Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 269210-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте" и Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте" и Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" разработан в целях совершенствования регулирования процедуры прекращения обязательств из договоров, заключенных на условиях правил организованных торгов и (или) правил клиринга (далее - финансовые договоры).
В соответствии в действующим законодательством в случае введения процедур банкротства в отношении участника клиринга, а в отношении участника клиринга - кредитной организации также в случае отзыва лицензии на осуществление банковских операций, обязательства такого участника клиринга прекращаются на дату, определенную в соответствии с правилами клиринга, или дату, следующую за датой принятия арбитражным судом решения о признании участника клиринга банкротом и об открытии конкурсного производства, или дату, следующую за датой отзыва лицензии на осуществление банковских операций, в зависимости от того, какая из указанных дат наступила ранее.
В случае определения нетто-обязательства с отрицательным значением исполнение такого нетто-обязательства осуществляется за счет имущества, предоставленного в качестве обеспечения исполнения обязательств указанного участника клиринга, в порядке и в сроки, которые установлены правилами клиринга, в размере, необходимом для такого исполнения. При этом срок реализации клиринговой организацией имущества, предоставленного в качестве обеспечения, не может превышать два рабочих дня с даты определения нетто-обязательства.
Следствием наличия требования о реализации имущества, предоставленного в качестве обеспечения, и короткого срока для такой реализации является существенное движение рынка, особенно в отношении менее ликвидных ценных бумаг, что в свою очередь влияет на интересы добросовестных участников рынка.
В этой связи законопроектом предлагается предоставить клиринговой организации право реализации имущества, предоставленного в качестве обеспечения исполнения обязательств, в том числе путем оставления такого имущества за собой. Это позволит минимизировать потери участника клиринга, в отношении которого рассчитывается нетто-обязательство, а также снизить влияние на рынок при продаже большого пакета ценных бумаг и/или иного имущества.
В настоящее время пункт 4 статьи 4.1 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" предусматривает, что для целей применения правил пункта 1 указанной статьи в части прекращения финансовых договоров, правила организованных торгов и правила клиринга должны содержать порядок прекращения обязательств в связи с банкротством, соответствующий требованиям Федерального закона "О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте". При этом по иным финансовым договорам, заключенным на условиях генерального соглашения, основные элементы порядка прекращения, помимо Федерального закона "О рынке ценных бумаг", установлены в самом Федеральном законе "О несостоятельности (банкротстве)".
В связи с этим, в целях установления единообразного подхода, предлагается основные элементы порядка прекращения обязательств из договоров, заключенных на условиях правил организованных торгов и (или) правил клиринга, предусмотренные в подпункте 6.1 части 2 статьи 4 и части 8 статьи 18 Федерального закона "О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте", включить в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)".
Кроме того, в целях обеспечения единообразного толкования положений о ликвидационном неттинге законопроектом предлагается уточнить положения пункта 13 статьи 142 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", определив, что положения статьи 142 данного Федерального закона в отношении финансовых договоров применяются только в части требований кредиторов по нетто-обязательствам, которые не были исполнены в порядке, предусмотренном статьей 4.1 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)". Аналогичные положения уже содержатся в пункте 35 статьи 189.96 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" при осуществлении расчетов с кредиторами при банкротстве кредитной организации.
Предлагаемые законопроектом изменения не окажут влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации и не повлекут отрицательных социально-экономических последствий и иных последствий.
Законопроект не содержит положений, вводящих или способствующих введению избыточных административных и иных ограничений и обязанностей для заинтересованных лиц.
В законопроекте отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе и других международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте" и Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)"
Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте" и Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" не потребует дополнительных финансовых затрат, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте" и Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте" и Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.