Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 261070-8 "О внесении изменений в статьи 97 и 98 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 97 и 98 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в целях создания государственной информационной системы "Федеральная информационная система оценки качества образования" (далее - ГИС "ФИС ОКО").
Согласно части 3 статьи 97 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ) мониторинг системы образования представляет собой систематическое стандартизированное наблюдение за состоянием образования и динамикой изменений его результатов, в том числе в рамках оценки качества образования, условиями осуществления образовательной деятельности, контингентом обучающихся, учебными и внеучебными достижениями обучающихся, профессиональными достижениями выпускников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, состоянием сети организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. N 662 "Об осуществлении мониторинга системы образования" мониторингу системы образования в том числе подлежит следующая информация:
- результаты аттестации лиц, обучающихся по образовательным программам начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования;
- результаты национальных и международных исследований качества образования и иных аналогичных оценочных мероприятий, а также результаты участия обучающихся в указанных исследованиях и мероприятиях.
В соответствии с частью 29 статьи 2 Федерального закона N 273-ФЗ качество образования - комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы.
В связи с изложенным в проекте федерального закона отражено, что мониторинг системы образования осуществляется, в том числе в рамках проведения мероприятий по оценке качества образования.
В проектируемой части 3.1 статьи 97 Федерального закона N 273-ФЗ также предусматривается закрепить, что мероприятия по оценке качества образования проводятся в форме национальных и международных сопоставительных исследований качества образования и иных аналогичных оценочных мероприятий.
Под созданием ГИС "ФИС ОКО" понимается установление для ведомственной информационной системы - федеральной информационной системы оценки качества образования (далее - ФИС ОКО) - статуса государственной информационной системы.
ФИС ОКО была создана на основании следующих документов:
протокол заседания коллегии Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 ноября 2017 г. N ПК-Звн;
протокол заседания Комиссии по информатизации Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 18 июля 2017 г. N 04-6/КИД.
Ведомственная информационная система была создана в рамках реализации полномочий Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки по осуществлению мониторинга системы образования, а также для автоматизированной обработки результатов мероприятий по оценке качества образования, и генерации вариантов заданий, и обеспечения организации и проведения в Российской Федерации мероприятий по оценке качества образования.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" одним из ключевых целевых показателей, характеризующих достижение национальных целей к 2030 году, является вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.
Рособрнадзором разработаны модель и методика реализации мониторинга качества образования в таких оценочных формах, как всероссийские проверочные работы (ВПР) и национальные исследования качества образования (НИКО), государственная итоговая аттестация в форме основного государственного экзамена (ОГЭ) и единого государственного экзамена (ЕГЭ), сформирована единая система оценки качества образования (ЕСОКО), которая позволяет получать объективное представление о качестве общего образования в стране, анализировать влияние различных факторов на результаты работы субъектов Российской Федерации, муниципалитетов и школ, разработать адресные рекомендации по совершенствованию системы управления качеством образования.
В настоящее время в ФИС ОКО обеспечена возможность интеграции данных по разным оценочным процедурам, в том числе региональным, в единую базу на основе единого формата загрузки данных о результатах оценочных процедур. Загрузка проверена на результатах ЕГЭ, ОГЭ, ВПР, НИКО.
Данные о результатах оценочных процедур привязываются к одним и тем же образовательным организациям, что позволяет осуществлять комплексный мониторинг результатов образовательных организаций. Обеспечена возможность многоуровневого мониторинга: на федеральном, региональном, муниципальном уровнях и на уровне образовательной организации.
Мероприятия НИКО и ВПР проводятся Рособрнадзором на протяжении 7 лет ежегодно. Участие в данных исследованиях принимают более 7 миллионов обучающихся 4 - 8, 10, 11 классов из более чем 38 000 образовательных организаций 85 субъектов Российской Федерации.
Существующая система оценки качества образования позволила показать позитивную динамику по результатам участия России в международных сопоставительных исследованиях качества чтения и понимания текста среди обучающихся 4-х классов PIRLS, в исследовании по оценке качества математического и естественно-научного образования обучающихся 4-х и 8-х классов TIMSS, проводимых Международной ассоциацией по оценке учебных достижений (IEA).
Все указанные мероприятия по оценке качества образования носят массовый характер, в связи с чем возникает необходимость присвоения ведомственной информационной системе ФИС ОКО статуса государственной информационной системы.
ФИС ОКО позволяет интегрировать данные по различным оценочным процедурам, контекстные данные по образовательным организациям, формировать статистические отчеты для проведения анализа различных аспектов и характеристик качества образования.
Указанная информационная система позволяет осуществлять сбор и обработку данных о различных оценочных процедурах, а также использовать сформированные внутри системы оценочные средства с целью проведения мониторинговых исследований.
Статус государственной информационной системы позволит урегулировать вопросы взаимодействия в отношении участников мероприятий по оценке качества образования, федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, перечня агрегируемых и анализируемых данных в области оценки качества образования (атрибутивный состав) в соответствии с целями и задачами.
В связи с изложенным предлагается включить в статью 98 Федерального закона N 273-ФЗ положения о создании ГИС "ФИС ОКО, порядке ее формирования и ведения, установлении видов информации, содержащихся в ГИС "ФИС ОКО".
Функциями оператора ГИС "ФИС ОКО" будет наделена Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, эксплуатация и техническое сопровождение по решению оператора будет осуществляться подведомственной Рособрнадзору организацией.
Установление статуса государственной информационной системы в условиях цифровизации и оптимизации государственных услуг и функций позволят осуществлять возложенные на Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки полномочия в части проведения мониторинга системы образования на территории Российской Федерации с использованием единых механизмов.
Мероприятие по созданию ГИС "ФИС ОКО" направлено на реализацию мероприятий государственной программы (комплексной программы) Российской Федерации "Развитие образования" в части достижения цели "Вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования".
ФИС ОКО создана в рамках исполнения государственного контракта N Ф-24-кс-2018 от 28 сентября 2018 г., дополнительное финансирование мероприятий по информатизации в связи с принятием законопроекта не потребуется.
В законопроекте отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Принятие законопроекта не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности. Принятие законопроекта не потребует выделения дополнительных бюджетных ассигнований.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 97 и 98 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статьи 97 и 98 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" не приведет к увеличению расходов федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статьи 97 и 98 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 97 и 98 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статьи 97 и 98 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"
Принятие проекта Федерального закона "О внесении изменений в статьи 97 и 98 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" потребует издания:
1) постановления Правительства Российской Федерации "О государственной информационной системе "Федеральная информационная система оценки качества образования". Срок подготовки - в течение 3 месяцев с момента внесения проекта федерального закона в Государственную Думу. Ответственный исполнитель - Рособрнадзор, ФСБ России;
2) постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении перечня мероприятий по оценке качества образования порядка их проведения". Срок подготовки - в течение 3 месяцев с момента внесения проекта федерального закона в Государственную Думу. Ответственный исполнитель - Рособрнадзор, ФСБ России.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.