Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по безопасности и противодействию коррупции
на проект федерального закона N 237443-8 "О применении положений Федерального закона "Об исполнительном производстве" на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области"
внесен депутатами Государственной Думы В.И. Пискаревым, А.Б. Выборным, А.Г. Альшевских
Комитет Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции рассмотрел представленный законопроект и отмечает следующее.
Законопроект направлен на урегулирование некоторых вопросов исполнения судебными приставами-исполнителями на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области исполнительных документов, выданных либо вынесенных судами и иными органами и должностными лицами Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Украины до 30 сентября 2022 года.
Федеральными конституционными законами от 4 октября 2022 года N 5-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Донецкой Народной Республики", от 4 октября 2022 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Луганской Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Луганской Народной Республики", от 4 октября 2022 года N 7-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Запорожской области и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Запорожской области", от 4 октября 2022 года N 8-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Херсонской области и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Херсонской области" были решены основные вопросы интеграции новых субъектов в правовую систему Российской Федерации. Пунктами 17 статьи 10 указанных Федеральных конституционных законов определено, что обеспечение деятельности судов и исполнение судебных решений, в том числе в течение переходного периода, осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Вместе с тем, после принятия в Российскую Федерацию этих субъектов в подразделениях судебных приставов Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области на исполнении остались и продолжают поступать исполнительные документы, выданные на основании судебных актов, принятых судами Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Украины, а также исполнительные документы, выданные на основании решений иных органов и должностных лиц Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Украины, что потребовало дополнительного законодательного урегулирования, на что и направлен настоящий проект федерального закона.
Законопроектом предусматривается, что исполнительные документы, выданные либо вынесенные судами Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Украины до 30 сентября 2022 года, подлежавшие на эту дату исполнению на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области, исполняются в соответствии со статьей 11 Федерального закона "Об исполнительном производстве" с учетом особенностей, установленных рассматриваемым Федеральным законом.
Кроме того, устанавливается, что исполнительные документы, выданные либо вынесенные судами Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Украины до 30 сентября 2022 года на основании вступивших в законную силу судебных актов, прошедших рассмотрение в суде кассационной инстанции, имеют ту же юридическую силу, что и исполнительные документы, выданные либо вынесенные судами Российской Федерации, и подлежат принудительному исполнению в соответствии с Федеральным законом "Об исполнительном производстве".
При этом проектом федерального закона установлен порядок исполнения исполнительных документов, выданных на основании судебных актов по уголовным производствам на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области до 30 сентября 2022 года, исполнительных документов о взыскании денежных средств, подлежавших зачислению в доход бюджетов Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области, выданных либо вынесенных судами, иными государственными органами или должностными лицами Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Украины до 30 сентября 2022 года, исполнительных документов о взыскании алиментов, находившихся на принудительном исполнении на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области на 30 сентября 2022 года, а также выданных либо вынесенных судами, иными государственными органами или должностными лицами Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Украины до 30 сентября 2022 года.
Проектируемыми нормами предусмотрено, что до завершения формирования на территориях новых субъектов Российской Федерации органов принудительного исполнения, но не позднее чем до 1 июня 2023 года включительно, исполнение исполнительных документов может осуществляться должностными лицами органов государственной власти Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области, на которые возложены функции по принудительному исполнению исполнительных документов.
Комитет, рассмотрев данную законодательную инициативу, отмечает актуальность ее концепции, поскольку урегулирование вопросов принудительного исполнения исполнительных документов, выданных судебными и иными органами и должностными лицами Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Украины, на территориях новых субъектов Российской Федерации имеют существенное значение для интеграции этих субъектов в правовую систему Российской Федерации.
У Правового управления Аппарата Государственной Думы замечаний концептуального характера не имеется.
Учитывая изложенное, Комитет по безопасности и противодействию коррупции рекомендует Государственной Думе проект федерального закона N 237443-8 "О применении положений Федерального закона "Об исполнительном производстве" на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области" принять в первом чтении.
Председатель Комитета |
В.И. Пискарев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.