Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 256665-8 "О внесении изменений в статью 284 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Несмотря на положительные изменения в системе межбюджетных отношений и организации бюджетного процесса в субъектах Российской Федерации, достигнутые в ходе реформы межбюджетных отношений, сохраняются диспропорции доходных поступлений и расходных обязательств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Объем закрепленных за субъектами Российской Федерации полномочий по расходам зачастую превосходит объем располагаемых доходов.
Так, в последние годы идет последовательное увеличение объема расходных обязательств региональных бюджетов посредством внесения изменений и принятия новых федеральных нормативных правовых актов. В 2012 - 2014 годах на региональный уровень переданы полномочия по содержанию учреждений здравоохранения и финансовому обеспечению дошкольного образования. Кроме этого, на региональные бюджеты ложится основная нагрузка при реализации указов Президента Российской Федерации и национальных проектов, прежде всего в части исполнения социально значимых расходов. При этом изменение расходных обязательств не обеспечивается соответствующими передаваемыми доходными источниками.
Несмотря на принятые Правительством Российской Федерации меры, направленные на повышение сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации, стабилизацию государственного долга регионов, решить проблему задолженности региональных бюджетов пока не удалось.
Существующий уровень региональных доходов ограничивает возможность наращивания инвестиционных расходов на развитие территорий.
Положение регионов осложняется из-за принятия на федеральном уровне решений, подлежащих реализации за счет бюджетов субъектов Российской Федерации без соответствующей компенсации из федерального бюджета (например, исключение движимого имущества из объектов налогообложения, отмена механизма консолидированной группы налогоплательщиков).
Приоритетами государственной политики в области межбюджетных отношений остаются сокращение межрегиональных различий в уровне и качестве жизни населения, повышение финансовой самодостаточности бюджетов субъектов Российской Федерации.
В настоящее время в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - Кодекс) сумма налога на прибыль организаций, исчисленная по налоговой ставке 20 процентов, при осуществлении деятельности налогоплательщика, связанной с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья, зачисляется в полном объеме (100 процентов) в федеральный бюджет.
Учитывая изложенное, в целях увеличения доходной части бюджетов регионов, имеющих выход к Каспийскому морю (Республика Дагестан, Республика Калмыкия, Астраханская область), законопроектом предлагается внести изменения в статью 284 Налогового Кодекса в части передачи налога на прибыль организаций, зачисляемого в федеральный бюджет, при осуществлении деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья в российской части (российском секторе) дна Каспийского моря, в размере 50 процентов в бюджеты субъектов Российской Федерации, имеющих выход к Каспийскому морю, и его последующего распределения равными частями между указанными субъектами Российской Федерации.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 284 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 284 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других актов федерального законодательства.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 284 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
По данным Федеральной налоговой службы, в настоящее время добычу углеводородного сырья на новых морских месторождениях углеводородного сырья в российской части Каспийского моря осуществляет организация, поставленная на учет по своему месту нахождения в налоговом органе Астраханской области.
По данным статистической налоговой отчетности по форме N 5-П "Отчет о налоговой базе и структуре начислений по налогу на прибыль организаций", за 2020 год по организации, осуществляющей добычу углеводородного сырья на новых морских месторождениях углеводородного сырья в российской части Каспийского моря, определена налоговая база в сумме 55 577,0 млн. рублей, исчислен налог в сумме 11 115,4 млн. рублей.
Таким образом, в случае передачи части налога (50%), зачисляемого в федеральный бюджет при осуществлении деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья в российской части (российском секторе) дна Каспийского моря, в бюджеты субъектов Российской Федерации, имеющих выход к Каспийскому морю, дополнительные поступления доходов в бюджеты указанных субъектов Российской Федерации могут составить 5 557,7 млн. рублей (11 115,4 млн. рублей х 50% = 5 557,7 млн. рублей).
Данная мера позволит обеспечить стабильность пополнения собственной доходной базы бюджетов субъектов Российской Федерации, имеющих выход к Каспийскому морю, а также укрепить и диверсифицировать ее.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.