Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 279585-8 "О внесении изменений в статьи 3.5 и 20.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Досье на проект федерального закона
Федеральным законом от 21 июля 2011 года N 256-ФЗ "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса" (далее - Федеральный закон N 256-ФЗ) установлено, что субъекты топливно-энергетического комплекса, владеющие на праве собственности или ином законном основании объектами, которым присвоена категория опасности, обязаны соблюдать установленные Правительством Российской Федерации требования обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов ТЭК (часть 1 статьи 7).
Такие требования установлены Правилами по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 года N 458, и Требованиями к обеспечению безопасности линейных объектов топливно-энергетического комплекса, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 19 сентября 2015 года N 993.
Оценка исполнения вышеназванных обязательных требований с принятием мер по привлечению виновных лиц к административной ответственности за их нарушение проводится в ходе мероприятий федерального государственного контроля (надзора) за обеспечением безопасности объектов ТЭК, которым присвоена категория опасности, осуществляемого на основании части 7 статьи 6 Федерального закона N 256-ФЗ, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, уполномоченными в соответствии с законодательством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации" Росгвардия является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, реализующим контрольно-надзорные полномочия в отношении объектов ТЭК в порядке, установленном Правилами осуществления Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации и ее территориальными органами федерального государственного контроля (надзора) за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2016 года N 1067 (далее - Правила).
Учитывая, что к реализации федерального государственного контроля (надзора) за обеспечением безопасности объектов ТЭК территориальные органы Росгвардии приступили в полном объеме лишь в 2017 году, субъектам ТЭК было предоставлено почти пять лет для добровольного приведения состояния безопасности эксплуатируемых ими объектов в соответствие обязательным требованиям.
Однако результаты плановых проверок состояния безопасности объектов ТЭК показали, что в условиях отсутствия надлежащего контроля и связанного с ним применения мер государственного принуждения обязательные требования, выполнение которых в том числе требовало материальных затрат, в подавляющем большинстве случаев не исполнялись.
Так, результаты плановых проверочных мероприятий федерального государственного контроля (надзора) за обеспечением безопасности объектов ТЭК, проведенных в 2017 году, показали, что состояние безопасности лишь 8,3% объектов ТЭК (из 2 431 объекта) соответствует обязательным требованиям. За четыре года проверочных и профилактических мероприятий, проводимых сотрудниками Росгвардии, доля объектов ТЭК, соответствующих обязательным требованиям, выросла до 34,2% (из 2 485 объектов). При этом доля объектов ТЭК, на которых были выявлены нарушения обязательных требований, составило 65,8%.
Количество выявляемых сотрудниками Росгвардии нарушений обязательных требований обеспечения безопасности также остается на достаточно высоком уровне. Если в 2017 году таких нарушений было выявлено 27 670, то в 2021 году - 25 872.
Результаты применения Росгвардией мер административной ответственности к виновным лицам за нарушение обязательных требований показали недостаточную эффективность имеющихся правовых инструментов, поскольку санкцией статьи 20.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях была установлена административная ответственность лишь в отношении граждан и должностных лиц.
При этом должностные лица, в служебные обязанности которых входили вопросы обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, выполняя административные функции в организации, в большинстве случаев не были наделены распорядительными и иными полномочиями в области финансирования необходимых мероприятий, что устанавливалось в ходе плановой проверки объекта ТЭК либо в судебном заседании и являлось основанием для отказа в возбуждении должностным лицом органа государственного контроля дела об административном правонарушении по статье 20.30 КоАП РФ либо прекращения судом административного производства.
По результатам мониторинга правоприменения в статью 20.30 КоАП РФ были внесены изменения, в соответствии с которыми состав субъектов административного правонарушения, выражающегося в неисполнении обязательных требований по обеспечению безопасности объектов ТЭК, был дополнен юридическими лицами, эксплуатирующими указанные объекты.
Федеральный закон от 15 октября 2020 года N 339-ФЗ "О внесении изменений в статьи 3.5 и 20.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" вступил в силу с 14 апреля 2021 года и дополнил субъектный состав административного правонарушения юридическими лицами. Кроме того, были дифференцированы санкции статьи 20.30 КоАП РФ в зависимости от категории опасности объекта ТЭК, требования обеспечения безопасности которого нарушены.
Вместе с тем с принятием вышеуказанного федерального закона частью 2 статьи 20.30 КоАП РФ для граждан, должностных лиц и юридических лиц - владельцев объектов ТЭК, нарушающих требования обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов ТЭК средней и высокой категории опасности, установлены одинаковые санкции.
Внесенные Федеральным законом от 15 октября 2020 года N 339-ФЗ изменения в статью 20.30 КоАП РФ повысили эффективность применяемых Росгвардией мер административной ответственности к лицам, допустившим нарушения обязательных требований. Однако при этом указанные изменения практически не повлияли на динамику устранения субъектами ТЭК нарушений обязательных требований, поскольку доля объектов ТЭК, соответствующих таким требованиям увеличилась лишь с 34,2% до 37,2%.
В связи с незначительными санкциями, установленными статьей 20.30 КоАП РФ, сложилась ситуация, при которой субъектам ТЭК выгоднее оплачивать административные штрафы, чем финансировать мероприятия по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности таких объектов.
В целях устранения сложившейся практики законопроектом предлагается внести изменения в части 1 и 2 статьи 20.30 КоАП РФ, увеличив санкции за несоблюдение требований по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов ТЭК.
Кроме того, законопроектом предлагается дополнить статью 20.30 КоАП РФ новой частью 3, выделив объекты ТЭК высокой категории опасности из части 2, и установить за несоблюдение обязательных требований на таких объектах повышенную административную ответственность.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 3.5 и 20.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Реализация проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 3.5 и 20.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует дополнительных расходов из средств федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в статьи 3.5 и 20.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статьи 3.5 и 20.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.