Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 270838-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с внедрением цифрового рубля"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с внедрением цифрового рубля" (далее - законопроект) разработан в рамках реализации Стратегии развития национальной платежной системы на 2021 - 2023 годы, утвержденной Банком России.
Целью законопроекта является развитие платежной инфраструктуры в части расширения применения цифровых технологий гражданами, бизнесом и государством, повышения доступности, скорости, удобства и безопасности расчетов при снижении издержек посредством законодательного закрепления подходов к осуществлению перевода цифровых рублей (далее также - перевод цифровых рублей), в том числе установление основ правового регулирования порядка осуществления перевода цифровых рублей.
В процессе подготовки законопроекта были проведены следующие мероприятия:
- проанализирован зарубежный опыт создания и регулирования валют центральных банков. В рамках работы над законопроектом осуществлялся анализ проектов зарубежных государств, направленных на внедрение цифровых валют центральных банков, в части вопросов, связанных с их регулированием. В частности, были изучены подходы к внедрению цифровых валют центральных банков стран ЕАЭС, а также КНР, Турции, стран Европейского союза, Великобритании и США. Общие концептуальные подходы, выработанные иностранными разработчиками, были в определённой части восприняты как при создании концепции цифрового рубля, так и при формировании положений законопроекта.
- проведена комплексная межотраслевая экспертно-аналитическая и научно-методологической оценка процедуры и последствий введения в оборот цифровых валют центральных банков, в том числе цифрового рубля, их влияния на российскую и мировую финансово-экономические системы, а также на прогнозирование внутренних и внешних угроз национальной безопасности Российской Федерации. В подготовке законопроекта принимали участие представители Банка России, а также представители федеральных органов исполнительной власти, в части проектируемых нормативных положений изменений в федеральные законы регулирующих вопросы относящиеся компетенции указанных органов в том числе в части оценки процедуры и последствий введения в оборот цифрового рубля, его влияния на российскую и мировую финансово-экономические системы, а также на прогнозирование внутренних и внешних угроз национальной безопасности Российской Федерации. Для целей оценки проектируемых норм также были привлечены представители научного сообщества.
Отдельные правовые аспекты введения в оборот цифрового рубля также стали предметом обсуждения в рамках отдельных научно-практических мероприятий, в том числе:
- Петербургский международный юридический форум - 2021;
- Форум инновационных финансовых технологий Финополис (2021);
- Финансово-правовой форум "Цифровая валюта Центрального банка: правовые аспекты", организованный кафедрой финансового права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) и Банком России (2021);
- Петербургский международный юридический форум -2022;
- Форум инновационных финансовых технологий Финополис (2022);
- Круглый стол: "Новые правовые модели финансовых систем", организованный Исследовательским центром частного права имени С.С. Алексеева при Президенте Российской Федерации (2022).
- проведена оценка возможности применения цифрового рубля в рамках пилотных проектов в ряде регионов Российской Федерации и с отельными государствами, входящими в состав ЕАЭС. Подготовленный законопроект создает необходимые правовые условия для возможности запуска международных пилотных проектов, направленных на применение цифрового рубля (соответствующие изменения вносятся в Федеральный закон от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе"). Также законопроект предусматривает на первоначальном этапе проведение в Российской Федерации пилотирования использования цифрового рубля в переводах между гражданами и расчетах между гражданами и юридическими лицами, по итогам которого будут оценены направления дальнейшего совершенствования и развития применения цифрового рубля.
- проведена выработка решений проблем электронного кросс-валютного взаимодействия, осуществляемого на основе систем национальных валют, а также вопросов, связанных с контролем за оборотом цифровых валют иностранных государств между резидентами Российской Федерации. Регулирование соответствующих вопросов, в том числе правовой статус цифровой валюты иностранных государств, было реализовано законопроектом в части внесения изменений в Федеральный закон от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле".
- определены необходимые ресурсы для введения в оборот цифрового рубля. Разработка законопроекта осуществлялась с учетом оценки технических и финансовых ресурсов, необходимых для использования всеми участниками регулируемых правоотношений в целях введения в оборот цифрового рубля. Законопроектом проектируемыми положениями о внесении изменений в Федеральный закон от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе", Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" Федеральный закон от 6 апреля 2011 года N 63-ФЗ "Об электронной подписи" были определены необходимые технические ресурсы участников правоотношений.
- сформированы условия для обеспечения доверия физических и юридических лиц к технологиям эмиссии и оборота цифрового рубля. При разработке законопроекта учитывалась необходимость формирования условий обеспечения доверия физических и юридических лиц к технологии цифрового рубля.
Положения законопроекта были сформированы в условиях постоянного информирования населения о содержании концепции цифрового рубля с учетом публичных обсуждений проектируемых норм с представителями участников финансового рынка.
Так, Банком России с целью широкого обсуждения был опубликован консультативный доклад "Цифровой рубль" для проведения оценки возможностей и перспектив выпуска цифрового рубля.
С учетом полученной обратной связи от респондентов и участников рынка по итогам обсуждения консультативного доклада "Цифровой рубль" Банком России затем также была опубликована Концепция цифрового рубля, которая включает описание преимуществ цифрового рубля, целевую модель, подходы в части денежно-кредитной политики при внедрении цифрового рубля, а также ключевые этапы реализации проекта.
- разработан комплекс мер и средств обеспечения информационной безопасности при разработке систем учета цифровых валют центральных банков и при проведении операций с зарубежными банками. Законопроектом в части проектируемых норм в рамках изменений Федеральный закон от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе", Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных", Федеральный закон от 6 апреля 2011 года N 63-Ф3 "Об электронной подписи" определены подходы к внедрению мер и средств информационной безопасности при осуществлении операций цифровыми рублями банками и цифровой валютой иностранных центральных банков с зарубежными банками, а также определены подходы к учету цифровых валют центральных банков.
- определены правовой статус и правила использования цифрового рубля, в том числе правила оборота цифровых рублей на территории России и иностранных государств. Законопроектом определен правовой статус цифрового рубля, в том числе в части соотношения цифрового рубля и безналичных денежных средств, определения разрешённых операций с цифровыми рублями, а также правила оборота цифровых рублей. Также в рамках законопроекта закреплен подход к формированию правил использования цифрового рубля. Соответствующие положения включены законопроект в рамках проектируемых норм о внесении изменений в Федеральный закон от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе", Федеральный закон от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности".
Для достижения поставленных целей регулирования законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный закон от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе", дополнив его положениями, включающими, в том числе:
определение основных понятий, используемых в целях совершения перевода цифровых рублей (например, "платформа цифрового рубля", "правила платформы цифрового рубля", "участник платформы цифрового рубля", "пользователь платформы цифрового рубля", "цифровой счет (кошелек)");
дополнение перечня субъектов национальной платежной системы новым субъектом - оператором платформы цифрового рубля;
установление требований к организации функционирования платформы цифрового рубля; установление порядка открытия, ведения и закрытия цифрового счет (кошелька) и доступа к платформе цифрового рубля; описание содержания правил платформы цифрового рубля;
дифференциация понятий "электронные денежные средства" и "безналичные расчеты в форме перевода цифровых рублей"; понятий "электронные денежные средства" и "цифровые рубли";
особенности осуществления перевода цифровых рублей, в частности, уточнение момента наступления безотзывности, а также окончательности перевода цифровых рублей; основание осуществления перевода цифровых рублей (распоряжение о переводе цифровых рублей); обстоятельства, при которых распоряжение о переводе цифровых рублей не подлежит исполнению;
особенности осуществления наблюдения в национальной платежной системе в связи с функционированием платформы цифрового рубля.
Законопроектом также предлагается внести изменения в Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)", направленные на законодательное закрепление за Банком России статуса оператора платформы цифрового рубля и участника платформы цифрового рубля, а также предоставление Банку России полномочий, реализация которых направлена на обеспечение функционирования платформы цифрового рубля и защиты интересов пользователей указанной платформы, в частности:
определяется, что формирование остатка цифровых рублей осуществляется исключительно Банком России, который также организует и обеспечивает бесперебойное функционирование платформы цифрового рубля;
устанавливается ответственность Банка России за сохранность цифровых рублей, правильность учета информации об операциях с цифровыми рублями;
расширяются функции Совета директоров Банка России в части определения тарифов на услуги, оказываемые в рамках платформы, перечня разрешенных операций с цифровыми рублями.
Законопроект предусматривает ряд изменений в Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности", в том числе, ограничения в отношении возможности совершения отдельных банковских операций с цифровыми рублями, положений, определяющих особенности режима банковской тайны в отношении операций с цифровыми рублями, последствия отзыва лицензии кредитной организации, связанные с приемом кредитной организацией распоряжений о переводе цифровых рублей.
Также законопроектом предусматриваются отдельные изменения в Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в части установления особенностей взыскания цифровых рублей, учитываемых на цифровом счете (кошельке) должника: в частности, закрепляется порядок инициирования процедуры обращения взыскания на цифровые рубли.
Кроме того, вносятся отдельные изменения в Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", в частности, указывается на то, что цифровой рубль является валютой Российской Федерации, а цифровые валюты иностранных центральных банков, соответственно, иностранной валютой по смыслу указанного закона.
Также вносятся изменения в Федеральный закон от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", согласующиеся с подходом, воспринятым в рамках реализации механизма исполнительного производства в разрезе обращения взыскания на цифровые рубли.
В Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" вносятся изменения в части предоставления оператору платформы цифрового рубля возможности осуществлять обработку персональных данных без получения согласия субъекта персональных данных и без уведомления уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие предлагаемых изменений не потребует дополнительных расходов федерального бюджета для их реализации и не повлечет за собой негативных социально экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с внедрением цифрового рубля"
Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с внедрением цифрового рубля" не потребует дополнительных финансовых затрат, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с внедрением цифрового рубля"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с внедрением цифрового рубля" не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.