Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 254889-8 "О признании утратившим силу Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 22.12.1992 года N 2215-1 "О вступлении в Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития и Международную ассоциацию развития"
Досье на проект федерального закона
Данный законопроект содержит предложения по признанию утратившим силу Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 22.12.1992 года N 2215-1 "О вступлении Российской Федерации в Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития и Международную ассоциацию развития", в связи с политикой, проводимой в отношении Российской Федерации Международным валютным фондом и Международным банком реконструкции и развития с 2014 года, а также санкционной политикой, направленной против Российской Федерации недружественными зарубежными государствами, во главе США и стран - членов НАТО, особенно усилившейся после февраля 2022 года.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Здесь и далее по тексту вместо слов "от 22.12.1992 года N 2215-1" следует читать "от 22.05.1992 года N 2815-1"
В данном проекте федерального закона "О признании утратившим силу Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 22.12.1992 года N 2215-1 "О вступлении в Международный валютный фонд и Международный банк реконструкции и развития и Международную ассоциацию развития", указано следующее:
1) в статье 1:
"Признать утратившим силу Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 22.12.1992 года N 2215-1 "О вступлении в Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития и Международную ассоциацию развития" (Ведомости Совета народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 22, ст. 1180, Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 45, ст. 5756)".
2) в статье 2:
"Денонсировать Протокол о вступлении Российской Федерации в Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития и Международную ассоциацию развития", подписанный 12 октября 1992 года.".
3) в статье 3:
"Правительству Российской Федерации привести свои нормативные акты в соответствии с настоящим Федеральным законом.".
Обоснование целесообразности прекращения или приостановления международного договора
Как было отмечено в законопроекте "О признании утратившим силу Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 22.12.1992 года N 2215-1 "О вступлении в Международный валютный фонд и Международный банк реконструкции и развития и Международную ассоциацию развития" России рекомендуется денонсировать следующие международные договоры:
- Статьи Соглашения Международного валютного фонда (МВФ) 1944 г.;
- Статьи Соглашения Международного банка реконструкции и развития (МБРР) 1944 г.;
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "1944" следует читать "1945"
- Статьи Соглашения Международной ассоциации развития.
1. Анализ Статей Соглашения Международного валютного фонда (МВФ) 1944 г. в целях обоснования предложения о признании утратившим силу Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 22.12.1992 г. N 2815-1
Соглашениях 1992 года Международный валютный фонд (МВФ) - специализированное учреждение Организации Объединенных Наций (далее - ООН), г. Вашингтон, созданное 27.12.1945 г. В МВФ участвуют 190 государств-членов.
Согласно ст. 3 Статей Соглашения о МВФ, для каждого государства установлена квота, которая выражается в специальных правах заимствования (далее - СПЗ). Квоты пересматриваются каждые пять лет. Размер квоты влияет на право голоса при принятии решений и доступе к финансированию МВФ. Взносы в МВФ также осуществляются в соответствии с квотами. При расчете квоты учитывается валовой внутренний продукт (далее - ВВП), открытость экономики и ее изменчивость, а также международные резервы страны.
В 2022 году доля квоты России в капитале МВФ - 2,59%, а доля квоты США - 16,5%. Совокупная доля стран, поддержавших антироссийские санкции, в капитале МВФ - более 50% (США - 16,5%, Канада - 2,2%, Италия - 3,2%, Япония - 6,4%, Великобритания - 4,03%, Германия - 5,3%, Франция - 4,03% и др.) На сайте МВФ прямо сказано, что наибольший вклад в ресурсы МВФ вносят США, Япония, Франция, Германия, Италия и Великобритания.
Поскольку именно доля квот определяет право голоса страны при принятии решений и доступе к финансированию, влияние России на процесс принятия решения в МВФ минимально. Вместе с тем Россия вынуждена регулярно делать взносы в капитал МВФ в соответствии со своей квотой. По данным СМИ ежегодный взнос России в МВФ составляет около 11,7 млн долл. США.
На официальном сайте МВФ, размещен план ежегодных взносов России в МВФ, запланированных на будущее. Этот план представлен в Таблице 2.
Таблица 2 - План ежегодных взносов России в МВФ в 2022 - 2026 гг.
Год |
2022 |
2023 |
2024 |
2025 |
2026 |
СДР, млн |
2,83 |
11,66 |
11,66 |
11,65 |
11,66 |
Статьи Соглашения МВФ были разработаны в 1944 г., в том числе с участием представителей советской делегации. Однако, СССР отказался подписать данный документ и ратифицировать его. СССР не устраивала система распределения квот (его квота была третьей по размеру) и право МВФ диктовать свои условия по вопросам внутренней политики.
Россия присоединилась к Статьям Соглашения МВФ и стала членом МВФ в 1992 году. Как видим, мизерный размер квоты и возможность МВФ вмешиваться в вопросы внутренней политики не были препятствием для ельцинской России. Вступив в МВФ, страна утратила суверенитет и превратилась в колонию. Вступление было оформлено Постановлением Верховного Совета РФ от 22.05.1992 г. N 2815-1 (действует в ред. от 03.11.2010 г.) "О вступлении Российской Федерации в Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития и Международную ассоциацию развития".
Согласно Постановлению, Россия (в лице Правительства РФ) приняла Статьи Соглашения МВФ и условия, установленные в резолюциях Совета Управляющих Фонда (п. 1). Аналогичные заявления сделаны в отношении Международного банка реконструкции и развития (МБРР) и Международной ассоциации развития (MAP). В п. 3 Постановления указано, что Правительство РФ по согласованию с Верховным Советом РФ получает от имени Российской Федерации займы от МБРР и ассоциированных с ним организаций и может предоставлять гарантии по займам в соответствии с положениями соглашений о займах и гарантиях (п. 3).
Министерство финансов РФ представляет РФ в Совете управляющих МВФ и осуществляет голосование от имени РФ по вопросам, требующим решения Совета управляющих МВФ.
Центральный банк РФ (далее - Банк России) за счет своих средств осуществляет операции и сделки, предусмотренные Соглашением МВФ и договорами с ним. ЦБ РФ является депозитарием средств МВФ, МБРР и MAP в валюте РФ (п. 4 Постановления). Согласно Федеральному закону от 10.07.2002 г. N 86-ФЗ (ред. от 30.12.2021) "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" Центральный банк РФ является депозитарием средств МВФ в валюте Российской Федерации, осуществляет операции и сделки, предусмотренные Статьями Соглашения МВФ и договорами с МВФ (п. 18.2. ст. 4).
Функциями МВФ являются содействие международному сотрудничеству в денежной политике, расширение мировой торговли, кредитование, стабилизация денежных обменных курсов, консультирование стран-дебиторов (должников), разработка стандартов международной финансовой статистики, сбор и публикация международной финансовой статистики.
Конкретно функциям (точнее целям) МВФ посвящена статья 1 Статей Соглашения о МВФ. К ним относятся:
- развитие международного сотрудничества в валютно-финансовой сфере;
- содействие расширению и росту международной торговли, доходов и производительных ресурсов государств-членов;
- поддержание стабильности валют и упорядоченного валютного режима среди государств-членов, избежание девальвации валют в целях получения преимущества в конкуренции;
- оказание помощи в создании многосторонней системы расчетов по текущим операциям между государствами-членами, а также в устранении валютных ограничений, препятствующих росту мировой торговли;
- предоставление займов государствам-членам для исправления диспропорций в их платежных балансах;
- сокращение нарушения равновесия внешних платежных балансов государств-членов.
На сайте МВФ сказано, что его тремя важнейшими функциями являются:
- наблюдение за экономической ситуацией в странах и предоставление им рекомендаций;
- кредиты и другая финансовая помощь;
- техническая помощь и обучение кадров.
Решения МВФ о выделении кредитов принимаются простым большинством, а решения по наиболее важным вопросам - квалифицированным большинством в 70% голосов. Многие решения, определяющие политику МВФ, принимаются в рамках G20 и G7.
Важнейшими обязательствами государств являются обязательства в отношении валютного режима. Согласно ст. IV Статей Соглашения, каждое государство-член обязуется сотрудничать с МВФ и другими государствами-членами в обеспечении упорядоченности валютных режимов и в содействии стабильности системы обменных курсов, в частности:
- направляет свою экономическую и финансовую политику на стимулирование экономического роста;
- поддерживает базовые экономические условия и денежно-кредитную систему, которая исключает непредсказуемые сбои;
- избегает манипулирования обменными курсами или международной валютной системой, в том числе для получения несправедливого конкурентного преимущества перед другими государствами-членами.
При этом валютный режим включает режим сотрудничества, в рамках которого государства-члены поддерживают стоимость своих валют по отношению к стоимости валюты или валют других государств-членов.
Таким образом, Россия обязана проводить такую валютную политику, которая лишает ее валютной самостоятельности, в частности, лишает права повышать или понижать обменный курс рубля, а также делает необходимым привязку обменного курса рубля к иностранной валюте.
Статьи Соглашения о МВФ не предусматривают возможности исключения из МВФ, на что обращается внимание как в отечественной, так и в иностранной литературе. Предусмотренные процедуры принятия решений в МВФ предполагают голосование всех членов МВФ, и необходимого количества голосов для исключения не собрать. Поэтому поставлен вопрос не об исключении и даже не о приостановке членства, а об ограничении полномочий Российской Федерации в МВФ. Директор-распорядитель МВФ Кристалина Георгиева подчеркнула, что страну можно исключить только на основании нарушения экономических обязательств в соответствии с уставом МВФ, а Россия выполняет все обязательства. В январе 2005 г. Россия погасила всю задолженность перед Фондом, и сама выступает кредитором МВФ.
Всего за период 1992 - 1999 гг. Россия получила от МВФ кредитов на 25 млрд СПЗ, что было оформлено 7 кредитными договоренностями. После дефолта 1998 г. кредитование было остановлено, фактически были использованы лишь 22 млрд долл. США.
Специфика кредитования МВФ состоит в том, что он предоставляет так называемые обусловленные или связанные кредиты. Предоставление кредитов обусловливается обязательством государства - заёмщика следовать определенной программе, разработанной МВФ. При этом в основе политики МВФ лежат принципы так называемого Вашингтонского консенсуса.
Данные принципы были разработаны и опубликованы в работе английского экономиста Дж. Уильямсона (John Williamson) под названием "Перестройка Латинской Америки: что произошло?" (Latin American Adjustment: How Much Has Happened?) в 1989 г. В работе Уильямсона анализируется набор рекомендаций, которые предлагались в 80-е годы фондом странам Латинской Америки и которые были воплощены в жизнь. Работа, очевидно, была написана по заказу МВФ, поскольку фонд в своей практической работе с любыми странами (не только латиноамериканскими) стал руководствоваться набором рекомендаций из исследования Уильямсона. Их и стали называть "Вашингтонским консенсусом", поскольку рекомендации согласовывались в Министерстве финансов США и предназначались для МВФ и Всемирного банка, а офисы всех трёх организаций находятся в городе Вашингтоне.
Принципы Вашингтонского консенсуса включают 10 рекомендаций:
1. Поддержание минимального дефицита бюджета.
2. Отказ от субсидий в пользу инвестиций.
3. Снижение налоговых ставок и расширение налогооблагаемых субъектов.
4. Либерализация финансовых рынков для поддержания низкой кредитной ставки.
5. Свободный обменный курс национальной валюты.
6. Либерализация внешней торговли за счёт снижения ставок импортных пошлин.
7. Снижение ограничений для прямых иностранных инвестиций.
8. Приватизация государственных предприятий и госсобственности.
9. Дерегулирование: устранение препятствий входа на рынок или выхода из него.
10. Защита прав собственности.
Данная практика оказалась разрушительной для таких стран, как Россия, Аргентина и др. стран. В частности, следующие принципы МВФ:
- экономическая либерализация приводит к захвату рынка иностранными компаниями,
- ограничение инвестиций ведет к деиндустриализации,
- снижение импортных таможенных пошлин - к невозможности защитить свой рынок от иностранных поставщиков.
- свободное движение капиталов приводит к их перетоку в другие страны, способствует росту финансовых спекуляций и офшоризации экономики.
Как верно отмечается в литературе, экономическая политика МВФ не смогла обеспечить стабильность международной финансовой системы, предотвратить скачки валютных курсов, финансовые спекуляции, огромные долги развивающихся стран и финансовые кризисы. Согласно исследованию Брайна Джонсона и Бретта Шефера, с 1965 по 1995 годы МВФ спасал с помощью "Вашингтонского консенсуса" 89 государств. К 2010 году 48 из них оставались примерно в такой же экономической и социальной ситуации, как и до помощи МВФ, а в 32-х - ситуация ухудшилась. Иными словами, деятельность МВФ оказалась деструктивной.
Как отмечал американский конгрессмен Бернард Сандерс, неолиберальная политика МВФ, подталкивающая страны к неограниченной свободной торговле, приватизации и сокращению сетей социальной защиты, стала катастрофой для Латинской Америки и способствовала росту глобальной бедности во всем мире.
Политика МВФ за последние 20 лет, защищающая неограниченную свободную торговлю, приватизацию промышленности, дерегулирование и сокращение государственных инвестиций в здравоохранение, образование и пенсии, оказалась полной неудачей для семей с низкими доходами и среднего класса в развивающихся странах и в странах СНГ.
Представляется, что в сотрудничестве с МВФ у России нет необходимости. Хотя пребывание России в этой организации не накладывает на Россию каких-либо обязательств следовать рекомендациям МВФ, сотрудничество с МВФ целесообразно прекратить в течение ближайшего года с учетом условий, указанных в Соглашении с МВФ.
Кроме того, изменение денежно-кредитной политики России в пользу обретения большей самостоятельности должно осуществляться через изменение роли Центрального банка РФ в структуре государственных органов РФ.
России также необходимо ввести ограничение на трансграничное движение капиталов путем внесения изменений в ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле".
Нельзя не отметить того обстоятельства, что более 300 млрд долл. валютных резервов ЦБ РФ были заморожены властями недружественных стран (ЕС, США и др.), и членство России в МВФ не помешало иностранным властям осуществить указанную заморозку. В связи с этим "резервы" ЦБ РФ фактически значительно уменьшились. Правда, сам Банк России не признает этого факта и на своем сайте указывает, что объем международных резервов России по состоянию на 14 октября 2022 г. составил 544,4 млрд долл. США. При этом по состоянию на 25 февраля 2022 г. (на следующий день после начала СВО) международные резервы составляли 629 млрд долл. США.
Еще одним аргументом в пользу необходимости выхода России из МВФ является отказ США производить операции по обмену СПЗ. В августе 2021 года в обращении находилось около 456 млрд СПЗ (примерно 650 млрд долл. США). Квота России в капитале МВФ составляет 2,71%, что равняется примерно 12,9 млрд СПЗ. СПЗ могут использоваться странами в кредитных сделках, при погашении обязательств между собой и в операциях с участием МВФ (выплата процентов, погашение кредитов, оплата увеличений квот). Страны могут менять СПЗ на валюту.
Однако, в октябре 2022 г. Президент США подписал закон, запрещающий Минфину США участвовать в операциях по обмену СПЗ, находящихся у России и Белоруссии.
Таким образом, принятые недружественными странами антироссийские "санкции", включая:
- "заморозку" резервов Банка России,
- отключение ряда российских банков от системы SWIFT,
- отключение от платежных систем Visa и Mastercard, введение запрета на приобретение российскими лицами ценных бумаг и банкнот, номинированных в валютах стран ЕС,
- запреты на оказание бухгалтерских, аудиторских, юридических услуг российским лицам и прочие подобные меры,
фактически нарушают основополагающие цели (принципы) МВФ, изложенные в статье 1 Статей Соглашения МВФ. Указанные санкции были введены на уровне ЕС, в частности, Постановлениями ЕС 2022/576, 2022/1904.
Данные односторонние ограничительные меры западных стран противоречат таким целям МВФ как развитие международного сотрудничества в валютно-финансовой сфере, содействие расширению и росту международной торговли государств-членов, поддержание стабильности валют, избежание их девальвации, оказание помощи в создании многосторонней системы расчетов. Фактически, принятые односторонние экономические ограничения препятствуют свободному движению капитала. О том, что "санкции" были направлены на экономическую дестабилизацию в России, открыто декларировалось в СМИ.
Тем не менее, со стороны МВФ не последовало осуждения "санкций", а государства - нарушители принципов свободной торговли, то есть те, которые ввели антироссийские "санкции", не были привлечены к какой-либо ответственности или осуждены руководством МВФ за нарушения принципов данной организации.
Таким образом, пребывание России в МВФ не помогло предотвратить принятие против России "санкций" (односторонних экономических мер), которые явно противоречат основным целям и принципам данной организации. Соответственно, России не имеет смысла продолжать участвовать в МВФ.
II. Анализ Соглашения Международного банка реконструкции и развития 1944 г. в целях обоснования предложения о признании утратившим силу Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 22.05.1992 года N 2815-1 "О вступлении в Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития и Международную ассоциацию развития".
Международный банк реконструкции и развития (далее - МБРР) часто именуют Всемирным банком. Это, в частности, выражается и в названии сайта МБРР - www.vsemirnyjbank.org. МБРР входит в группу Всемирного банка вместе с МФК, MAP, МИГА и МЦУИС.
В МБРР участвует 189 государств. Россия присоединилась к МБРР в 1992 году. Присоединение было оформлено Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 22.12.1992 года N 2215-1 "О вступлении в Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития и Международную ассоциацию развития".
Согласно статье 1 Соглашения с Международным банком реконструкции и развития (далее - МБРР), целями Банка являются:
- оказание помощи в реконструкции и развитии территорий членов путем содействия осуществлению капиталовложений в продуктивных целях, в том числе для восстановления экономики, разрушенной или пострадавшей в результате войны, реконверсии производственных предприятий с учетом нужд мирного времени, а также стимулированию развития производственных предприятий и ресурсов в менее развитых странах;
- оказание содействия частным иностранным инвестициям путем предоставления гарантий или участия в займах или иных капиталовложениях, предоставляемых частными инвесторами; а в тех случаях, когда частный капитал недоступен на разумных условиях, дополнение частных инвестиций через предоставление на подходящих условиях финансирования из своего собственного капитала МБРР, и созданных им фондов, и других его ресурсов;
- содействие росту международной торговли и поддержание равновесия платежных балансов путем стимулирования международных инвестиций в целях развития производственных ресурсов членов;
- организация займов или их гарантий, предоставляемых им в связи с международными займами для финансирования полезных и неотложных проектов;
- оказание содействия в плавном переходе от военной экономики к экономике мирного времени.
МБРР сотрудничает со странами со средним уровнем дохода, на долю которых приходится более 60% портфеля проектов МБРР. В частности, МБРР:
- предоставляет финансовые ресурсы в сочетании с аналитическими и техническими услугами;
- предоставляет правительствам рекомендации по стратегическим вопросам, помогая им в проведении реформ.
Кредитные средства зачисляются на специальный целевой счет. Заемщик обязан реализовать финансируемый проект в соответствии с условиями, согласованными с МБРР. "В отличие от МВФ экономическая политика Банка оценивается как взвешенная и эффективная".
Каждый член МБРР получает голоса, состоящие из голосов по акциям (один голос на каждую акцию уставного капитала Банка, принадлежащую члену) плюс дополнительные голоса, рассчитанные по определенной схеме. В частности, доля голосов России равняется 2,67%, тогда как доля США - 15,67%, Великобритании - 3,89%, Франции - 3,89%, Германии 4,23%. Таким образом, доля недружественных государств в совокупности составляет более 50%, что позволяет указанным государствам определять политику МБРР, тогда как влияние России с её 2,67% на принимаемые Банком решения незначительно.
Согласно данным о финансировании, размещенным на официальном сайте МБРР, Банк самостоятельно привлекает большую часть своих средств на мировых финансовых рынках. Так, в 2022 году МБРР выпустил ценные бумаги в различных валютах на общую сумму, эквивалентную примерно 41 млрд долларов.
Размер непогашенной задолженности России по займам перед МБРР по состоянию на 31.06.2021 составил 203 млн долл. США
В прошлом МБРР финансировал преимущественно проекты по улучшению инфраструктуры, однако, в настоящее время на первый план выдвинулась консультативная деятельность банка. Если ранее МБРР финансировал основные объекты инфраструктуры, то в последнее время акцент сместился на реализацию более широких программ содействия промышленному и экономическому развитию. Вместе с МВФ, МБРР использует свой международный статус и финансово-экономические рычаги влияния для поощрения реализации государствами рекомендательных норм, имеющих политический подтекст. Средне- и долгосрочные кредиты, выдаваемые МБРР, являются по сути связанными (обусловленными), поскольку означают согласие страны на проведение ряда реформ в государстве, согласование политического курса с Банком.
Статьи Соглашения МБРР, как и в случае с МВФ, не предусматривают возможности исключения страны - участницы из МБРР, на что обращается внимание в иностранной литературе.
Обычно членство в МВФ является условием членства в МБРР, но МБРР может решить сохранить членство конкретного государства, которое перестало быть членом МВФ (Раздел 1 Статьи II и Раздел 3 Статьи VI Статей соглашения МБРР 1944 г.). В целом МВФ и МБРР в организационном плане базируются на аналогичных основах функционирования и тесно связаны друг с другом.
МБРР не одобрял новое финансирование для России с момента кризиса на Украине в 2014 году. МБРР также приостановил все проекты в России в марте 2022 года. В 2022 году МБРР одобрил экстренное финансирование Украины на сумму 700 млн долл. США. В июне 2022 года он одобрил выделение Украине 1,5 млрд долл. США в рамках более широкого пакета поддержки в размере 4 млрд долл. США, мобилизованного Банком.
Учитывая незначительную долю России при голосовании в МБРР, а также отсутствие необходимости в получении кредитов и займов, в участии России в МБРР нет необходимости. Стоит принять во внимание, что МБРР напрямую финансирует недружественные государства.
III. В законопроекте также предлагается прекратить действие Соглашения с Международной ассоциацией развития (MAP), деятельность которой также управляется МВФ и МБРР;
MAP отдельно рассматриваться не будет, так как не имеет прямого отношения к России. Деятельность Международной ассоциации развития концентрируется на оказании помощи наиболее бедным странам, преимущественно африканским. Как Международная ассоциация развития, так и Международная финансовая компания (МФК) управляются МБРР.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О признании утратившим силу Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 22.05.1992 года N 2815-1 "О вступлении в Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития и Международную ассоциацию развития"
Принятие федерального закона "О признании утратившим силу Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 22.05.1992 года N 2815-1 "О вступлении в Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития и Международную ассоциацию развития" не потребует выделения дополнительных средств из федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О признании утратившим силу Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 22.05.1992 года N 2815-1 "О вступлении в Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития и Международную ассоциацию развития"
Принятие Федерального закона "О признании утратившим силу Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 22.05.1992 года N 2815-1 "О вступлении в Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития и Международную ассоциацию развития" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия других актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.