Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 270457-8 "О внесении изменений в статьи 22.1 и 22.3 Трудового кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 22.1 и 22.3 Трудового кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект) направлен на совершенствование механизмов электронного документооборота в сфере трудовых отношений.
В настоящее время статьями 22.1 - 22.3 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) предусмотрена возможность применения в сфере трудовых отношений электронного документооборота, т.е. создания, подписания, использования и хранения работодателем, работником или лицом, поступающим на работу, документов, связанных с работой, оформленных в электронном виде без дублирования на бумажном носителе.
Положения ТК РФ, регулирующие электронный документооборот, применяются к документам, в отношении которых трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, предусмотрено их оформление на бумажном носителе и (или) ознакомление с ними работника или лица, поступающего на работу, в письменной форме, в том числе под роспись.
Вместе с тем частью 3 статьи 22.1 ТК РФ установлен запрет на использование электронного документооборота в отношении документов, подтверждающих прохождение работником инструктажей по охране труда, в том числе лично подписываемых работником. Данное обязательное условие обеспечивает формальное подтверждение факта проведения инструктажа, но не фактическое его качество и полученные знания. При этом в настоящее время отсутствует законодательное ограничение на осуществление дистанционных инструктажей по охране труда с использованием информационных технологий и цифровых сервисов. Таким образом, даже после проведенного Дистанционного инструктажа, работнику необходимо лично подписать бумажные документы, подтверждающие этот факт, независимо от того, применяется ли в организации электронный документооборот или нет.
В условиях повсеместной цифровизации, а также внедрения различных форм дистанционной (удаленной) работы данное положение существенно сдерживает развитие отечественных организаций, в том числе осуществляющих деятельность в IT-сфере, поскольку препятствует отказу от традиционного бумажного документооборота в части ведения документации по охране труда, что влечет соответствующие материальные затраты.
Помимо этого, ведение электронного документооборота в сфере охраны труда будет способствовать снижению количества случаев нарушения законодательства в этой области, поскольку позволит обеспечить более прозрачные условия для осуществления контроля со стороны надзорных органов.
С учетом изложенного, законопроектом предлагается исключить из части 3 статьи 22.1 ТК РФ положения, ограничивающие применение электронного документооборота в отношении документов, подтверждающих прохождение работником инструктажей по охране труда, в том числе лично подписываемых работником. При этом предлагаемые изменения не затронут порядок оформления документов, подтверждающих проведение целевого инструктажа по охране труда, который проводится непосредственно перед выполнением работ Повышенной опасности, перед выполнением работ, не относящихся к основному технологическому процессу, а также перед выполнением работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций и др.
С целью повышения защищенности и обеспечения достоверности документации, подтверждающей прохождение инструктажей по охране труда, оформляемой в электронном виде, законопроектом установлена обязанность по использованию работодателем только усиленной квалифицированной электронной подписи при оформлении указанной документации.
При этом при оформлении документов, подтверждающих прохождение инструктажей по охране труда, посредством информационной системы работодателя работник сможет использовать как усиленную квалифицированную электронную подпись, так и усиленную неквалифицированную электронную подпись, выданную с использованием инфраструктуры электронного правительства.
Изменения, вносимые законопроектом в часть четырнадцатую статьи 22.3 ТК РФ (которой установлены сроки хранения электронных документов), обеспечивают согласование его положений с нормами статьи 230 ТК РФ и позволяют обеспечить хранение выписок из электронных журналов регистрации инструктажей по охране труда в составе материалов расследования несчастного случая в соответствии с положениями статьи 230 ТК РФ в течение 45 лет.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федераций.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 22.1 и 22.3 Трудового кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статьи 22.1 и 22.3 Трудового кодекса Российской Федерации" не повлечет дополнительных расходов, финансируемых за счет средств федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статьи 22.1 и 22.3 Трудового кодекса Российской Федерации"
В связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статьи 22.1 и 22.3 Трудового кодекса Российской Федерации" потребуется внесение соответствующих изменений в Правила обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2021 года N 2464.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.