Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 280498-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О недрах"
Досье на проект федерального закона
Введение международных санкций в отношении Российской Федерации и их негативные последствия для экономики страны вызывают необходимость принятия решений по повышению устойчивости российской экономики. Одним из таких решений, влекущим за собой в том числе поступление дополнительных доходов в федеральный бюджет, является внесение изменений в ряд нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения в сфере недропользования.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 6 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) недра предоставляются в пользование для геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых.
Порядок предоставления права пользования участками недр для геологического изучения недр, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, на участке недр, не включенном в перечень участков недр для геологического изучения недр, определен приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федерального агентства по недропользованию от 28.10.2021 N 802/20 (принят взамен приказа Минприроды России от 10.11.2016 N 583).
По статистике наибольшее количество проектов на поиски и оценку, особенно в удаленных и арктических районах, сопровождаются сметным расчетом до 150 млн. рублей. Финансирование в таком объеме для недропользователей-юниоров, как правило, является труднодостижимой задачей, особенно в текущей экономической ситуации. Как следствие, геологоразведочные работы либо не ведутся вообще, либо со значительным сокращением объемов. А это, в свою очередь, приводит к сокращению темпов воспроизводства минерально-сырьевой базы нашей страны.
На данном этапе возникает пробел в правовом регулировании, связанный с реализацией драгоценного металла, полученного в ходе геологического изучения.
Согласно Закону о недрах, лицензия на геологическое изучение, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых (лицензия типа БП) не дает право пользователю недр распоряжаться золотом в целях реализации. Между тем, достаточно большое количество драгоценного металла (для сведения - в Республике Саха (Якутия) выдано более 1300 лицензий типа БП), выводится из гражданско-правового оборота и либо утилизируется, либо, что еще хуже, может попадать в "теневой оборот". Механизм реализации "лабораторного" металла недропользователем на сегодня отсутствует. Данная ситуация носит абсурдный характер, т.к. доходы от драгоценного металла, возникающего в ходе переработки проб, могут быть использованы пользователями недр, юниорными компаниями, имеющих лицензии типа БП для дальнейшего инвестирования в разработку месторождений. В этом случае у государства также появляется возможность увеличения доходной части, как путем налогообложения, так и мультипликативного эффекта для экономики региона.
Еще острее стоит проблема металла, полученного в процессе полевых работ по геологическому изучению при переработке крупно-объёмных проб с промывкой в лаборатории или на участке. В результате количество полученных материалов на стадии геологического изучения может достигать значимых величин, сопоставимых с показателями добычи на мелкомасштабном уровне (до 50 кг), что как раз близко к уровню сметного показателя в 150 млн. рублей на проведение данных работ. Это очевидный экономический эффект, достаточный для покрытия затрат недропользователя.
Целью поисково-оценочных работ на объектах россыпного золота (лицензии БП) является изучение особенностей геологического строения объекта и оценка промышленного потенциала будущего месторождения, в связи с чем при его изучении возможно применить попутную опытно-промышленную отработку, как это допускается при проведении геологоразведочных работ на техногенных объектах.
Согласно ч. 4 ст. 11 Закона РФ "О недрах" допускается предоставление лицензии на пользование недрами в отношении нескольких видов пользования недрами.
С учетом ч. 2 ст. 6 Закона РФ "О недрах" пользователи недр по лицензиям на геологическое изучение, разведку и добычу (лицензии БР, или совмещенной лицензии) вправе осуществлять проведение геологоразведочных работ на участке недр в соответствии с проектом опытно-промышленной разработки объекта (далее - проект ОПР).
При этом разведка и добыча полезных ископаемых могут осуществляться как в процессе геологического изучения недр, так и после его завершения.
В настоящее время указанная проектная документация подготавливается пользователем недр с учетом требований ст. 23.2 Закона РФ "О недрах", Постановления Правительства РФ от 30.11.2021 N 2127, Приказа Минприроды РФ от 25.06.2010 N 218, писем Роснедра от 29.12.2018 N СА-04-30/20197, от 04.12.2020 N СА-04-30/20599, от 17.12.2021 N ОК-04-30/21145 с рекомендациями по подготовке проектов ОПР и подготовке материалов оперативного подсчета запасов и проведения экспертизы запасов.
На основании проекта ОПР пользователем недр проводится комплекс геологоразведочных работ, совмещенных с извлечением полезного ископаемого, при условии наличия согласованных территориальным органом Ростехнадзора планов и схем развития горных работ. При этом государственная экспертиза запасов полезных ископаемых может проводиться на любой стадии геологического изучения объекта как до, так и после утверждения проекта ОПР, но не позднее завершения календарного года.
При этом пользователь недр вправе либо ежегодно оперативно оценивать запасы по результатам работ за год на локальном участке, либо оценить запасы в целом по площади планируемых добычных работ с целью последующей отработки по проекту ОПР, подготовленному и согласованному в общем порядке. Оценка запасов на локальных участках по результатам работ за год будет способствовать оперативному изменению запасов.
В целях опережающего геологического изучения недр пользователями недр, повышения устойчивости российской экономики путем привлечения дополнительных доходов в бюджет в виде НДПИ и реализации металла, законопроект направлен на возможность переоформления лицензий на геологическое изучение недр, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых (БП) на совмещенные лицензии, т.е. на лицензии с целевым назначением и видами работ на геологическое изучение, разведку и добычу (БР).
На основании вышеизложенного, законопроект отвечает требованиям поручения Президента Российской Федерации В.В. Путина от 28 июня 2022 года N Пр-1130, п. 2 подпункт "а", со сроком исполнения до 1 декабря 2022 года о разработке вопросов стимулирования разведки и добычи стратегических, а также дефицитных видов сырья и внесении в законодательство изменений, предусматривающих определение правового статуса и инструментов финансирования геологоразведочных юниорных компаний с обеспечением защиты их инвестиций в поиск и оценку месторождений, в том числе за счет совершенствования механизмов лицензирования.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О недрах"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О недрах" не потребует дополнительных средств из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О недрах"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О недрах" потребует внесения изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2021 г. N 2127 "О порядке подготовки, согласования и утверждения технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых, технических проектов строительства и эксплуатации подземных сооружений, технических проектов ликвидации и консервации горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами", постановление Правительства Российской Федерации от 12 марта 2022 г. N 353 "Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 году".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.