Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 270417-8 "О внесении изменения в Федеральный закон "О ветеранах"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон "О ветеранах" (далее - законопроект) подготовлен в целях расширения категории получателей мер социальной поддержки, установленных Федеральным законом от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Федеральный закон N 5-ФЗ) на вдов (вдовцов) ветеранов боевых действий независимо от условий их проживания.
В соответствии со статей 21 Федерального закона N 5-ФЗ меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федераций.
Независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении, получения пенсии или заработной платы меры социальной поддержки предоставляются:
1) родителям погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войны и ветерана боевых действий;
2) супруге (супругу) погибшего (умершего) инвалида войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак;
3) супруге (супругу) погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак;
4) супруге (супругу) погибшего (умершего) ветерана боевых действий, не вступившей (не вступившему) в повторный брак и проживающей (проживающему) одиноко, или с несовершеннолетним ребенком (детьми), или с ребенком (детьми) старше возраста 18 лет, ставшим (ставшими) инвалидом (инвалидами) до достижения им (ими) возраста 18 лет, или с ребенком (детьми), не достигшим (не достигшими) возраста 23 лет и обучающимся (обучающимися) в образовательных организациях по очной форме обучения.
Таким образом, факт совместного проживания с иными лицами, кроме детей, перечисленных в подпункте 4 (например, с родителями), не позволяет вдовам (вдовцам) ветеранов боевых действий установить меры социальной поддержки наравне с вдовами (вдовцами), проживающими одиноко или с детьми.
С учетом внесенных Федеральным законом от 26 марта 2022 г. N 69-ФЗ в Федеральный закон "О ветеранах" изменений, согласно которым к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, выполнявшие задачи в ходе специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики, представляется целесообразным исключить условие одинокого проживания и совместного проживания с детьми из подпункта 4 пункта 2 статьи 21 Федерального закона N 5-ФЗ, предусмотрев право на получение мер социальной поддержки независимо от состава членов семьи и совместного проживания. Это позволит повысить уровень социальной защищенности супруги (супруга) погибшего (умершего) ветерана боевых действий, не вступившей (не вступившего) в повторный брак. Принятие законопроекта окажет позитивное влияние на уровень доходов указанной категории граждан, которые будут вправе получать ежемесячные денежные выплаты (далее - ЕДВ), устанавливаемые Пенсионным фондом Российской Федерации (далее - ПФР).
По данным ПФР по состоянию на 1 мая 2022 года численность получателей ЕДВ составляет 174 152 человека, из них 151 187 человек - члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий. Следует учитывать, что численность указанной категории получателей мер социальной поддержки неуклонно сокращалась в течение последнего десятилетия, однако, проведение военной Операции на территории Украины, Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики сформировало основания для принятия законодательного акта, направленного на расширение категорий получателей социальной помощи с учетом состава семей военнослужащих, участвующих в военной операции.
Законопроект не содержит положений, вводящих избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности и бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора)), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
В соответствии с пунктом 60 (1) Регламента Правительства Российской Федерации, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. N 260, законопроект не относится к числу проектов актов, требующих проведения оценки регулирующего воздействия.
Предлагаемые в законопроекте решения не окажут влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон "О ветеранах"
Статьей 21 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Федеральный закон N 5-ФЗ) установлены категории лиц, которым независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении, получения пенсии или заработной платы предоставляются меры социальной поддержки. К указанным лицам отнесены, в том числе, супруга (супруг) погибшего (умершего) ветерана боевых действий, не вступившая (не вступивший) в повторный брак и проживающая (проживающий) одиноко, или с несовершеннолетним ребенком (детьми), или с ребенком (детьми) старше возраста 18 лет, ставшим (ставшими) инвалидом (инвалидами) до достижения им (ими) возраста 18 лет, или с ребенком (детьми), не достигшим (не достигшими) возраста 23 лет и обучающимся (обучающимися) в образовательных организациях по очной форме обучения.
Согласно статье 23.1 Федерального закона N 5-ФЗ граждане из числа вдов (вдовцов) погибших (умерших) ветеранов боевых действий, а также военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, вправе, в качестве одной из мер социальной поддержки, получать ежемесячную денежную выплату (далее - ЕДВ), установление которой осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации (далее - ПФР), а с 1 января 2023 года Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федераций (далее - Фонд).
Источником финансового обеспечения ЕДВ указанной категории лиц являются средства федерального бюджета, предоставляемые бюджету ПФР (Фонда) в составе межбюджетного трансферта в соответствии с федеральном законом о федеральном бюджете на соответствующий год и плановый период.
Данное полномочие является действующим расходным обязательством Российской Федерации. Федеральным законом от 5 декабря 2022 г. N 466-ФЗ "О федеральном бюджете на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов" (далее - федеральный бюджет) средства для осуществления в соответствии с Федеральным законом N 5-ФЗ ЕДВ (с учетом доставки) предусмотрены на 2023 год в объеме 492 871 973,2 тыс. рублей, на 2024 год - 512 681 125,3 тыс. рублей, на 2025 год - 526 607 224,8 тыс. рублей.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 января 2022 г. N 57 "Об утверждении коэффициента индексации выплат, пособий и компенсаций в 2022 году" размер ЕДВ с 1 февраля 2022 года составляет 1 899,73 рубля. Указанный размер ЕДВ сохраняется и в январе 2023 года. С 1 февраля каждого года размер ЕДВ согласно законодательству устанавливается Правительством Российской с учетом коэффициента ежегодной индексации ЕДВ. В соответствии с параметрами, учтенными в федеральном бюджете и бюджете Фонда на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов (Федеральный закон от 5.12.2022 г. N 467-ФЗ "О бюджете Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федераций на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов") коэффициент ежегодной индексации ЕДВ с 1 февраля 2023 года составит 1,175, с 1 февраля 2024 года 1,061, с 1 февраля 2025 года 1,04. Устанавливаемый размер ЕДВ составит с 1 февраля 2023 года 2 232, 18 рубля, с 1 февраля 2024 года 2 368,34 рубля, с 1 февраля 2025 года 2 463,07 рубля.
Численность членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой отечественной войны и ветеранов боевых действий, получающих ЕДВ, по: состоянию на 1 марта 2022 года составила 153 243 человека, по состояний на 1 мая 2022 года 151 187 человек, по состоянию на 1 ноября 2022 года 15^060 человек.
Численность граждан всех категорий, получающих ЕДВ, по состоянию на 1 ноября 2022 года по данным ПФР составляет 14 133 184 человек. Следовательно, на долю членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой отечественной войны и ветеранов боевых действий, получающих ЕДВ, приходится только 1,08% от общей численности получателей ЕДВ.
При этом, отдельный учет вдов (вдовцов) погибших (умерших) ветеранов боевых действий ПФР не осуществляется, так как указанная информация не влияет на размер ЕДВ и учитывается в общем объеме межбюджетного трансферта.
Следует отметить, что численность семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, получающих ЕДВ, на протяжении последних 10 лет имела отрицательную динамику.
Проектом федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон "О ветеранах" предусматривается исключение условия совместного проживания вдов (вдовцов) ветеранов боевых действий с несовершеннолетними детьми для установления им ЕДВ. При этом условие, связанное с вступлением в повторный брак сохраняется. Таким образом, предлагается установление указанной категории граждан ЕДВ без учета состава членов семьи, проживающих совместно, что является расширением категории получателей в рамках действующих расходных обязательств.
Годовой размер выплаты на одного получателя ЕДВ в 2023 году составит:
1 899,73 рубля х 1 месяц + 2 232, 18 рублях 11 месяцев = 26 453,71 рубля.
Расходы на доставку ЕДВ в год на одного получателя составляют:
26 453,71 рубля х 0,22408% = 59,28 рубля.
Годовой объем расходов на одного получателя ЕДВ (с учетом доставки) в 2023 году составляет:
26 453,71 рубля + 59,28 рубля = 26 512,99 рубля.
Годовой размер выплаты на одного получателя ЕДВ в 2024 году составит:
2 232, 18 рубля! х 1 месяц + 2 368,34 рублях 11 месяцев = 28 283,92 рубля.
Расходы на доставку ЕДВ в год на одного получателя составляют:
28 283,92 рубля х 0,22408% = 63,38 рубля.
Годовой объем расходов на одного получателя ЕДВ (с учетом доставки) в 2023 году доставляет:
28 283,92 рубля + 63,38 рубля = 28 347,3 рубля.
Годовой размер1 выплаты на одного получателя ЕДВ в 2024 году составит:
2 368,34 рубля * 1 месяц + 2 463,07 рублях х 11 месяцев = 29 462,11 рубля.
Расходы на доставку ЕДВ в год на одного получателя составляют:
29 462,11 рубля х 0,22408% = 66,02 рубля.
Годовой объем расходов на одного получателя ЕДВ (с учетом доставки) в 2023 году составляет:
29 462,11 рубля + 66,02 рубля = 26 528,13 рубля.
Численность вдов (вдовцов) погибших (умерших) ветеранов боевых действий, а также военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, которым по данным ПФР отказано в установлении ЕДВ по причине несоответствия условиям, установленным статьей 21 Федерального закона N 5-ФЗ (за последние 5 лет - срок хранения отказных дел), - 50 человек, что составляет 0,007% от численности получателей ЕДВ.
Таким образом, объем средств на ЕДВ вдовам (вдовцам) ветеранов боевых действий, повторно не вступившим в брак, проживающим раздельно с несовершеннолетними детьми, или проживающим совместно не только с несовершеннолетними детьми, но и с другими членами семьи, не превысит 535 591,5 тыс. рублей в 2023 году, 567 421,4 тыс. рублей в 2024 году и 592 800,7 тыс. рублей в 2025 году.
На долю указанных выплат по годам придется около 0,1% общего объема средств, предусмотренных на ЕДВ всем категориям получателей, что при сохраняющейся динамике сокращения численности получателей ЕДВ не окажет существенного влияние на исполнение бюджета Фонда в 2023 году и плановом периоде 2024 и 2025 годов.
Кроме того, Статьей 21 Федерального закона "О ветеранах" установлены также иные меры социальной поддержки семей погибших (умерших) ветеранов; боевых действий. Указанные меры социальной поддержки, в том числе компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50%, являются действующими расходными обязательствами Российской Федерации, переданными для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Финансовое обеспечение переданных для осуществления полномочий по социальной поддержке категорий граждан, установленных Федеральным законом "О ветеранах", предусматривается в федеральном бюджете в виде субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации.
Объем субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, предусмотренный в федеральном бюджете на 2023 - 2025 годы, составляет ежегодно 105 783 148,6 тыс. рублей.
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон "О ветеранах" распространит, в том числе меру по компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, на вдов (вдовцов) ветеранов боевых действий, не вступивших в повторный брак, независимо от условий совместного или раздельного проживания с другими членами семьи.
Объем средств субвенции на компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг вдовам (вдовцам) ветеранов боевых действий составит в 2|023 году 114 958,5 тыс. рублей, в 2024 году 117 078,6 тыс. рублей и в 2025 году 119 079,3 тыс. рублей, что составляет 0,11% объема средств субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан.
Общий объем расходов федерального бюджета на ЕДВ и оплату жилых помещений и коммунальных услуг указанной категории вдов (вдовцов) ветеранов боевых не Превысит 650,55 млн. рублей в 2023 году, 684,5 млн. рублей в 2024 году и 711,88 млн. рублей в 2025 году и составит менее 0,13% общего объема средств, предусмотренных в федеральном бюджете на указанные цели.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон "О ветеранах"
Принятие федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон "О ветеранах" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.