Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 260060-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан во исполнение перечня поручений Президента Российской Федерации В.В. Путина по итогам XXV Петербургского международного экономического форума от 20 июля 2022 г. N Пр-1269 (подпункт "л" пункта 1) об определении ключевых параметров льготного режима осуществления деятельности в промышленных кластерах, имея в виду начало применения указанного льготного режима не позднее 1 января 2023 г.
Законопроект направлен на установление нового режима работы промышленных кластеров и соответствующих мер государственной поддержки, в том числе обеспечение низкого уровня фискальной нагрузки на участников промышленных кластеров и предоставление им преференций по уплате страховых взносов.
Анализ правоприменительной практики, обусловившей необходимость изменения правового регулирования, указывает на следующее.
В условиях возросшего санкционного давления со стороны иностранных государств отечественные промышленные предприятия сталкиваются с необходимостью перестраивать ранее налаженные кооперационные связи, в том числе в целях замещения импортных оборудования, сырья, материалов и комплектующих. В связи с этим требуется ускорение реализации инвестиционных проектов, направленных на производство как конечной продукции, так и необходимых сырья, материалов и комплектующих.
Решению этой задачи способствует механизм промышленных кластеров. Применение мер стимулирования деятельности в сфере промышленности в отношении промышленных кластеров осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. N 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации".
Законопроектом предусмотрено применение единого пониженного тарифа страховых взносов в размере 7,6% для участников промышленных кластеров, являющихся сторонами специальных инвестиционных контрактов, стороной которых является Российская Федерация, заключенных в целях реализации инвестиционных проектов по производству промышленной продукции (далее - проект). Применение единого пониженного тарифа страховых взносов предусмотрено в отношении работников, занятых в инвестиционном проекте, в течение не более 7 лет в размере, не превышающем объем затрат на реализацию инвестиционного проекта, и предполагает раздельный учет выплат в пользу работников, занятых в инвестиционном проекте, и выплат другим работникам.
При этом начало применения единого пониженного тарифа страховых взносов установлено законопроектом начиная с 1 числа месяца, следующего за месяцем, в котором участник промышленного кластера заключил специальный инвестиционный контракт. В случае если специальный инвестиционный контракт заключен до того, как организация получила статус участника промышленного кластера, применение единого пониженного тарифа страховых взносов начинается с 1 числа месяца, следующего за месяцем, в котором организация получила статус участника промышленного кластера.
Законопроектом также предусмотрено предоставление участникам промышленных кластеров права обращения с заявлением о проведении налогового мониторинга без выполнения обязательных условий, установленных пунктом 3 статьи 105.26 Налогового кодекса Российской Федерации.
Законопроектом предусмотрено внесение корреспондирующих изменений в Федеральный закон от 14 июля 2022 г. N 237-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Срок вступления законопроекта в силу установлен на 1 января 2023 г. в соответствии с указанным поручением Президента Российской Федерации.
Принятие законопроекта приведет к формированию дополнительных расходов федерального бюджета (оценка соответствующих расходов приведена в финансово-экономическом обосновании к законопроекту).
Реализация предусмотренных законопроектом полномочий федеральных органов исполнительной власти будет осуществляться в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных указанным органам в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.
Принятие законопроекта приведет к формированию дополнительных доходов федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации за счет уплаты участниками промышленных кластеров налогов и сборов от реализации инвестиционных проектов.
Принятие законопроекта не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий.
Принятие положений, предусмотренных законопроектом, не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Проектов федеральных законов, аналогичных по своему содержанию законопроекту, на рассмотрении в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации и Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации не находится.
Законопроект не содержит требований, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан во исполнение перечня поручений Президента Российской Федерации В.В. Путина по итогам XXV Петербургского международного экономического форума от 20 июля 2022 г. N Пр-1269 (подпункт "л" пункта 1).
Законопроект направлен на установление мер государственной поддержки в рамках нового режима работы промышленных кластеров.
Установление единых пониженных тарифов страховых взносов, предусмотренное законопроектом, предлагается применять в отношении только тех выплат и вознаграждений, которые относятся к выполнению работниками участников промышленных кластеров работ в ходе реализации инвестиционных проектов в соответствии со специальными инвестиционными контрактами (далее - проект).
На компенсацию выпадающих доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов в связи с установлением единых пониженных тарифов страховых взносов для участников промышленных кластеров бюджетам государственных внебюджетных фондов предполагается предоставление межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.
В связи с предлагаемым установлением с 1 января 2023 г. единого пониженного тарифа страховых взносов в размере 0% свыше единой предельной величины базы для исчисления страховых взносов и единого пониженного тарифа страховых взносов в размере 7,6% в пределах установленной единой предельной величины базы для исчисления страховых взносов для участников промышленных кластеров увеличение объема межбюджетного трансферта из федерального бюджета на компенсацию выпадающих доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов составит в 2023 году - 0,2 млрд. рублей, в 2024 году - 1,03 млрд. рублей, в 2025 году - 1,93 млрд. рублей.
Компенсацию выпадающих доходов федерального бюджета в 2023 году предлагается осуществлять в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в рамках соответствующей целевой статьи федерального бюджета. Предложения по источнику компенсации выпадающих доходов федерального бюджета в 2024 - 2025 годах будут подготовлены в установленном порядке в 2023 году.
Следует отметить, что указанные расходы будут сбалансированы за счет дополнительных поступлений в федеральный бюджет за счет увеличения поступлений от налога на добавленную стоимость в результате реализации проектов участников промышленных кластеров.
Согласно произведенным расчетам окупаемость представляемых льгот за счет отчислений потенциальных получателей льгот в федеральный бюджет по налогу на добавленную стоимость наступит не позднее четвертого года реализации льготного режима (приведено в таблице).
Источниками данных для проведения расчета окупаемости льгот являются данные Минпромторга России о реализации 43 действующих специальных инвестиционных контрактов, стороной которых является Российская Федерация (далее - СПИК), данные Минпромторга России о реализации импортозамещающих проектов участниками промышленных кластеров, а также данные Росстата.
Исходя из вышеуказанных данных для проведения расчетов были сформированы следующие предпосылки:
период анализа 2023 - 2029 годы;
планируемый ежегодный прирост количества проектов участников промышленных кластеров, являющихся одновременно сторонами СПИК в 2023 - 2025 годах (далее - проекты участников промышленных кластеров) - 10 единиц;
среднее количество создаваемых рабочих мест в рамках СПИК 506 человек (с созданием в первый год реализации проекта 25% от общего количества рабочих мест);
доля добавленной стоимости в объеме отгруженной продукции в обрабатывающем секторе - 29,9%;
начало получения выручки в рамках реализации проектов участников промышленных кластеров на третий год реализации проекта.
Расчет окупаемости представляемых льгот в рамках законопроекта
N п/п |
Показатель |
Единица измерения |
2023 год |
2024 год |
2025 год |
2026 год |
2027 год |
2028 год |
2029 год |
1. |
Средняя заработная плата в обрабатывающем секторе |
млн. рублей в год |
0,693 |
0,721 |
0,750 |
0,780 |
0,811 |
0,843 |
0,877 |
2. |
Количество проектов участников промышленных кластеров |
единиц |
10 |
20 |
30 |
30 |
30 |
30 |
30 |
3. |
Количество рабочих мест |
единиц |
1 265 |
6 325 |
11 385 |
15 180 |
15 180 |
15 180 |
15 180 |
4. |
Годовой Фонд оплаты труда |
млн. рублей |
876,64 |
4 558,54 |
8 533,59 |
11 833,25 |
12 306,58 |
12 798,84 |
13 310,79 |
5. |
Отчисления в фонды (без льгот) |
млн. рублей |
264,75 |
1 376,68 |
2 577,14 |
3 573,64 |
3 716,59 |
3 865,25 |
4 019,86 |
6. |
Отчисления в фонды (с льготами) |
млн. рублей |
66,62 |
346,45 |
648,55 |
899,33 |
935,3 |
972,71 |
1 011,62 |
7. |
Компенсация предоставления льгот, всего: |
млн. рублей |
198,12 |
1 030,23 |
1 928,59 |
2 674,31 |
2 781,29 |
2 892,54 |
3 008,24 |
7.1 |
в том числе в Фонд Пенсионного и Социального Страхования |
млн. рублей |
161,87 |
841,7 |
1 575,66 |
2 184,91 |
2 272,31 |
2 363,20 |
2 457,73 |
7.2 |
в том числе в Фонд обязательного медицинского страхования |
млн. рублей |
36,26 |
188,53 |
352,93 |
489,40 |
508,98 |
529,33 |
550,51 |
8. |
Выручка от реализации проекта участников промышленных кластеров |
млн. рублей |
0 |
0 |
32 099,4 |
64 198,7 |
96 298,1 |
96 298,1 |
96 298,1 |
9. |
Добавленная стоимость |
млн. рублей |
0 |
0 |
9 601,2 |
19 202,3 |
28 803,5 |
28 803,5 |
28 803,5 |
10. |
НДС |
млн. рублей |
0 |
0 |
1 920,2 |
3 840,5 |
5 760,7 |
5 760,7 |
5 760,7 |
11. |
Окупаемость льгот |
млн. рублей |
-198,12 |
-1 030,23 |
-8,36 |
1 166,15 |
2 979,42 |
2 868,17 |
2 752,46 |
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
1. Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации.
2. Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" потребует:
1) принятия постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31 июля 2015 г. N 779 "О промышленных кластерах и специализированных организациях промышленных кластеров" в части внесения корреспондирующих изменений, связанных с установлением требований к участникам промышленных кластеров, являющихся сторонами специальных инвестиционных контрактов, в том числе включения положения о ведении Минпромторгом России реестра промышленных кластеров, соответствующих требованиям к промышленным кластерам, установленным Правительством Российской Федерации, с указанием сведений об организациях, являющихся участниками промышленных кластеров, являющихся одновременно сторонами специальных инвестиционных контрактов, заключенных в соответствии со статьей 16 Федерального закона "О промышленной политике в Российской Федерации".
Ответственный исполнитель: Минпромторг России.
Соисполнители: Минэкономразвития России, Минфин России.
Срок принятия: не позднее 1 января 2023 г.;
2) утверждения приказа Минпромторга России "Об утверждении порядка формирования и ведения реестра организаций, являющихся участниками промышленных кластеров, подтвердивших соответствие требованиям к промышленным кластерам, установленным Правительством Российской Федерации, не ранее 1 января 2023 г., являющихся одновременно сторонами специальных инвестиционных контрактов, стороной которых является Российская Федерация, заключенных в соответствии со статьей 16 Федерального закона "О промышленной политике в Российской Федерации", в том числе основания для включения организаций в указанный реестр и исключения из него".
Ответственный исполнитель: Минпромторг России.
Срок принятия: январь 2023 г.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия новых федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.