Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 253849-8 "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации"
Проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" (в части либерализации производства по уголовным делам о преступлениях экономической направленности) (далее - законопроект) разработан во исполнение пункта 9 перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам XXV Петербургского международного экономического форума от 20 июля 2022 г. N Пр-1269.
По данным Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в отношении обвиняемых, указанных в части первой.1 статьи 108 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК) в 2020 году рассмотрено 207 ходатайств об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, из которых удовлетворено - 118 (57%), в 2021 году рассмотрено 212 ходатайств об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, из которых удовлетворено - 151 (71%).
Таким образом, количество случаев избрания меры пресечения в виде заключения под стражу в 2021 году по сравнению с 2020 годом увеличилось на 14%.
Исходя из необходимости и актуальности реализации в Российской Федерации системных мер, направленных на исключение избыточного уголовно-правового воздействия в отношении предпринимателей, законопроектом предлагается внести соответствующие изменения в УПК.
В частности, законопроектом уточняются основания избрания меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении субъектов предпринимательской деятельности и членов органов управления коммерческих организаций, устанавливается приоритет применения судом в отношении указанных лиц иной меры пресечения, позволяющей продолжить осуществление ими предпринимательской деятельности.
Также предусматривается, что продление срока содержания под стражей и срока предварительного расследования будет осуществляться с согласия руководителя следственного органа по субъекту Российской Федерации и иного приравненного к нему руководителя следственного органа, продление срока дознания - с согласия прокурора субъекта Российской Федерации и приравненного к нему военного прокурора.
Кроме того, статья 109 УПК дополняется частью восьмой4, согласно которой необходимость дальнейшего производства следственных действий не может являться единственным и достаточным основанием для продления срока содержания под стражей. Данная норма вводится в целях исключения случаев продления срока содержания под стражей, если по уголовному делу имеет место неэффективная организация расследования.
Принятие законопроекта позволит расширить гарантии лиц, подозреваемых, обвиняемых в совершении преступлений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в ходе осуществления уголовного преследования.
Реализация положений, предусмотренных законопроектом, не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации"
Реализация положений, предусмотренных проектом федерального закона "О внесении изменений Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" (в части либерализации производства по уголовным делам о преступлениях экономической направленности), не окажет влияния на доходы и расходы и не повлечет дополнительных расходов федерального бюджета и иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" (в части либерализации производства по уголовным делам о преступлениях экономической направленности) не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" (в части либерализации производства по уголовным делам о преступлениях экономической направленности) не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.