства Республики Беларусь и Российской Федерации и сотрудничество Сторон в сфере налогового администрирования:
приведение законодательства Сторон по косвенным налогам (налогу на добавленную стоимость и акцизам) в соответствие с положениями Договора, в частности, закрепляются размеры минимальных налоговых ставок, перечень освобождений и льгот по косвенным налогам;
порядок и условия предоставления межгосударственных бюджетных трансфертов Республике Беларусь;
создание интегрированной системы администрирования косвенных налогов (ИСА КН) в целях передачи информации для сквозного анализа данных по налогу на добавленную стоимость;
создание коллегиального органа - Наднационального налогового комитета, основной функционал которого заключается в координации сторон по реализации Договора.
Договор содержит иные правила, чем предусмотренные законодательством Российской Федерации.
В частности, в соответствии со статьей 4 Договора предусмотрено, что Стороны в своем налоговом законодательстве устанавливают налоговые ставки по подакцизным товарам в размерах не ниже размеров минимальных ставок. При этом минимальные ставки на подакцизные товары устанавливаются Договором. В то же время законодательством Российской Федерации о налогах и сборах не предусмотрено установление минимальных ставок в отношении косвенных налогов.
Также согласно статье 56 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) льготы по федеральным налогам (в числе которых и возможность не уплачивать налог) устанавливаются и отменяются Кодексом. При этом Договором установление освобождений и льгот по косвенным налогам ограничено определенным кругом (пункт 5 статьи 4, пункты 1, 2 статьи 5 Договора). Расширение перечня освобождений и льгот возможно по решению Наднационального налогового комитета.
Кроме того, статьей 10 Договора предусматривается создание межгосударственного коллегиального органа - Наднационального налогового комитета. Согласно пункту 4 статьи 11 Договора все заключения и решения Наднационального налогового комитета, принятые (вынесенные) в соответствии со статьей 11 Договора, являются обязательными для Сторон.
Учитывая изложенное, в соответствии с подпунктами "а" и "д" пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" Договор подлежит ратификации.
В проекте федерального закона "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь об общих принципах налогообложения по косвенным налогам" (далее - законопроект) и проекте постановления Правительства Российской Федерации "О внесении на ратификацию Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь об общих принципах налогообложения по косвенным налогам" (далее - проект постановления) отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Законопроект и проект постановления не противоречат положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация положений Договора не окажет влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Ратификацией Договора устанавливается предоставление Российской Федерацией Республике Беларусь ежемесячных бюджетных трансфертов, сумма которых оценивается в размере порядка 610 млн. долларов США ежегодно, и осуществление налогового администрирования посредством интегрированной системы администрирования косвенных налогов Российской Федерации и Республики Беларусь, расходы на создание, внедрение и сопровождение которой, включая создание информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, составляют до 4028 млн. рублей, в том числе в 2022 году - до 2921 млн. рублей, в 2023 - 2025 годах до 369 млн. рублей ежегодно.
Соглашение между Министерством финансов Российской Федерации и Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь о проведении разработки и внедрении интегрированной системы администрирования косвенных налогов двух стран подписано 15 сентября 2022 г.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь об общих принципах налогообложения по косвенным налогам"
Принятие Федерального закона "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь об общих принципах налогообложения по косвенным налогам" не потребует дополнительных бюджетных ассигнований федерального бюджета.
Ратификацией Договора устанавливается предоставление Российской Федерацией Республике Беларусь ежемесячных бюджетных трансфертов, сумма которых оценивается в размере порядка 610 млн. долларов США ежегодно, и осуществление налогового администрирования посредством интегрированной системы администрирования косвенных налогов Российской Федерации и Республики Беларусь, расходы на создание, внедрение и сопровождение которой, включая создание информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, составляют до 4028 млн. рублей, в том числе в 2022 году - до 2921 млн. рублей, в 2023 - 2025 годах до 369 млн. рублей ежегодно.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь об общих принципах налогообложения по косвенным налогам"
Принятие Федерального закона "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь об общих принципах налогообложения по косвенным налогам" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь об общих принципах налогообложения по косвенным налогам"
Принятие Федерального закона "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь об общих принципах налогообложения по косвенным налогам" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, а также федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.