Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 258139-8 "О внесении изменений в статьи 10 и 12 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 10 и 12 Федерального закона "О порядке рассмотрений обращений граждан Российской Федерации" (далее также - законопроект, а в отдельных случаях - Федеральный закон) разработан с целью более оперативного реагирования соответствующих уполномоченных государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц на направляемые в их адрес письменные обращения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, а также объединений граждан, в том числе юридических лиц, содержащие информацию о фактах возможных нарушений законодательства Российской Федерации об обороне, о мобилизационной подготовке и мобилизации, о воинской обязанности и военной службе, о статусе военнослужащих или о военном положении, путем сокращения общего срока их рассмотрения, дополнительного срока, на который их рассмотрение может быть продлено, а также срока предоставления государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом документов и материалов, необходимых для рассмотрения указанных обращений соответствующим государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом, которыми им был направлен запрос об их предоставлении.
В этой связи предметом правового регулирования законопроекта являются общественные отношения, возникающие в связи с рассмотрением письменных обращений граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, а также объединений граждан, в том числе юридических лиц, поступивших в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией и содержащих информацию о фактах возможных нарушений законодательства Российской Федерации об обороне, о мобилизационной подготовке и мобилизации, о воинской обязанности и военной службе, о статусе военнослужащих или о военном положении, в сокращенный по сравнению с общим срок - в течение 5 дней со дня регистрации таких письменных обращений с возможностью его продления на сокращенный срок по сравнению с действующим дополнительным сроком - не более чем на 5 дней, что может быть обусловлено, в том числе направлением государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом запроса в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу о предоставлении документов и материалов, необходимых для рассмотрения указанных обращений соответствующим государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом, которые предоставляются в сокращенный по сравнению с общим срок - в течение 2 дней.
Достижение указанных целей возможно только образом, предлагаемом в законопроекте (путем внесения изменений в Федеральный закон от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации") (далее - Федеральный закон N 59-ФЗ), поскольку общественные отношения, складывающиеся в связи с порядком рассмотрения обращений граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, а также объединений граждан, в том числе юридических лиц, регулируются Федеральным законом N 59-ФЗ.
Необходимость разработки законопроекта обусловлена главным образом необходимостью своевременных защиты и (или) восстановления возможных нарушенных прав или законных интересов военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации (включая граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, призванных на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2022 года N 647 "Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации") и приравненных к ним военнослужащих (войск национальной гвардии Российской Федерации, Службы внешней разведки Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности), участвующих в специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики, проводимой в соответствии с приказом Президента Российской Федерации, Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации от 24 февраля 2022 года (далее также - военнослужащие, специальная военная операция).
Так, в адрес депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации поступали и продолжают поступать многочисленные письменные обращения супругов и родственников военнослужащих, содержащие информацию, в частности, о фактах нарушения законодательства Российской Федерации о мобилизационной подготовке и мобилизации, о воинской обязанности и военной службе или о статусе военнослужащих, связанных с: призывом на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации и имеющих право на отсрочку от призыва на военную службу по мобилизации (статья 18 Федерального закона от 26 февраля 1997 года N 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации") или не подпадающих под критерии мобилизации, объявленные 21 сентября 2022 года Министром обороны Российской Федерации 1, частичной невыплатой или полной невыплатой единовременной денежной выплаты военнослужащим, призванным на военную службу по мобилизации (Указ Президента Российской Федерации от 2 ноября 2022 года N 787 "О единовременной денежной выплате военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации"), необеспечением прохождения ими какой-либо надлежащей подготовки или переподготовки перед отправкой в активную зону проведения специальной военной операции 2, ненадлежащим обеспечением их продовольствием (Постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 года N 946 "О продовольственном обеспечении военнослужащих и некоторых других категорий лиц, а также об обеспечении кормами (продуктами) штатных животных воинских частей и организаций в мирное время"), вещевым имуществом (Постановление Правительства Российской Федерации от 22 июня 2006 года N 390 "О вещевом обеспечении в федеральных органах исполнительной власти и федеральных государственных органах, в которых Федеральным законом предусмотрена военная служба, в мирное время") и необеспечением необходимых жизненных условий в связи с нахождением в активной зоне проведения специальной военной операции, неоказанием или ненадлежащим оказанием им медицинской помощи (статья 16 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", Постановление Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1994 года N 1093 "О порядке возмещения расходов, связанных с оказанием медицинской помощи, санаторно-курортным лечением и отдыхом военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, санаторно-курортным лечением членов их семей, прохождением военнослужащими медицинских осмотров, диспансеризации, а также медико-психологической реабилитацией военнослужащих" и тому подобные) и другими нарушениями.
В результате таких нарушений среди военнослужащих имеются погибшие и раненые, их семьи ставятся в затруднительное финансовое положение, испытывают морально-психологические переживания за своих мобилизованных родственников, что обусловлено, помимо прочего, длительным реагированием соответствующих государственных органов и должностных лиц на данные факты ввиду длительных установленных Федеральным законом N 59-ФЗ сроков рассмотрения Министерством обороны Российской Федерации, органами прокуратуры Российской Федерации и другими полномочными государственными органами и должностными лицами обращений супругов и родственников указанных военнослужащих, содержащих информацию о фактах обозначенных нарушений законодательства Российской Федерации.
В настоящее время в соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона N 59-ФЗ рассмотрение таких обращений подпадает об общий срок - 30 дней со дня их регистрации с возможностью его продления еще на 30 дней по основаниям, установленным частью 2 статьи 12 Федерального закона N 59-ФЗ (исключительные случаи, а также в случае направления запроса о предоставлении документов и материалов, необходимых для рассмотрения обращения, предусмотренного частью 2 статьи 10 Федерального закона N 59-ФЗ, срок предоставления которых соответствующим государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом составляет 15 дней).
Стоит заметить, что на необходимость сокращения срока рассмотрения указанных обращений указали Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (далее - Минцифры России) и Генеральный прокурор Российской Федерации.
Так, Министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в ходе состоявшегося в Минцифры России 5 октября 2022 года вебинара о новых правилах аккредитации ИТ- и телеком-компаний и об отсрочке их сотрудников в рамках частичной мобилизации в Российской Федерации предложил сократить срок ответа на обращения, содержащие информацию о фактах возможного нарушения законодательства Российской Федерации о мобилизационной подготовке и мобилизации, в 10 раз по сравнению с действующим, то есть срок ответа на такие обращения должен составлять от трех до пяти дней 3.
Также Генеральный прокурор Российской Федерации отметил, что дал указание подчиненным прокурорам о рассмотрении обращений, содержащих информацию о фактах возможного нарушения законодательства Российской Федерации о мобилизационной подготовке и мобилизации, в течение трех суток: "На личный прием к прокурорам обратились тысячи граждан. По каждому обращению проводятся оперативные тщательные проверки. По моему указанию работа прокуроров с каждым отдельным обращением не должна выходить за рамки трех суток" 4. Вместе с тем, такой срок в нормативных правовых актах не закреплен.
Таким образом, принимая во внимание приведенные обстоятельства, законопроектом предлагается сократить общий срок рассмотрения письменных обращений граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, а также объединений граждан, в том числе юридических лиц, поступивших в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией и содержащих информацию о фактах возможных нарушений законодательства Российской Федерации об обороне, о мобилизационной подготовке и мобилизации, о воинской обязанности и военной службе, о статусе военнослужащих или о военном положении (часть 1 статьи 12 Федерального закона N 59-ФЗ), с 30 дней до 5 дней со дня регистрации таких письменных обращений (проектируемый подпункт "б" пункта 2 статьи 1 законопроекта), сократить дополнительный срок, на который их рассмотрение может быть продлено (часть 2 статьи 12 Федерального закона N 59-ФЗ), - с 30 дней до 5 дней (проектируемый подпункт "в" пункта 2 статьи 1 законопроекта), а также сократить срок предоставления государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом документов и материалов, необходимых для рассмотрения указанных обращений соответствующим государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом, которыми им был направлен запрос об их предоставлении (часть 2 статьи 10 Федерального закона N 59-ФЗ), с 15 дней до 2 дней (проектируемый пункт 1 статьи 1 законопроекта).
При этом предлагается, вытекающее из проектируемого законопроектом подпункта "б" пункта 2 статьи 1, корреспондирующее юридико-техническое изменение в часть 1 статьи 12 Федерального закона N 59-ФЗ (проектируемый подпункт "а" пункта 2 статьи 1 законопроекта).
В случае принятия Федерального закона предлагается, чтобы он вступил в силу со дня его официального опубликования в целях обеспечения оперативного рассмотрения обозначенных письменных обращений граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, а также объединений граждан, в том числе юридических лиц, содержащих, в текущих условиях общественно-политической жизни в России, главным образом информацию о фактах возможного нарушения прав и законных интересов военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и приравненных к ним военнослужащих (включая граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, призываемых на военную службу по мобилизации) в условиях продолжающейся специальной военной операции.
Принятие Федерального закона позволит обеспечить достижение обозначенной цели законопроекта, в том числе будет способствовать своевременной защите и (или) восстановлению возможных нарушенных прав и (или) законных интересов военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас.
Положения законопроекта соответствуют положениям Договора о Евразийском экономическом союзе (подписан в городе Астане 29 мая 2014 года), а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
------------------------------
1 Статья "Видео: Интервью министра обороны Сергея Шойгу". Интернет-портал "Российской газеты". URL: https://rg.ru/2022/09/21/video-obrashchenie-ministra-oborony-sergeia-shojgu.html (дата обращения: 14.12.2022).
2 Там же.
3 Ершов О. "Минцифры предлагает быстрее отвечать на жалобы мобилизации". Официальный сайт "Право.Ru" (ООО "Правовые новости"). URL: https://pravo.ru/news/243253/ (дата обращения: 14.12.2022).
4 Интервью Генерального прокурора Российской Федерации Игоря Краснова РИА "Новости". Официальный сайт Генеральной прокуратуры Российской Федерации. URL: https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/mass-media/news?item=77377418 (дата обращения: 14.12.2022).
------------------------------
Перечень
законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статьи 10 и 12 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статьи 10 и 12 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) не потребует признания утратившими силу или приостановления других актов федерального законодательства или иных нормативных правовых актов.
Вместе с тем, принятие Федерального закона потребует внесения корреспондирующих изменений в нормативные правовые акты соответствующих государственных органов, муниципальные правовые акты соответствующих органов местного самоуправления и правовые акты соответствующих должностных лиц, уполномоченных рассматривать обращения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, а также объединений граждан, в том числе юридических лиц, содержащие информацию о фактах возможных нарушений законодательства Российской Федерации об обороне, о мобилизационной подготовке и мобилизации, о воинской обязанности и военной службе, о статусе военнослужащих или о военном положении, и принятия соответствующих правовых актов в реализацию этих изменений.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 10 и 12 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статьи 10 и 12 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" не приведет к появлению налоговых расходов (выпадающих доходов) федерального бюджета и других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также не потребует выделения дополнительных бюджетных ассигнований из федерального бюджета и других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.