Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 270305-8 "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федераций" (далее - законопроект) подготовлен во исполнение указания Президента Российской Федерации от 12 ноября 2020 г. N Пр-1842 о создании механизмов для оформления прав на линейные объекты, созданные до 2000-х годов, и регулирования правоотношений по использованию земельных участков собственником Единой системы газоснабжения.
В соответствии с подпунктами 4 и 20 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации право на предоставление земельного участка без проведения торгов имеет как лицо, имеющее намерение на размещение объекта газоснабжения, так и недропользователь. Вместе с тем в настоящее время земельным законодательством не урегулированы порядок и условия предоставления земельного участка единому оператору газификации для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов Единой системы газоснабжения в том числе в случае, если земельный участок предназначен для осуществления пользования недрами и таким пользователем является дочернее общество такой организации.
Законопроектом предлагается устранить данный пробел земельного законодательства, что позволит обеспечить надлежащее оформление земельных отношений и отношений по недропользованию в подобных ситуациях.
Одной из тенденций развития законодательства в земельно-имущественной сфере является создание условий для упрощения оформления прав на объекты, построенные до появления современной правовой системы градостроительного регулирования, системы государственной регистрации прав на объекты недвижимости. Так, в настоящее время подобные "упрощенные" порядки существуют в отношении: личной Недвижимости граждан (жилые и садовые дома, гаражи, хозяйственные постройки); имущества Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности; объектов гражданской обороны; имущества общего пользования садоводческих и огороднических тов4риществ; имущества АО "Почта России".
Вместе с тем до настоящего времени подобные механизмы не созданы для линейных объектов, используемых субъектами естественных монополий, которые ими используются в текущей хозяйственной деятельности. Учитывая, что подобные объекты используются для оказания коммунальных и иных услуг населению, транспортировки газа, обеспечение их надлежащего учета и содержания является важным фактором для бесперебойного функционирования и поддержания их в надлежащем состоянии.
Законопроектом предлагается распространить действующий механизм оформления земельных отношений на условиях публичного сервитута для вновь строящихся и ранее созданных линейных объектов на линейные объекты, используемые в хозяйственной деятельности субъектов естественных монополий, для чего предусматриваются соответствующие изменения в Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости". Вместе с тем предлагается распространить действие упрощенного порядка только на объекты, строительство которых осуществлялось до введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации, установившего общие единые правила возведения объектов капитального строительства.
В связи с отсутствием во многих случаях правоустанавливающих документов на линейные объекты, используемые субъектами естественных монополий, а также документов об их строительстве, не представляется возможным оформление прав на данные объекты по действующему законодательству, в том числе по приобретательной давности, поскольку отсутствие таких документов указывает на признаки самовольной постройки, указанные в статье 222 Гражданского кодекса Российской Федерации (например, определение Верховного Суда Российской Федерации от 17 мая 2021 г. N 310-ЭС21-5212). При этом сам по себе снос (демонтаж) подобных объектов, которые имеют особую общественную значимость (объекты коммунальной инфраструктуры), не обеспечивает баланс прав и законных интересов всех участников гражданского оборота, в том числе населения, пользующегося коммунальными услугами (например, определения Верховного Суда Российской Федерации от 12 декабря 2019 г. N 301-ЭС19-22783, от 19 апреля 2021 г. N 309-ЭС21-4147).
Так, в настоящее время остаются неоформленными права примерно на 720 тыс. км линейных объектов из-за отсутствия на них правоустанавливающих документов. Этому есть целый ряд причин: во-первых, вследствие ускоренной приватизации имущество, включаемое в уставный капитал, не было описано надлежащим образом, что привело к невозможности подтверждения прав на большое количество сооружений; во-вторых, значительная часть сооружений была построена в 70 - 90-х годах прошлого века "хозяйственным" способом, то есть без получения разрешений и оформления постройки; в-третьих, в отсутствие правил технического подключения многие линейные объекты были построены застройщиками и переданы на обслуживание линейным компаниям без надлежащего оформления возникновения и перехода прав собственности.
Реализация предусмотренных законопроектом положений не потребует дополнительных средств из федерального бюджета.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском, экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации и не окажет влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют обязательные требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, Аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов федерального бюджета и других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень
федеральных законов, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу других федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлении);, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) потребует принятия следующих нормативных правовых актов:
1. Приказа Росреестра "Об утверждении формы декларации о линейных объектах, используемых в своей деятельности субъектами естественной монополии, размещенных на землях и (или) земельных участках на условиях публичного сервитута и предназначенных для организации электро-, газо-, тепло-, водоснабжения населения и водоотведения, требований к ее заполнению, состава включаемых в нее сведений".
Обоснование необходимости подготовки - абзац второй статьи 3 Федерального закона.
Срок подготовки - IV квартал 2023 г.
Цель, предмет и содержание правового регулирования - утверждение формы декларации о линейных объектах, используемых в своей деятельности субъектами естественной монополии, размещенных на землях и (или) земельных участках на условиях публичного сервитута и предназначенных для организации электро-, газо-, тепло-, водоснабжения населения и водоотведения, требований к ее заполнению, состава включаемых в нее сведений.
Исполнитель - Росреестр.
2. Приказа Росреестра "О внесении изменений в перечень документов, подтверждающих пр^во заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, утвержденный приказом Росреестра от 2 сентября 2020 г. N П/0321".
Обоснование необходимости подготовки - статья 1 Федерального закона.
Срок подготовки - IV квартал 2023 г.
Цель, предмет и содержание правового регулирования - внесение изменений в перечень документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, утвержденный приказом Росреестра от 2 сентября 2020 г. N П/0321, определяющих перечень документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов в соответствии с новым основанием предоставления земельных участков без проведения торгов.
Исполнитель - Росреестр.
3. Приказа Росреестра "О внесении изменений в приказ Росреестра от 19 апреля 2022 г. N П/0150 "Об утверждении требований к форме ходатайства об установлении публичного сервитута, содержанию обоснования необходимости установления публичного сервитута".
Обоснование необходимости подготовки - абзац четвертый статьи 2 Федерального закона.
Срок подготовки I - IV квартал 2023 г.
В соответствии с пунктом 4 статьи 39.41 главы V.7 Земельного кодекса Российской Федерации требуется внесение изменений в приказ Росреестра от 19 апреля 2022 г. N П/0150 "Об утверждении требований к форме ходатайства об установлении публичного сервитута, содержанию обоснования необходимости установления публичного сервитута" (далее - приказ)
Цель, предмет и содержание правового регулирования - внесение изменений в приказ в части отображения в ходатайстве об установлении публичного сервитута основных параметров линейного объекта, для эксплуатации которого основание установления публичного сервитута предусматривается в пункте 1 проектируемой статьи 3.9 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Исполнитель - Росреестр.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.