Досье на проект федерального закона
Организация и эффективное функционирование системы управления, системы оплаты труда, системы управления рисками, системы внутреннего контроля позволяют повысить финансовую устойчивость и стабильность функционирования деятельности организаций.
В целях повышения эффективности управления и обеспечения устойчивого развития некредитных финансовых организаций, повышения конкурентоспособности российского финансового рынка и доверия потребителей финансовых услуг к деятельности некредитных финансовых организаций, гармонизации законодательства, регулирующего деятельность различных субъектов финансового рынка, разработан проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления требований к формированию совета директоров (наблюдательного совета) в некредитных финансовых организациях, требований к системе оплаты труда, требований по организации управления рисками, внутреннего контроля и внутреннего аудита в некредитных финансовых организациях)" (далее - Законопроект).
В основу Законопроекта заложен принцип пропорционального регулирования деятельности некредитных финансовых организаций в зависимости от характера и масштаба совершаемых ими операций, уровня и сочетания принимаемых рисков, что позволяет как избежать излишней регуляторной нагрузки для "средних" и "малых" некредитных финансовых организаций, так и гармонизировать и оптимизировать регулирование крупных некредитных финансовых организаций, некредитных финансовых организаций, совмещающих несколько видов деятельности на финансовом рынке, в том числе финансовых организаций, совмещающих деятельность некредитной финансовой организации с деятельностью кредитной организации.
Законопроект устанавливает требования к формированию совета директоров (наблюдательного совета) в некредитных финансовых организациях. Совет директоров (наблюдательный совет) является ключевым элементом корпоративного управления, осуществляющим стратегическое управление организацией, определение основных принципов и подходов к формированию в организации системы управления рисками и внутреннего контроля, своевременную идентификацию рисков, в том числе оценку возможных последствий их реализации.
Исполнение требования о формировании совета директоров (наблюдательного совета) в управляющих компаниях инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, страховых организациях, микрофинансовых организациях может быть сопряжено с дополнительными финансовыми расходами для указанных некредитных финансовых организаций, и в этой связи Законопроектом предусмотрено применение требований с учетом принципа пропорционального регулирования, учитывающего характер и масштаб осуществляемых операций, уровень и сочетание принимаемых рисков некредитной финансовой организацией. В частности, с учетом критериев пропорциональности требование о формировании совета директоров (наблюдательного совета) установлено только в отношении микрофинансовой компании, являющейся хозяйственным обществом и привлекающей денежные средства физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, не являющихся ее учредителями (участниками, акционерами), так как деятельность указанных микрофинансовых компаний сопряжена с повышенными рисками и требует дополнительного контроля со стороны органов управления.
Законопроект также устанавливает требование о формировании совета директоров (наблюдательного совета) в профессиональном участнике рынка ценных бумаг. Для профессиональных участников рынка ценных бумаг в настоящее время на законодательном уровне не предусмотрена обязанность формировать совет директоров (наблюдательный совет), но для наиболее "крупных" профессиональных участников рынка ценных бумаг такая обязанность установлена на уровне нормативного акта Банка России 1. Требование Законопроекта о формировании совета директоров (наблюдательного совета) установлено в отношении профессиональных участников рынка ценных бумаг также с учетом принципа пропорционального регулирования - совет директоров создается в случаях, установленных нормативными актами Банка России в зависимости от характера и масштаба совершаемых операций, уровня и сочетания принимаемых профессиональным участником рынка ценных бумаг рисков.
Законопроектом определена обязанность ряда некредитных финансовых организаций (профессионального участника рынка ценных бумаг, страховой организации, микрофинансовой компании, негосударственного пенсионного фонда, управляющей компании инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда, специализированного депозитария, кредитного рейтингового агентства, организатора торговли, клиринговой организации) по созданию системы оплаты труда в отношении руководителей и работников некредитной финансовой организации, соответствующей характеру и масштабу осуществляемой деятельности, уровню и сочетанию принимаемых рисков, результатам деятельности.
В соответствии с рекомендациями Совета по финансовой стабильности при назначении и осуществлении выплат руководителям (работникам) финансовой организации, принимающим риски, следует обеспечивать баланс между повышением капитализации компании и необходимостью оставаться в пределах риск-аппетита, установленного компанией, избегать поощрения отрицательных результатов, в том числе посредством реализации практики выплаты отсроченного вознаграждения и возможности его отмены в течение периода времени, чувствительного к временному горизонту потенциального выявления рисков.
Отдельные вопросы отсрочки, сокращения или отмены стимулирующих и компенсационных выплат нашли отражение в принципах страхования Международной ассоциации страховых надзоров, а также актах Европейского союза по вопросам деятельности страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, управляющих компаний и депозитариев, инвестиционных компаний (к которым относятся и профессиональные участники рынка ценных бумаг в значении, придаваемом им в законодательстве Российской Федерации).
В отличии от регулирования деятельности российских кредитных организаций, комплексное правовое регулирование вопросов системы оплаты труда в российских некредитных финансовых организациях отсутствует. Действующее законодательство Российской Федерации не устанавливает каких-либо ограничений выплаты стимулирующих и компенсационных выплат в отношении руководителей и работников некредитных финансовых организаций. Правовое регулирование возможности отсрочки, сокращения или отмены стимулирующих и компенсационных выплат руководителям и работникам некредитных финансовых организаций, которые в соответствии с их должностными полномочиями и функциями оказывают наибольшее влияние на деятельность некредитной финансовой организации, в том числе на принимаемые ею риски, направлено на создание прозрачных механизмов выплаты стимулирующих и компенсационных выплат, стимулирование руководителей и работников некредитной финансовой организации к принятию решений в целях обеспечения устойчивого развития некредитной финансовой организации в долгосрочной перспективе.
Соответствующие положения Законопроекта распространяются, прежде всего, на лиц, занимающих должности руководителя некредитной финансовой организации, членов коллегиального исполнительного органа, главного бухгалтера и его заместителей некредитной финансовой организации, а также иных руководителей (работников) некредитной финансовой организации, принимающих риски.
Законопроектом установлено, что система оплаты труда некредитной финансовой организации должна предусматривать возможность отсрочки, сокращения или отмены стимулирующих и компенсационных выплат вышеуказанным руководителям и работникам в случае принятия ими решений об осуществлении некредитной финансовой организацией операций и иных сделок, результаты которых привели к несоблюдению некредитной финансовой организацией требований к собственным средствам (капиталу), обязательных (финансовых, экономических) нормативов, а также иных требований, установленных Банком России в соответствии с федеральными законами, регулирующими деятельность некредитных финансовых организаций, или возникновению иных ситуаций, угрожающих интересам клиентов и кредиторов, включая основания для запрета на осуществление части или всех операций, аннулирования (отзыва) лицензии (исключения из реестра (государственного реестра) некредитной финансовой организации, а также осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) некредитной финансовой организации.
Предусмотренные Законопроектом ограничения выплаты стимулирующих и компенсационных выплат не распространяется на выплаты, минимальный размер которых гарантирован Трудовым кодексом Российской Федерации.
Развитие пропорционального регулирования также является необходимым условием повышения конкурентоспособности российского финансового рынка, повышения доверия потребителей финансовых услуг к деятельности некредитных финансовых организаций, соответствует международным практикам и подходам.
К одному из направлений пропорционального регулирования некредитных финансовых организаций относятся требования к организации управления рисками и внутреннего контроля, включающей также организацию внутреннего аудита.
Законопроектом значительное внимание уделяется роли совета директоров (наблюдательного совета) как ключевого органа управления компании, определяющего основные принципы и подходы к организации системы управления рисками и системы внутреннего контроля.
Организация и функционирование системы управления рисками, системы внутреннего контроля с учетом критериев пропорционального регулирования, а также фактов совмещения с иными видами деятельности, позволит снизить регуляторную нагрузку на малые некредитные финансовые организации и соответственно расходы, связанные с необходимостью осуществления управления рисками, внутреннего контроля, внутреннего аудита наравне с крупными некредитными финансовыми организациями.
В силу законодательных требований организаторы торговли, клиринговые организации, центральный депозитарий, негосударственные пенсионные фонды, профессиональные участники рынка ценных бумаг, специализированные депозитарии, страховые компании уже осуществляют комплекс функций в области управления рисками и внутреннего контроля. В этой связи Законопроект не предусматривает существенных изменений в регулировании деятельности указанных некредитных финансовых организаций и направлен на гармонизацию действующих требований, что, в частности, позволит снизить регуляторную нагрузку на некредитные финансовые организации, совмещающие различные виды деятельности на финансовом рынке, усилить контрольные функции и расширить сферу ответственности совета директоров (в случае его наличия) указанных некредитных финансовых организаций и повысить эффективность управления рисками и осуществления внутреннего контроля.
Для управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, действующим регулированием установлена обязанность по организации системы внутреннего контроля, Законопроектом дополнительно установлены требования по организации системы управления рисками и осуществлению внутреннего аудита. Применение требований Законопроекта с учетом критериев пропорциональности не приведет к значительному увеличению регуляторной и финансовой нагрузки на управляющие компании.
Законопроектом установлены требования об организации системы управления рисками, системы внутреннего контроля, включающей также организацию внутреннего аудита, в отношении микрофинансовых организаций, а также об организации системы управления рисками и системы внутреннего контроля кредитных потребительских кооперативов и сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов. В настоящее время для микрофинансовых организаций и кредитных потребительских кооперативов требования к организации системы управления рисками установлены в базовых стандартах саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка по управлению рисками. В частности, применительно к кредитным потребительским кооперативам с активами более одного миллиарда рублей и кредитным потребительским кооперативам, имеющим филиалы, представительства и иные обособленные подразделения на территории более двух субъектов Российской Федерации, установлено требование о назначении должностного лица или создании отдельного подразделения, ответственного за управление рисками, применительно к микрокредитным компаниям, имеющим сумму задолженности по основному долгу по выданным микрозаймам и иным займам не менее одного миллиарда рублей, - требование о создании отдельного подразделения, ответственного за управление рисками. Вместе с тем исполнение требований Законопроекта об организации системы внутреннего контроля, включающей также организацию внутреннего аудита, может повлечь возникновение дополнительных финансовых расходов у указанных некредитных финансовых организаций. Однако реализация норм Законопроекта с учетом критериев пропорционального регулирования положительным образом повлияет на финансовое состояние указанных некредитных финансовых организаций, деятельность которых связана с повышенным риском, позволит обеспечить своевременное выявление рисков и принятие мер по их предотвращению и минимизации, будет способствовать сокращению случаев нарушения регуляторных требований и повышению доверия со стороны потребителей финансовых услуг.
Законопроектом установлены требования об организации системы управления рисками, а также организации внутреннего аудита в кредитных рейтинговых агентствах, реализация которых может повлечь возникновение дополнительных финансовых расходов у кредитных рейтинговых агентств. В целях сбалансирования регуляторной и финансовой нагрузки на кредитные рейтинговые агентства требование об организации внутреннего аудита определено с учетом принципа пропорционального регулирования. Федеральный закон вступает в силу по истечении двух лет со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, вступающих в силу с 1 июля 2025 года. Отложенный срок вступления в силу установлен в отношении положений, предусматривающих наделение наблюдательных советов кредитных кооперативов и сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов полномочиями по оценке надежности и эффективности управления рисками и внутреннего контроля в указанных организациях, что обусловлено спецификой деятельности указанных организаций и целесообразностью поэтапного введения дополнительных регуляторных требований к их деятельности.
------------------------------
1Пункт 2.4.5 Положения Банка России от 27.07.2015 N 481-П "О лицензионных требованиях и условиях осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, ограничениях на совмещение отдельных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, а также о порядке и сроках представления в Банк России отчетов о прекращении обязательств, связанных с осуществлением профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, в случае аннулирования лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг".
------------------------------
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления требований к формированию совета директоров (наблюдательного совета) в некредитных финансовых организациях, требований к системе оплаты труда, требований по организации управления рисками, внутреннего контроля и внутреннего аудита в некредитных финансовых организациях)"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления требований к формированию совета директоров (наблюдательного совета) в некредитных финансовых организациях, требований к системе оплаты труда, требований по организации управления рисками, внутреннего контроля и внутреннего аудита в некредитных финансовых организациях)" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления требований к формированию совета директоров (наблюдательного совета) в некредитных финансовых организациях, требований к системе оплаты труда, требований по организации управления рисками, внутреннего контроля и внутреннего аудита в некредитных финансовых организациях)"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления требований к формированию совета директоров (наблюдательного совета) в некредитных финансовых организациях, требований к системе оплаты труда, требований по организации управления рисками, внутреннего контроля и внутреннего аудита в некредитных финансовых организациях)" не потребует признания утратившими силу, приостановления, внесения изменений или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.