Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 258774-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О страховых пенсиях" (в части определения индивидуального пенсионного коэффициента при перерасчете страховой пенсии по старости, доли страховой пенсии по старости для работающих пенсионеров)"
Досье на проект федерального закона
При введении института индивидуальных пенсионных коэффициентов (далее - ИПК) и вступлении с 1 января 2015 года в силу Федерального закона "О страховых пенсиях" ежегодный перерасчет страховой пенсии и доли страховой пенсии по старости работающим пенсионерам производится на неполную сумму уплаченных страховых взносов на индивидуальную часть пенсии. Максимальный предел увеличения размера страховой пенсии работающего пенсионера при перерасчете равен 3 баллам, а для пенсионеров, формирующих пенсионные накопления, - 1,875 баллов. При этом начисление и уплата страховых взносов на индивидуальную часть страховой пенсии производится за работающих пенсионеров по тому же тарифу страховых взносов и в тех же пределах облагаемой страховыми взносами заработной платы, что и для работников, находящихся в трудоспособном возрасте.
Для этой категории при исчислении индивидуального пенсионного коэффициента при назначении страховой пенсии максимум составляет 10 баллов (6,25 для лиц, формирующих пенсионные накопления).
У работающих пенсионеров, получавших заработную плату среднюю и выше среднего, с которой уплачивались страховые взносы в течение 2015 - 2022 гг., пенсионные права сформированы с неполного объема уплаченных взносов. Так, например, при перерасчете в 2015 году по страховым взносам, уплаченным в 2014 году, страховые взносы начислялись с заработной платы до 52000 рублей в месяц, а учитывались при перерасчете страховых пенсий работающим пенсионерам лишь взносы, уплаченные с заработной платы до 15600 рублей в месяц; в 2022 году при перерасчете страховых пенсий работающим пенсионерам по взносам 2021 года будут учитываться взносы с заработной платы до 36625 рублей в месяц, в то время как уплачивались страховые взносы заработной платы до 122083 рубля в месяц (табл. 1).
Таблица 1
Предельные размеры заработной платы, с которой начисляются страховые взносы на индивидуальную часть пенсии, предельные размеры заработной платы, с которой начисленные страховые взносы участвуют в формировании пенсионных прав работающих пенсионеров за период с 2014 по 2022 гг.
годы |
Предельный размер заработной платы, с которой начисляются страховые взносы на индивидуальную часть пенсии, руб./ год |
Предельный размер заработной платы, с которой начисляются страховые взносы на индивидуальную часть пенсии, руб./ месяц |
Предельный размер оплаты труда, с которой начисленные страховые взносы участвуют в формировании пенсионных прав работающих пенсионеров, руб./ месяц |
Средняя заработная плата по РФ, руб./ месяц |
2014 |
624000 |
52000 |
15600 |
32495 |
2015 |
711000 |
59250 |
17775 |
33800 |
2016 |
796000 |
66333,3 |
19900 |
36709 |
2017 |
876000 |
73000,0 |
21900 |
39167 |
2018 |
1021000 |
85083,3 |
25525 |
43724 |
2019 |
1150000 |
95833,3 |
28750 |
47867 |
2020 |
1292000 |
107666,7 |
32300 |
51344 |
2021 |
1465000 |
122083,3 |
36625 |
54588 |
2022 |
1565000 |
130416,7 |
39125 |
|
Неэквивалетное определение значения ИПК сумме уплаченных взносов коснулось примерно 60% работающих пенсионеров. Анализ распределения работников по 20% группам по уровню средней заработной платы показал, что только 40% работников (первая и вторая наименее оплачиваемые 20% группы) могли сформировать пенсионные права, эквивалентные уплаченным взносам. Потери ИПК по сравнению с уплаченными страховыми взносами различаются по годам рассматриваемого периода и по 20% группам по средней заработной плате.
Работники, отнесенные к пятой, самой высокооплачиваемой группе, при ежегодном перерасчете теряли по 7 баллов, что уменьшило размер их пенсии за период с 2015 по 2022 год включительно на 4845,7 рублей в месяц (табл.2). Для работников, относимых к четвертой 20% группе, потери за счет неполного перерасчета составят к 1 августа 2022 года 1608 рублей, а у третьей 20% группы - 439,7 рублей в месяц (табл.2).
Таблица 2
Потери работающих пенсионеров в результате неэквивалетного формирования пенсионных прав уплаченным страховым взносам вследствие установления максимального значения ИПК при перерасчете страховой пенсии, равного 3 баллам
годы |
Потери 3-ей 20% группы работающих пенсионеров при перерасчете страховых пенсий руб./ месяц |
Потери 4-ой 20% группы работающих пенсионеров при перерасчете страховых пенсий руб./ месяц |
Потери 5-ой 20% группы работающих пенсионеров при перерасчете страховых пенсий руб./ месяц |
Уплаченные взносы на страховую часть пенсии работающими пенсионерами, на которые не сформированы пенсионные права, тыс. рублей |
2015 |
87,8 |
223,6911 |
499,87 |
314667565,1 |
2016 |
74,3 |
222,81 |
519,89 |
367062097,5 |
2017 |
70,8 |
210,4006 |
550,06 |
246316787,2 |
2018 |
65,2 |
187,427 |
570,43 |
255070633 |
2019 |
52,5 |
190,3592 |
610,68 |
282931025,3 |
2020 |
37,2 |
186 |
651 |
295130821 |
2021 |
30,5 |
173,4133 |
692,02 |
301773990,4 |
2022 |
21,5 |
214,72 |
751,52 |
308028256 |
Итого 2015 - 2022 |
439,7 |
1608,821 |
4845,47 |
2370981175 |
Совокупный объем уплаченных страховых взносов на индивидуальную часть пенсии за работающих пенсионеров, по которым из-за ограничения в 3 балла не сформированы пенсионные права, составит к 1 августа 2022 года 2 трлн.371 млрд. рублей.
Такой порядок формирования пенсионных прав противоречит всем принципам страховой пенсионной системы, так как уплата страховых взносов не влечет за собой формирование пенсионных прав.
Подобный порядок также дискриминирует работодателя (страховщика), создавая избыточную налоговую нагрузку, не обеспечивая при этом эквивалентный размер пенсионного обеспечения. В результате и у работодателя, и у работника формируются антистимулы к легализации заработной платы.
Проект федерального закона предполагает отмену максимального значения ИПК при перерасчете страховой пенсии для работающих пенсионеров и переход к исчислению ИПК при ежегодном перерасчете пенсий работающим пенсионерам в общем порядке, определенном частью 19 статьи 15 Закона "О страховых пенсиях".
Кроме того, Статья 2 проекта Федерального закона предполагает доначисление ИПК и формирование пенсионных прав на всю сумму уплаченных страховых взносов на индивидуальную часть страховой пенсии, которые не были учтены при предыдущих перерасчетах. Выплата страховых пенсий с учетом доначисления ИПК (в увеличенном размере) осуществляется на основе первого перерасчета, произведенного после вступления проекта федерального закона в силу.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О страховых пенсиях" (в части определения индивидуального пенсионного коэффициента при перерасчете страховой пенсии по старости, доли страховой пенсии по старости для работающих пенсионеров)
Принятие проекта федерального закона повлечет дополнительные расходы бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.
Дополнительные расходы возникают вследствие приведения в соответствие предельного размера оплаты труда, с которого уплачиваются страховые взносы на индивидуальную часть пенсии, и предельного размера оплаты труда работающего пенсионера, с которого уплаченные страховые взносы формируют пенсионные права и берутся в расчет при перерасчете пенсии (табл. 1).
Таблица 1
Предельный размер оплаты труда, с которого уплачиваются страховые взносы на индивидуальную часть пенсии, предельный размер оплаты труда работающего пенсионера, с которого уплаченные страховые взносы формируют пенсионные права, 2015 - 2022 гг.
годы |
Численность работающих пенсионеров, тыс. чел, на 01.01.года |
Предельный размер оплаты труда, с которого начислялись страховые взносы на индивидуальную часть страховой пенсии, рублей в месяц |
Предельный размер оплаты труда работающего пенсионера, с которого начислялись индивидуальные пенсионные коэффициенты, рублей в месяц |
2014 |
13280 |
52000 |
15600 |
2015 |
13872 |
59250 |
17775 |
2016 |
14199 |
66333,3 |
19900 |
2017 |
8791 |
73000,0 |
21900 |
2018 |
8602 |
85083,3 |
25525 |
2019 |
8574 |
95833,3 |
28750 |
2020 |
8197 |
107666,7 |
32300 |
2021 |
7765 |
122083,3 |
36625 |
2022 |
7250 |
130416,7 |
39125 |
Итого 2015 - 2022 |
|
|
|
Источник: Росстат, Пенсионный фонд РФ
Размер неучтенных при перерасчете уплаченных страховых взносов и, следовательно, недоначисленных баллов при определении индивидуального пенсионного коэффициента (далее - ИГЖ) зависит от заработной платы работающего пенсионера. Чем она больше, тем больший размер начисленных страховых взносов "сгорает" при перерасчете. Финансово-экономическое обоснование выполнено на основе данных Росстата о распределении работников по уровню заработной платы по 20% группам и данных о средней заработной плате в каждой группе. Согласно распределению работников организаций по 20% группам только пенсионеры, входящие в первые две, наименее оплачиваемые, группы, формируют пенсионные права, которые позволяют осуществить перерасчет страховой пенсии по старости и доли страховой пенсии по старости исходя из величины индивидуального пенсионного коэффициента не более 3 баллов без потери пенсионных прав. 60% работающих пенсионеров, входящих в третью, четвертую и пятую 20% группы (средне и высоко оплачиваемые), имеют потери пенсионных прав вследствие ограничения при перерасчете пенсий прироста ИПК 3 баллами (табл.2).
Таблица 2
Потери пенсионных прав работающих пенсионеров при перерасчете пенсий вследствие установления максимального значения ИПК равного 3 баллам по 20% группам работников организаций, 2015 - 2022 гг.
годы |
Неучтенный размер ИПК по третьей 20% группе, баллы |
Неучтенный размер ИПК по четвертой 20% группе, баллы |
Неучтенный размер ИПК по пятой 20% группе, баллы |
Уплаченные страховые взносы работающими пенсионерами, на которые не начисляются ИПК, млрд, рублей |
2014 |
1,23 |
3,13 |
7 |
314,67 |
2015 |
1,23 |
3,13 |
7 |
367,1 |
2016 |
1,00 |
3,00 |
7 |
246,3 |
2017 |
0,90 |
2,68 |
7 |
255,3 |
2018 |
0,80 |
2,30 |
7 |
282,9 |
2019 |
0,60 |
2,18 |
7 |
295,1 |
2020 |
0,40 |
2,00 |
7 |
301,8 |
2021 |
0,31 |
1,75 |
7 |
308,0 |
2022 |
|
|
|
|
Итого 2014 - 2022 |
|
|
|
2370,98 |
Размер уплаченных страховых взносов на индивидуальную часть страховой пенсии, которые не были учтены при формировании пенсионных прав работающих пенсионеров за 2015 - 2021 гг., составляет суммарно 2370,98 млрд. рублей (табл.2).
Размер увеличения страховых пенсий по старости с учетом доначисления ИПК в соответствии с уплаченными страховыми взносами, но не учтенными при ежегодном перерасчете пенсий работающих пенсионеров, по годам рассматриваемого периода и в разрезе 20% групп по уровню заработной платы представлен в табл. 3.
Таблица 3
Расчет размера увеличения страховой пенсии по старости на фактически начисленные страховые взносы, которые не были учтены при формировании пенсионных прав работающих пенсионеров при годы
годы |
Увеличение размера страховой пенсии по старости за счет перерасчета на сумму уплаченных взносов ИПК более 3 баллов, рублей в месяц |
Расходы на увеличение страховой пенсии при перерасчете на сумму уплаченных взносов, млрд, руб./месяц |
||
Третья 20% группа |
Четвертая 20% группа |
Пятая 20% группа |
||
2015 |
87,8 |
223,6911 |
499,87 |
2,01 |
2016 |
74,3 |
222,81 |
519,89 |
2,11 |
2017 |
70,8 |
210,4006 |
550,06 |
1,34 |
2018 |
65,2 |
187,427 |
570,43 |
1,31 |
2019 |
52,5 |
190,3592 |
610,68 |
1,37 |
2020 |
37,2 |
186 |
651 |
1,37 |
2021 |
30,5 |
173,4133 |
692,02 |
1,34 |
2022 |
21,5 |
214,72 |
751,52 |
1,40 |
Итого 2015 - 2022 |
439,7 |
1608,821 |
4845,47 |
12,26 |
Таким образом, дополнительные расходы бюджета на увеличение пенсий работающих пенсионеров за счет перерасчета на всю сумму уплаченных взносов на индивидуальную часть страховых взносов с 2014 по 2021 год включительно и не учтенных при перерасчетах страховых пенсий по старости за период с 2015 по 2022 год из-за установления максимального предела ИПК для работающих пенсионеров, равного 3 баллам, составят 12,26 млрд. рублей в месяц.
Если настоящий закон вступает в силу с 1 августа 2022 года, то в расчете на 5 месяцев 2022 года дополнительные расходы составят 61,3 млрд. рублей. Дополнительные расходы в расчете на год составят 147 млрд. рублей. Следует обратить внимание на тот факт, что дополнительные расходы на выплату пенсий работающим пенсионерам в связи с учетом всех уплаченных взносов примерно в 2 раза меньше, чем ежегодный объем уплаченных взносов за работающих пенсионеров сверх предела начисленных страховых взносов, эквивалентного 3 баллам.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О страховых пенсиях"
(в части определения индивидуального пенсионного коэффициента при перерасчете страховой пенсии по старости, доли страховой пенсии по старости для работающих пенсионеров)
В связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О страховых пенсиях" (в части определения индивидуального пенсионного коэффициента при перерасчете страховой пенсии по старости, доли страховой пенсии по старости для работающих пенсионеров)" потребуется внесение изменений Федеральный закон от 05.12.2022 N 466-ФЗ "О федеральном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов", в Федеральный закон от 05.12.2022 N 467-ФЗ "О бюджете Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.