Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по культуре
на проект федерального закона N 221977-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном языке Российской Федерации"
(в части совершенствования механизмов обеспечения статуса русского языка как государственного языка Российской Федерации и осуществления контроля за соблюдением норм современного русского литературного языка)
внесен Правительством Российской Федерации
Комитет Государственной Думы по культуре (далее - Комитет) рассмотрел проект федерального закона N 221977-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном языке Российской Федерации" (далее - законопроект), внесенный Правительством Российской Федерации, и сообщает свое заключение.
Законопроектом предлагается привести часть 1 статьи 1 Федерального закона от 01 июня 2005 года N 53-ФЗ "О государственном языке Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 53-ФЗ) в соответствие с редакцией части 1 статьи 68 Конституции Российской Федерации: "государственном языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык как язык государствообразующего народа, входящего в многонациональный союз равноправных народов Российской Федерации".
Важнейшим нововведением законопроекта является включаемое в часть 3 статьи 1 Федерального закона N 53-ФЗ положение о необходимости соблюдения норм современного русского литературного языка при использовании русского языка как государственного языка Российской Федерации. Под такими нормами понимается совокупность языковых средств и правила их использования. Эти нормы предлагается зафиксировать в словарях, грамматиках и справочниках. При этом определять порядок формирования и требования к составлению таких нормативных словарей будет Правительство Российской Федерации на основании предложений Правительственной комиссии по русскому языку.
В отличие от действующей редакции Федерального закона N 53-ФЗ в его части 2 статьи 1 предлагается закрепить обязанность органов государственной власти Российской Федерации обеспечивать защиту и поддержку государственного языка Российской Федерации, а также право граждан Российской Федерации на пользование государственным языком Российской Федерации.
В части 1 статьи 3 Федерального закона N 53-ФЗ предлагается определить, что государственный язык подлежит обязательному использованию также в образовании с учетом особенностей, установленных законодательством об образовании, и в государственных и муниципальных информационных системах.
Законопроектом уточняются полномочия федеральных органов государственной власти в целях защиты и поддержки государственного языка Российской Федерации. Статью 4 Федерального закона N 53-ФЗ предлагается дополнить полномочиями по обеспечению лингвистической экспертизы (редакторской проработки) текстов подготавливаемых проектов нормативных правовых актов в целях приведения их в соответствие с нормами современного русского языка, по обеспечению гарантии свободного доступа граждан Российской Федерации к изучению русского языка, созданию условий для изучения русского языка иностранными гражданами и лицами без гражданства на территории Российской Федерации и за ее пределами, а также по осуществлению поддержки соотечественников в получении и распространении информации, пользовании информацией на русском языке на территориях государств проживания соотечественников. Одновременно с этим закрепляется возможность создания цифровых информационных ресурсов, содержащих нормы современного русского литературного языка.
Комитет поддерживает концепцию законопроекта и считает, что защита и использование русского языка как государственного языка Российской Федерации и как языка государствообразующего народа олицетворяет собой традиции и культурные ценности народов России.
Комитет при дальнейшей работе над проектом федерального закона предлагает дополнительно рассмотреть следующие вопросы.
На основании части 1 статьи 68 Конституции Российской Федерации и части 1 статьи 1 Федерального закона N 53-ФЗ "государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык". Определенный в части 1 статьи 3 Федерального закона N 53-ФЗ перечень сфер (пункты 1-10) с обязательным использованием русского языка как государственного языка Российской Федерации не является закрытым (исчерпывающим). В пункте 11 определено, что государственный язык подлежит обязательному использованию "в иных определенных федеральными законами сферах". При сохранении такой редакции обязательность соблюдения норм современного русского литературного языка будет распространяться и на сферы с бытовым стилем общения (разговорным русским языком).
По мнению Комитета, представляется целесообразным синхронизировать нормы Федерального закона N 53-ФЗ с предусматривающими использование русского языка другими федеральными законами. При этом Комитет считает возможным определить сферы с обязательным применением русского языка как государственного языка Российской Федерации (со строгим соблюдением языковых норм в соответствии с нормативными словарями, справочниками и грамматиками) и сферы, имеющие специфические особенности использования (применения) русского языка.
Кроме того, Комитет отмечает, что в настоящее время Федеральным законом N 53-ФЗ и рассматриваемым законопроектом не регулируются случаи использования иностранных слов и выражений ("англицизмов") в коммерческом обозначении и в иной предназначенной для потребителей информации (об изготовителе (исполнителе, продавце), о режиме работы, о реализуемых товарах (работах, услугах), об особых условиях приобретения (проводимых стимулирующих мероприятиях, акционных предложениях, скидках, распродажах, льготах и иных средств доведения информации до сведения потребителей). С целью обеспечения реализации в полной мере цели законопроекта о совершенствовании механизмов обеспечения статуса русского языка как государственного языка Российской Федерации представляется целесообразным распространить на эти сферы требования Федерального закона N 53-ФЗ и обеспечить размещение и распространение такой информации на русском языке.
Комитет Государственной Думы по культуре поддерживает проект федерального закона N 221977-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном языке Российской Федерации" и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Председатель Комитета |
Е.А. Ямпольская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.