Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 267846-8 "О внесении изменений в статьи 39.6 и 39.8 Земельного кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 39.6 и 39.8 Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в целях установления возможности предоставления в аренду без проведения торгов земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, занятых мелиоративными защитными лесными насаждениями, сельскохозяйственным организациям, крестьянским (фермерским) хозяйствам или индивидуальным предпринимателям, признаваемым сельскохозяйственными товаропроизводителями.
Пунктом 2 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что в составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, мелиоративными защитными лесными насаждениями, водными объектами (в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми в целях осуществления прудовой аквакультуры), объектами капитального строительства, некапитальными строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции, в случаях, предусмотренных федеральными законами, нестационарными торговыми объектами, а также жилыми домами, строительство, реконструкция и эксплуатация которых допускаются на земельных участках, используемых крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления своей деятельности, либо на земельных участках, предназначенных для ведения гражданами садоводства для собственных нужд.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 10 января 1996 года N 4-ФЗ "О мелиорации земель" агролесомелиорация земель состоит в проведении комплекса мелиоративных мероприятий в целях обеспечения коренного улучшения земель сельскохозяйственного назначения или земель, предназначенных для осуществления производства сельскохозяйственной продукции, посредством использования полезных функций мелиоративных защитных лесных насаждений. Агролесомелиорация земель направлена на регулирование водного, воздушного, теплового и питательного режимов почв на мелиорируемых землях посредством осуществления мероприятий по проектированию, созданию и содержанию мелиоративных защитных лесных насаждений.
Статьей 29.1 Федерального закона от 10 января 1996 года N 4-ФЗ "О мелиорации земель" установлено, что правообладатели земельных участков, на которых расположены мелиоративные защитные лесные насаждения, обязаны содержать мелиоративные защитные лесные насаждения в надлежащем состоянии, обеспечивающем выполнение ими полезных функций мелиоративных защитных лесных насаждений, и проводить мероприятия по сохранению мелиоративных защитных лесных насаждений, в том числе по их охране, защите и воспроизводству.
В соответствии с Правилами содержания мелиоративных защитных лесных насаждений и особенностей проведения мероприятий по их сохранению, утвержденными приказом Минсельхоза России от 30 июня 2020 года N 367, обязанность по содержанию насаждений в надлежащем состоянии, обеспечивающем выполнение ими своих полезных функций, и по проведению мероприятий по сохранению насаждений, в том числе по их охране, защите и воспроизводству, возложена на правообладателей земельных участков, на которых расположены насаждения.
В целях содержания насаждений в надлежащем состоянии проводятся следующие мероприятия:
а) обследование насаждений;
б) воспроизводство насаждений;
в) уход за насаждениями.
В ходе земельной реформы, проведенной в начале 90-х годов, сельскохозяйственные угодья колхозов и совхозов были переданы в общую долевую собственность граждан. Земельные участки сельскохозяйственного назначения, занятые защитными лесными насаждениями, остались в государственной собственности.
Федеральным законом от 4 июля 2016 года N 354-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка изъятия земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения при их неиспользовании по целевому назначению или использовании с нарушением законодательства Российской Федерации" пункт 2 статьи 3.1 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" дополнен нормой, согласно которой земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, занятые лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, за исключением земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, собственности муниципальных образований, граждан и юридических лиц либо предоставленных физическим или юридическим лицам на ином вещном праве, отнесены к собственности субъектов Российской Федерации.
Таким образом, значительная часть земельных участков сельскохозяйственного назначения под защитными лесными насаждениями в силу закона отнесена к государственной собственности субъектов Российской Федерации.
В соответствии с приказом Минсельхоза России от 30 июня 2020 года N 367 с целью восстановления защитных лесных насаждений необходимо выполнить кадастровые работы в отношении участков, на которых они расположены, провести обследование, разработать проекты мелиорации по их восстановлению и закладке новых насаждений и обеспечить уход за ними. Ориентировочный объем затрат на 1 га составляет не менее 77 тыс. рублей (кадастровые работы - 3 тыс. рублей, обследование - 8 тыс. рублей, разработка проектов по восстановлению и созданию новых лесополос - 1 тыс. рублей, закладка новых насаждений - 65 тыс. рублей). Кроме того, не реже чем один раз в три года необходимо выполнять уход за насаждениями (80 тыс. рублей за 1 га).
Учитывая критическое состояние мелиоративных защитных лесных насаждений, возникшее в результате естественного старения, ландшафтных пожаров, незаконной рубки древесно-кустарниковой растительности, и длительный срок (не менее 15 лет) на проведение необходимых работ (регистрация права собственности, обследование, проектирование, закладка, уход), складывается ситуация, при которой меры, принимаемые субъектом Российской Федерации, будут недостаточно эффективными ввиду высокой затратности и невозможности осуществить все мероприятия в максимально сжатые сроки.
Поскольку непосредственную пользу от мелиоративных защитных лесных насаждений (сохранение плодородного слоя, повышение влагообеспеченности, рост урожайности) получают сельскохозяйственные товаропроизводители, использующие прилегающие земельные участки сельскохозяйственных угодий, целесообразно земельные участки под защитными лесными насаждениями передавать им в аренду для проведения агролесомелиоративных мероприятий. Многие сельскохозяйственные организации и крестьянские (фермерские) хозяйства на территории Ростовской области выражают заинтересованность в том, чтобы взять на себя ответственность за содержание и воспроизводство защитных лесных полос, прилегающих к используемым сельскохозяйственным угодьям.
Согласно статье 39.6 Кодекса договоры аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются на торгах, проводимых в форме аукциона, или без торгов в случаях, установленных пунктом 2 указанной статьи.
Законопроектом предлагается дополнить пункт 2 статьи 39.6 Кодекса новым подпунктом 19, устанавливающим, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и занятые мелиоративными защитными насаждениями, предоставляются в аренду без проведения торгов сельскохозяйственным организациям, крестьянским (фермерским) хозяйствам или индивидуальным предпринимателям, признаваемым сельскохозяйственными товаропроизводителями, являющимся правообладателями смежных земельных участков сельскохозяйственного назначения или земель, предназначенных для осуществления производства сельскохозяйственной продукции.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "подпунктом 19" следует читать "подпунктом 43"
Кроме того, законопроектом предлагается дополнить статью 39.8 Кодекса новым пунктом 19, устанавливающим особенности договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, занятого мелиоративными защитными лесными насаждениями.
В соответствии с пунктом 3 статьи 39.7 Кодекса порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается:
1) Правительством Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности;
2) органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;
3) органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
В случае предоставления земельных участков, занятых мелиоративными защитными насаждениями, в аренду без проведения торгов уполномоченные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления будут вправе устанавливать арендную плату за такие участки в минимальном размере.
Это позволит сельскохозяйственным товаропроизводителям, непосредственно заинтересованным в эффективном функционировании защитных лесных насаждений, направленном на защиту земель и земельных участков от эрозии, от воздействия неблагоприятных явлений природного, антропогенного и техногенного происхождения, брать в аренду земельные участки и исполнять обязанности по содержанию мелиоративных защитных лесных насаждений, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения.
Внесение предлагаемых изменений позволит существенно снизить нагрузку на бюджетную систему в части расходов на кадастровые работы, обследование, разработку проектов мелиорации по восстановлению и закладке новых насаждений и проведению ухода за ними.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 39.6 и 39.8 Земельного кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статьи 39.6 и 39.8 Земельного кодекса Российской Федерации" не повлечет дополнительных расходов, финансируемых за счет средств федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статьи 39.6 и 39.8 Земельного кодекса Российской Федерации"
В связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статьи 39.6 и 39.8 Земельного кодекса Российской Федерации" не потребуется признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия других актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.