Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 278685-8 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - законопроект) подготовлен в целях обеспечения реализации Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации 23 ноября 2020 г. N 733 (далее - Стратегия).
В соответствии с пунктом 9 Стратегии увеличение количества случаев потребления лекарственных препаратов с психоактивным действием без назначения врача, разработка и сбыт в целях незаконного потребления новых потенциально опасных психоактивных веществ синтетического происхождения, а также тенденция к распространению полинаркомании отнесены к числу угроз национальной безопасности в сфере оборота наркотиков.
Как отмечено в пункте 7 Стратегии, с 2010 года наблюдается рост более чем в 2,5 раза числа лиц с зависимостью от новых потенциально опасных психоактивных веществ и с полинаркоманией и более чем в три раза - с зависимостью от лекарственных препаратов с психоактивным действием.
Большим спросом у наркозависимых лиц, так называемых "лекарственных наркоманов", пользуются препараты, содержащие прегабалин, тапентадол, тропикамид и циклопентолат, которые не относятся к ядовитым или сильнодействующим средствам и в своем составе не содержат ни наркотических, ни психотропных веществ. При этом их употребление не по назначению врача (в том числе непредназначенным способом, в больших дозах, в сочетании с другими веществами или алкоголем) вызывает наркотическое опьянение, а также стойкую зависимость.
К сожалению, особенно широко "лекарственная наркомания" распространена в подростковой и молодежной среде ввиду относительной доступности, простоты применения и интенсивности воздействия лекарственных препаратов, содержащих психоактивные вещества. Зачастую психическая и физическая зависимость от употребления этих препаратов становится основной предпосылкой к переходу на более "тяжелые" наркотики и психотропные вещества.
Прегабалин, тапентадол, тропикамид и циклопентолат включены в Перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 22 апреля 2014 года N 183н (далее - Перечень). Вместе с тем на практике нередки случаи безрецептурного отпуска данных лекарственных средств в нарушение действующего особого порядка учета. Это связано, прежде всего, с тем, что размер прибыли, полученной от неправомерной реализации лекарственных препаратов, содержащих указанные вещества, значительно превышает размеры штрафов, которые могут быть наложены на фармацевтических работников, должностных лиц и аптечные организации в следствие такой незаконной деятельности.
Так, в настоящее время частью 1 статьи 14.4.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) за нарушение установленных правил оптовой торговли лекарственными средствами и порядка розничной торговли лекарственными препаратами установлена административная ответственность, предусматривающая наложение административного штрафа на граждан в размере от полутора тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей. Данные санкции применяются как в отношении лекарственных средств, не вызывающих привыкание, так и в отношении средств, включенных в указанный Перечень.
При этом анализ статистических данных, предоставленных Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения, показал, что в течение последних 5 лет наблюдается существенный рост (более чем на 22%) количества административных правонарушений, предусмотренных указанной нормой Кодекса. Значительная часть дел об административном правонарушении по данной статье была возбуждена в связи с нарушениями в сфере обращения лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету.
Кроме того, частью °4 статьи 14.1 Кодекса установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией). Совершение данного правонарушения влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица в размере от 4 до 8 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; на должностных лиц - от 5 до 10 тысяч рублей; на юридических лиц - от 100 до 200 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
В настоящее время указанный состав административного правонарушения может применяться в отношении лиц, нарушивших правила отпуска лекарственных препаратов, подлежащих предметно-количественному учету, поскольку данное деяние является грубым нарушением лицензионных требований в соответствии с Положением о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2011 г. N 1081.
Однако после вступления в силу с 1 сентября 2022 г. нового Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. N 547, указанное правонарушение может быть квалифицировано как негрубое и, соответственно, не будет подпадать под действие части 4 статьи 14.1 Кодекса.
Вместе с тем высокий уровень общественной опасности данного правонарушения требует повышенных размеров административных штрафов, поскольку от этого напрямую зависит эффективность борьбы с лекарственной наркоманией, широко распространенной в настоящее время, в том числе в среде несовершеннолетних граждан.
Именно поэтому законопроектом предлагается дифференцировать административную ответственность за нарушения законодательства об обращении лекарственных средств исходя из степени их общественной опасности, дополнив статью 14.4.2 Кодекса частью 1.1.
В частности, предлагается установить административную ответственность за нарушение установленных правил отпуска лекарственных препаратов, подлежащих предметно-количественному учету, выразившееся в безрецептурном отпуске указанных лекарственных препаратов, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, предусмотрев повышенный размер штрафов для фармацевтических работников и должностных лиц (от 10 до 20 тыс. руб.), лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (до от 50 до 100 тыс. руб.), а также юридических лиц (от 150 до 200 тыс. руб.).
При этом при определении видов санкций необходимо руководствоваться принципом соразмерности наказания совершенному правонарушению, исключив факторы избыточной нагрузки на субъекты малого и среднего предпринимательства. С этой целью проектом федерального закона не предполагается установление такого вида санкции, как административное приостановления деятельности, поскольку это может негативно сказаться на деятельности аптек, находящихся в сельской местности, а также аптек, имеющих филиальную сеть. Вместе с тем законопроект предусматривает возможность дисквалификации фармацевтических работников и должностных лиц, допустивших указанное правонарушение.
Полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных проектируемой нормой Кодекса, предлагается наделить Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения. Кроме того, в связи с тем, что такой вид административного наказания, как дисквалификация, может быть назначен только судьей, предлагается предусмотреть возможность передачи дел об административных правонарушениях на рассмотрение судьям.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не повлечет дополнительных расходов, финансируемых за счет средств федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.