Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 261079-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" разработан в целях совершенствования законодательства в области обеспечения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа жилыми помещениями (далее соответственно - законопроект, дети-сироты, лица из числа детей-сирот) и направлен на расширение возможностей обеспечения жилыми помещениями указанных лиц.
Государственные гарантии жилищных прав детей-сирот установлены статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон N 159-ФЗ).
Согласно данным Единой государственной информационной системы социального обеспечения на 1 января 2022 г. общая численность детей-сирот в возрасте от 14 лет, включенных в список нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями, в Российской Федерации составляет 298,5 тыс. человек.
В соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" решение вопросов по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и лиц из их числа относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, которые осуществляются данными органами самостоятельно за счет собственных средств.
Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов" на указанные цели предусмотрены бюджетные ассигнования в виде субсидии субъектам Российской Федерации в объеме 10 000,0 млн. рублей ежегодно.
Вместе с тем следует отметить, что в большинстве регионов обеспечить жильем всех нуждающихся детей-сирот по достижении ими возраста 18 лет одномоментно не представляется возможным, и лица указанной категории зачастую получают жилые помещения после 23 лет, то есть после того, как получили образование, трудоустроились, вступили в брак, имеют на иждивении несовершеннолетних детей.
В связи с тем, что лица из числа детей-сирот к моменту обеспечения их благоустроенными жилыми помещениями уже имеют семью и являются социально адаптированными гражданами у них может возникнуть необходимость улучшения своих жилищных условий, в том числе путем оформления кредитного договора, обязательства заемщика по которому обеспечены ипотекой (далее - ипотечного кредита) с использованием средств материнского капитала или изменения фактического места жительства по причине трудоустройства или учебы.
Учитывая численность детей-сирот и лиц из их числа, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями, законопроектом предлагается расширить формы обеспечения жильем лиц указанной категории. Законопроектом предлагается предоставлять лицам из числа детей-сирот выплату (сертификат) на приобретение жилого помещения в собственность либо на полное погашение ипотечного кредита, предоставленного на приобретение жилого помещения.
Размер выплаты для приобретения жилого помещения в собственность лицам из числа детей-сирот в среднем будет составлять 2 759,9 тыс. рублей (33 кв. метра х 83 420 рублей =2 759,9 тыс. рублей) в соответствии установленным Минстроем России нормативом стоимости 1 кв. метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации и социальной нормой площади жилого помещения на одиноко проживающего гражданина, принимаемой для расчета размера субсидии (33 кв. метра) согласно Правилам предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на предоставление жилых помещений детям-сиротам и лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержденных Правительством Российской Федерации.
Законопроектом предусмотрены условия, при которых жилое помещение, приобретенное на средства выплаты с привлечением средств материнского капитала или иных совместных с другими членами семьи накоплений, может быть оформлено, в том числе в собственность членов семьи лиц из числа детей-сирот. При этом во избежание появления микродолей жилого помещения (не менее 6 кв. метров общей площади жилого помещения на каждого собственника) законопроектом предусмотрено ограничение, установленное Жилищным кодексом Российской Федерации. Предусматриваемые законопроектом параметры минимального размера выплаты и минимальной нормы жилого помещения могут быть увеличены, но не уменьшены субъектами Российской Федерации.
Право на получение выплаты будет подтверждаться сертификатом. Порядок выдачи разрешений на отчуждение указанных жилых помещений будет утверждаться Правительством Российской Федерации.
Предполагается, что в целях защиты от мошеннических действий в отношении лиц из числа детей-сирот направление средств будет осуществляться органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (муниципальными органами) непосредственно на счета продавцов квартир, либо в случае ее использования для полного погашения ипотечного кредита на счет кредитной организации, с которой заключен кредитный договор.
Введение выплаты не подменяет существующий механизм обеспечения жильем детей-сирот и лиц из их числа, установленный Федеральным законом N 159-ФЗ. Воспользоваться правом на получение выплаты смогут лица из числа детей-сирот, достигшие возраста 23 лет и успешно социализировавшиеся в обществе, состоящие в списке нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями на дату вступления в силу предусмотренных законопроектом изменений, что позволит обеспечить жилыми помещениями порядка 70 000 человек.
Кроме того, законопроектом предлагается дополнить статью 8 Федерального закона N 159-ФЗ новым положением (пункт 6.1), предусматривающим возможность сокращения срока действия договора найма специализированного жилого помещения с 5 до 3 лет. Предлагается распространить действие указанного положения на правоотношения, возникшие с 1 января 2013 года, так как понятие "благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений", предоставляемые детям-сиротам на пятилетний срок установлено Федеральным законом от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Указанная норма вводится законопроектом для социально адаптированных лиц из числа детей-сирот при наличии у них совокупности определенных жизненных обстоятельств на дату подачи заявления о сокращении срока действия договора найма специализированного жилого помещения.
Реализация предлагаемых изменений позволит сократить расходы региональных бюджетов на содержание жилых помещений специализированного жилищного фонда, которые, по оперативной информации субъектов Российской Федерации, составляют порядка 700,0 млн рублей ежегодно. Высвобожденные бюджетные ассигнования позволят приобрести порядка 500 жилых помещений для детей-сирот и лиц из их числа.
Законопроект не содержит положений, противоречащих положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации, не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий при его реализации.
В законопроекте отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Кроме того, принятие законопроекта не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
Предлагаемые законопроектом механизмы планируется реализовать за счет бюджетных ассигнований, которые ежегодно предусматриваются в федеральном бюджете, бюджетах субъектов Российской Федерации на осуществление государственных полномочий по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Учитывая изложенное, принятие и реализация законопроекта не повлечет дополнительных расходов из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон) потребует:
Внесения изменений:
1) в Правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включении их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2019 г. N 397 (далее - Правила формирования списка).
Обоснование необходимости подготовки - приведение Правил формирования списка в соответствие с положениями статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в редакции Федерального закона.
Внесение изменений в Правила формирования списка планируется с целью включения норм, регулирующих вопрос исключения из списков нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями в связи с получением сертификата.
Срок подготовки - в течение трех месяцев после принятия проекта федерального закона во втором чтении.
Ответственный исполнитель - Минпросвещения России.
2) в Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений (приложение N 19 к государственной программе Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. N 1710 (в редакции постановления Правительства Российской ' Федерации от 29 апреля 2021 г. N 672) (далее - Правила).
Обоснование необходимости подготовки - приведение Правил в соответствие с положениями статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в редакции Федерального закона.
Правила будут дополнены нормами, позволяющими субъектам Российской Федерации использовать средства федеральной субсидии на выплату.
Срок подготовки - в течение трех месяцев после принятия проекта федерального закона во втором чтении.
Ответственный исполнитель - Минпросвещения России.
Издания:
1) постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Правил предоставления выплаты для приобретения благоустроенного жилого помещения в собственность или для полного погашения ипотечного кредита, предоставленного на приобретение жилого помещения, лицам, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Обоснование необходимости подготовки - реализация пункта 5 статьи 8.1 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в редакции Федерального закона.
Срок подготовки - в течение трех месяцев после принятия проекта федерального закона во втором чтении.
Ответственный исполнитель - Минпросвещения России, соисполнитель - Минстрой России, Минцифры России.
2) постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Порядка подачи и рассмотрения заявления о сокращении срока действия договора найма специализированного жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Обоснование необходимости подготовки - реализация пункта 6.1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в редакции Федерального закона.
Срок подготовки - в течение трех месяцев после принятия проекта федерального закона во втором чтении.
Ответственный исполнитель - Минпросвещения России, соисполнитель - Минстрой России, Минцифры России.
Реализация Федерального закона не потребует внесения изменений в нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и не приведет к признанию их утратившими силу, приостановлению или изменению.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.