Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 270852-8 "О внесении изменений в части первою, вторую и третью Гражданского кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в части первую, вторую и третью Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в рамках реализации Стратегии развития национальной платежной системы на 2021 - 2023 годы, утвержденной Банком России, а также в связи с подготовкой проекта Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях внедрения цифрового рубля".
Целью внесения изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации (далее - ГК РФ) является развитие платежной инфраструктуры в части расширения применения цифровых технологий, в том числе бизнесом и государством, повышения доступности, скорости, удобства и безопасности расчетов при снижении издержек посредством обеспечения возможности участникам гражданского оборота осуществлять безналичные расчеты цифровыми рублями в рамках гражданско-правовых отношений.
Законопроектом предусмотрены изменения в статью 128 ГК РФ, согласно которым цифровые рубли отнесены к безналичным денежным средствам.
Также предусматриваются изменения в пункт 1 статьи 140 ГК РФ в части дополнения указанной нормы положением, уточняющим, что безналичные расчеты включают в себя расчеты цифровыми рублями.
Кроме того, вносятся изменения в статью 185 ГК РФ, согласно которым письменное уполномочие на совершение операций по цифровому счету (кошельку) может быть представлено представляемым непосредственно участнику платформы цифрового рубля или оператору платформы цифрового рубля в соответствии с законодательством Российской Федерации о национальной платежной системе.
Также законопроект уточняет, что предусмотренные пунктом 5 статьи 334 ГК РФ правила возникновения прав и обязанностей залогодержателя в отношении имущества, на которое был наложен запрет на распоряжение, не применяются в случае наложения такого запрета на цифровые рубли. Одновременно предусматривается, что права по договору цифрового счета (кошелька) не могут быть предметом залога. Соответствующие положения внесены в пункт 1 статьи 358.9 ГК РФ.
Законопроектом предлагается дополнить главу 45 параграфом 5, предусматривающим положения о цифровом счете (кошельке). В частности, предлагается включить нормы, определяющие содержание нового вида договора - договора цифрового счета (кошелька), а также порядок и особенности его заключения. Кроме того, предлагается урегулировать вопросы, связанные с совершением операций по цифровому счету (кошельку), включая особенности списания цифровых рублей с указанного счета, а также порядок расторжения договора цифрового счета (кошелька). Также предполагается установить особенности договора номинального цифрового счета (кошелька) опекуна (попечителя) и договора публичного депозитного цифрового счета (кошелька).
Законопроектом предусмотрены изменения в статью 861 ГК РФ, согласно которым расчеты цифровыми рублями осуществляются путем перевода цифровых рублей оператором платформы цифрового рубля в рамках платформы цифрового рубля в соответствии с законодательством Российской Федерации о национальной платежной системе. Кроме того, законопроектом предусмотрены положения о применении правил о расчетах платежными поручениями, расчетах по аккредитиву, расчетах по инкассо к отношениям, связанным с осуществлением расчетов цифровыми рублями, с учетом особенностей, предусмотренных законодательством Российской Федерации о национальной платежной системе. Одновременно законопроектом исключается возможность применения регулирования ГК РФ о расчетах чеками к расчетам цифровыми рублями, если иное не будет предусмотрено законодательством Российской Федерации о национальной платежной системе.
Предлагается также уточнить положения статьи 1128 ГК РФ, предусмотрев, что права на цифровые рубли, учитываемые на цифровом счете (кошельке), могут быть по усмотрению гражданина завещаны либо в порядке предусмотренном статьями 1124 - 1127 ГК РФ, либо посредством совершения завещательного распоряжения. При этом порядок совершения завещательных распоряжений цифровыми рублями предлагается определить Правительству Российской Федерации по согласованию с Банком России, уточнение указанной статьи обусловлено необходимостью обеспечить возможность физическим лицам, имеющим цифровые счета (кошельки) завещать денежные средства, находящиеся на цифровых счетах (кошельках), в том числе посредством использования инструментов, действующих в отношении денежных средств, находящихся на счетах, открытых в кредитных организациях.
Законопроектом также предлагается внести изменения в статью 1174 ГК РФ в части установления возможности наследникам получить денежные средства с цифрового счета (кошелька) наследодателя в связи необходимостью обеспечить организацию достойных похорон наследодателя (по аналогии с соответствующим порядком, предусмотренным в отношении денежных средств наследодателя, находящихся на его счетах в кредитных организациях).
С учетом положений пункта 7.1 статьи 108 постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 22 января 1998 года N 2134-II ГД "О регламенте государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" изменения в Гражданский кодекс Российской Федерации представлены в виде самостоятельного законопроекта.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров российской Федерации^
Принятие предлагаемых изменений не потребует дополнительных расходов федерального бюджета для их реализации и не повлечет за собой негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в части первую, вторую и третью Гражданского кодекса Российской Федерации"
Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменений в части первую, вторую и третью Гражданского кодекса Российской Федерации" не потребует дополнительных финансовых затрат, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую, вторую и третью Гражданского кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в части первую, вторую и третью Гражданского кодекса Российской Федерации" не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.