Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
на проект федерального закона N 232770-8 "О пробации в Российской Федерации",
внесенный Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Проектом федерального закона предусматривается введение института пробации, которая представляет собой совокупность мер, применяемых в отношении осужденных, лиц, в отношении которых назначены иные меры уголовно-правового характера, а также лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказания в виде принудительных работ или лишения свободы, и оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в том числе ресоциализацию, социальную адаптацию и социальную реабилитацию, защиту прав и законных интересов указанных лиц. При этом законопроектом в зависимости от категорий лиц, к которым применяется пробация, закрепляются три вида пробации: исполнительная, пенитенциарная и постпенитенциарная.
По результатам рассмотрения представленного проекта сообщаем следующее.
К правовой основе регулирования отношений в сфере пробации, определяемой в статье 2 проекта, следует отнести также нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, поскольку статьей 7 проекта предусмотрен ряд полномочий указанных органов, в том числе осуществление ими нормативно-правового регулирования в сфере пробации.
Нуждаются во взаимном согласовании положения пункта 2 части 1 статьи 5 и пункта 1 части 1 статьи 11 проекта о наказаниях, не связанных с изоляцией осужденных от общества, при исполнении которых исполнительная пробация не применяется.
Единый реестр лиц, в отношении которых применяется пробация, должен включать в том числе информацию об этих лицах (пункт 13 части 1 статьи 5 и часть 1 статьи 34 проекта).
Включение в перечень лиц, к которым применяется исполнительная пробация, лиц, совершивших в возрасте старше восемнадцати лет преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего четырнадцатилетнего возраста, и страдающих расстройством сексуального предпочтения (педофилией), к которым применены принудительные меры медицинского характера (пункт 6 части 1 статьи 11 проекта), не учитывает, что в соответствии с положениями главы 15 Уголовного кодекса Российской Федерации и статьи 18 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ) принудительные меры медицинского характера, как уголовно-правовая мера, могут быть назначены таким лицам, если они страдают расстройством сексуального предпочтения (педофилией), не исключающим вменяемости. В этом случае принудительные меры медицинского характера применяются при постановлении приговора и исполняются в порядке, установленном УИК РФ (часть четвертая статьи 433 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ). С учетом тяжести совершенного преступления такие лица будут отбывать наказание в виде лишения свободы и в отношении них, исходя из положений статьи 5 проекта, будет применяться пенитенциарная, а не исполнительная пробация.
Если же в данной проектной норме предполагаются лица, в отношении которых ведется производство о применении принудительных мер медицинского характера в порядке главы 51 УПК РФ, то есть лица, совершившие запрещенное уголовным законом деяние в состоянии невменяемости, или лица, у которых после совершения преступления наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение наказания или его исполнение, то суд вынесет постановление об освобождении этого лица от уголовной ответственности или от наказания и о применении к нему принудительных мер медицинского характера (часть первая статьи 443 УПК РФ). С учетом тяжести совершенного деяния такое лицо будет помещено в психиатрический стационар и в отношении него не сможет применяться норма части 2 статьи 12 проекта о сроке применения исполнительной пробации, который не может быть более срока отбывания наказания или иной меры уголовно-правового характера, а также норма части 2 статьи 31 проекта об обращении в уголовно-исполнительную инспекцию с соответствующим заявлением.
В части 1 статьи 14 проекта отсутствует указание на социальную реабилитацию. Вместе с тем в соответствии с частью 1 статьи 4 проекта целью пробации являются ресоциализация, социальная адаптация и социальная реабилитация соответствующих категорий лиц. Замечание аналогичного характера, но касающееся ресоциализации, относится к части 1 статьи 25 проекта.
Предусмотренные частью 1 статьи 16 проекта сроки, не позднее которых администрация учреждения, исполняющего наказание в виде принудительных работ или лишения свободы, осуществляет подготовку осужденных к освобождению и оказывает им содействие в трудовом и бытовом устройстве, не согласуются со сроками, установленными частью первой статьи 180 "Обязанности администрации учреждений, исполняющих наказания, по содействию в трудовом и бытовом устройстве освобождаемых осужденных и в применении к ним мер медицинского характера" УИК РФ.
Виды и формы социальной помощи и содействия осужденным в трудовом и бытовом устройстве, перечисленные в пунктах 1, 4, 7 - 10 части 5 статьи 16 проекта, дублируют отдельные положения статей 108, 112, 180 и 181 УИК РФ, возлагающие на учреждения, исполняющие наказания, обязанность оказывать такие помощь и содействие.
Также перечисленные в пунктах 1 - 5 части 1 статьи 17 проекта обязанности учреждений, исполняющих наказания в виде принудительных работ или лишения свободы, в сфере пенитенциарной пробации уже закреплены в соответствующих статьях УИК РФ в качестве обязанностей указанных учреждений, как учреждений уголовно-исполнительной системы. Кроме того, согласно статье 16 проекта подготовка индивидуальной программы является составной частью подготовки осужденных к освобождению, тогда как в части 1 статьи 17 проекта они представляют собой два самостоятельных вида подготовки.
В пункте 5 части 2 статьи 18 проекта содержится неверная ссылка на пункты 1 - 4 части 1 этой же статьи вместо ссылки на пункты 1 - 4 части 2. Кроме того, из текста данной нормы, предусматривающей право лиц, в отношении которых применяется пенитенциарная пробация, на обжалование действия (бездействия) соответствующих должностных лиц, следует исключить слово "ресоциализации", поскольку согласно пункту 5 части 1 статьи 5 проекта ресоциализация осуществляется в отношении лиц, освободившихся из учреждений, исполняющих наказания в виде принудительных работ или лишения свободы. Замечание аналогичного характера относится к пункту 3 части 3 статьи 18 проекта.
Предусмотренные пунктами 1 и 2 части 3 статьи 18 проекта обязанности лиц, в отношении которых применяется пенитенциарная пробация, являются обязанностями всех осужденных в силу их правового статуса (статья 11 УИК РФ) вне зависимости от применения к ним пробации и ее вида.
Обращаем внимание, что правам учреждений, исполняющих наказания в виде принудительных работ или лишения свободы, и уголовно-исполнительных инспекций запрашивать и получать в 30-дневный срок необходимую информацию от соответствующих органов и организаций, предусмотренным пунктом 2 части 2 статьи 17 и пунктом 1 части 2 статьи 28 проекта, должна корреспондировать обязанность таких органов и организаций предоставлять эту информацию в указанный срок.
Положение части 1 статьи 24 проекта об обеспечении бесплатного доступа к единой цифровой платформа в сфере занятости и трудовых отношений "Работа в России" является излишним, поскольку в соответствии с пунктом 8 статьи 16.2 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-I "О занятости населения в Российской Федерации" информация, содержащаяся на единой цифровой платформе, является общедоступной информацией, за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральным законом. Представление информации, содержащейся на единой цифровой платформе, осуществляется посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также единого портала государственных и муниципальных услуг, региональных порталов государственных и муниципальных услуг на безвозмездной основе.
В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 28 проекта на уголовно-исполнительные инспекции возлагается обязанность обеспечить содействие в получении в том числе медицинской книжки, однако следует учитывать, что личная медицинская книжка оформляется не всем работникам, а только работникам отдельных профессий, производств и организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения.
По тексту проекта понятие "место жительства" должно быть дополнено понятием "место пребывания", поскольку лица, освобожденные из учреждений, исполняющих наказания в виде принудительных работ или лишения свободы, и оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, могут не иметь постоянного места жительства.
Во втором предложении части 3 статьи 31 проекта необходимо уточнить, с какого момента следует отсчитывать новый шестимесячный срок, установленный для подачи соответствующего заявления в уголовно-исполнительную инспекцию, в случае пропуска по уважительной причине первоначального шестимесячного срока.
Учитывая, что учреждения, исполняющие наказания в виде принудительных работ или лишения свободы, и уголовно-исполнительные инспекции принимают решение о целесообразности оказания содействия в реабилитации, социальной адаптации и социальной реабилитации в отношении осужденных и лиц, освободившихся из указанных учреждений (части 1 - 5 статьи 31 проекта), в части 7 статьи 31 проекта следует предусмотреть возможность обжалования решения об отказе в оказании такого содействия для обеих категорий лиц.
Обращаем внимание, что содействие в получении пенсионного обеспечения может оказываться только при наступлении права на его получение (подпункт "ж" пункта 4 статьи 32 проекта).
Положения статьи 35 проекта в части взаимодействия субъектов пробации с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по правам ребенка в том числе по вопросам мониторинга соблюдения соответствующего законодательства в целях информирования общественности о деятельности в сфере пробации, привлечения общественности к процессу ресоциализации, социальной адаптации и социальной реабилитации соответствующих лиц не учитывают, что Федеральным конституционным законом от 26 февраля 1997 года N 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" и Федеральным законом от 27 декабря 2018 года N 501-ФЗ "Об уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации" не предусмотрено взаимодействие указанных должностных лиц с какими-либо органами и организациями в этих целях, в том числе по вопросам мониторинга соблюдения законодательства.
Замечания редакционного и юридико-технического характера переданы в Комитет в рабочем порядке.
Начальник управления |
Р.Н. Колачев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.