Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона "0 внесении изменений в статьи 453 и 456 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект) предлагается имплементировать в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации (далее - УПК РФ) консульскую функцию по выполнению отдельных процессуальных действий по уголовным делам по запросам компетентных органов представляемого государства.
Необходимость внесения предлагаемых изменений обусловлена следующими обстоятельствами.
В настоящее время имеются определенные проблемы с исполнением недружественными иностранными государствами российских запросов о международной правовой помощи. В связи с этим возрастает значение консульской функции по оказанию правовой помощи, предусмотренной многими международными договорами Российской Федерации о правовой помощи и правовых отношениях по уголовным делам, пунктом "j" статьи 5 Венской конвенции о консульских сношениях от 24.04.1963, двусторонними консульскими конвенциями, пунктом 8 Положения о Консульском учреждении Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 05.11.1998 N 1330. Положения большинства соответствующих договоров являются нормами прямого действия, некоторых - содержат отсылку к национальному законодательству государства пребывания. На практике данная консульская функция осуществляется в исключительных случаях 1.
Например, в соответствии со статьей 37 Консульской конвенции между Российской Федерацией и Республикой Польша от 22.05.1992 консульские должностные лица Сторон имеют право вручать судебные и несудебные документы, а также получать показания; это право может применяться только в отношении граждан представляемого государства и без принуждения. При этом Республика Польша подробно регулирует соответствующие процедуры, включающие в себя использование систем видео-конференц-связи, в национальном уголовно-процессуальном законодательстве и активно применяет их на практике, в том числе на территории своих загранучреждений в Российской Федерации. Детальная регламентация подобных консульских уголовно-процессуальных функций содержится в правовых актах США, ФРГ и других стран.
Данный вид правовой помощи в основном заключается в получении консульскими учреждениями и дипломатическими представительствами на основании поручений правоохранительных и судебных органов представляемого государства показаний у граждан представляемого государства (а иногда также граждан государства пребывания и третьих стран) и вручении им процессуальных документов на добровольной основе по любым уголовным делам. Это позволит обеспечить конфиденциальность сведений о проводимых в Российской Федерации расследованиях и участниках уголовного судопроизводства, а также права и законные интересы граждан Российской Федерации на его досудебной и судебной стадиях при одновременном соблюдении норм международного права суверенитета иностранного государства.
В УПК РФ рассматриваемая консульская функция не отражена.
При этом в соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 40 УПК РФ возбуждение уголовного дела и выполнение неотложных следственных действий возлагаются также на глав дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации - по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации.
Реализация положений, предусмотренных законопроектом, не повлечет социально-экономических, финансовых и иных негативных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы
------------------------------
1 Слова "в исключительных случаях", без одновременного приведения исчерпывающего перечня таковых, употребляются в ряде статей УПК РФ.
------------------------------
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 453 и 456 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"
Реализация положений, предусмотренных проектом федерального закона "О внесении изменений в статьи 453 и 456 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации", не повлечет дополнительных расходов федерального бюджета и иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень
федеральных законов и нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статьи 453 и 456 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статьи 453 и 456 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу других федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.