Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 280589-8 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Настоящий законопроект разработан в целях установления административной ответственности за перемещение физическими лицами по территории Российской Федерации никотинсодержащей продукции, немаркированной в соответствии с российским законодательством, сверх установленной нормы.
Увеличение акцизных ставок на никотинсодержащую продукцию в Российской Федерации, независимая акцизная политика государств-членов Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) при отсутствии таможенных границ между данными государствами создают предпосылки для роста нелегального рынка никотинсодержащей продукции, в основном за счет притока более дешевой продукции из государств-членов ЕАЭС в Российскую Федерацию.
Согласно экспертным оценкам, нелегальный рынок никотинсодержащих жидкостей и одноразовых электронных средств доставки никотина (электронные сигареты) ежегодно растет в среднем на 20% и по состоянию на середину 2022 года составляет порядка 90% от общего объема рынка данной продукции в России.
Внутри таможенной территории ЕАЭС обеспечивается свободное перемещение товаров физическими лицами для целей, не связанных с осуществлением ими предпринимательской деятельности, без определения допустимого количества никотинсодержащей продукции к перемещению для личного потребления. Такой подход создает предпосылки для беспрепятственного перемещения физическими лицами нелегальной никотинсодержащей продукции в крупных и особо крупных размерах из государств-членов ЕАЭС на территорию Российской Федерации.
Неконтролируемый оборот никотинсодержащей продукции представляет угрозу для экономических интересов Российской Федерации. Рост нелегальной торговли приводит к сокращению доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, повышению ценовой доступности нелегальной никотинсодержащей продукции, в первую очередь для несовершеннолетних, а также к резкому снижению уровня легальности рынка никотинсодержащей продукции Российской Федерации.
При этом действующее законодательство не позволяет эффективно противодействовать незаконному обороту никотинсодержащей продукции. Увеличение доли потребления нелегальной продукции свидетельствует о необходимости дополнительных регуляторных мер.
В целях противодействия нелегальному обороту табачной продукции, Федеральным законом от 30.12.2020 N 506-ФЗ "О внесении изменения в статью 18 Федерального закона "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции" предусмотрены ограничения по объемам перемещения немаркированной табачной продукции физическими лицами, а именно установлены количественные нормы по перемещению физическими лицами по территории Российской Федерации табачной продукции, немаркированной в соответствии с нормами российского законодательства, в количестве не более 200 сигарет, или 50 сигар (сигарилл), или 250 г табака, или указанных табачных изделий в ассортименте общим весом не более 250 г на одного человека. Одновременно статьей 14.53.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за незаконное перемещение физическими лицами табачной продукции. В отношении никотинсодержащей продукции подобные ограничения российским законодательством не предусмотрены.
В целях противодействия нелегальному обороту никотинсодержащей продукции, по аналогии с ограничениями, установленными в отношении табачной продукции, предлагается внести изменения в Федеральный закон от 23.02.2013 N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции" (далее - N 15-ФЗ) и установить количественные нормы по перемещению физическими лицами по территории Российской Федерации никотинсодержащей продукции, немаркированной в соответствии с нормами российского законодательства, в количестве не более 200 изделий с нагреваемым табаком, или никотинсодержащей продукции (за исключением изделий с нагреваемым табаком) с общим объемом никотинсодержащей жидкости не более 50 мл на одного человека. В этой связи, разработанным законопроектом предлагается предусмотреть ответственность физических лиц за нарушение ограничений, вводимых N 15-ФЗ в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях и наделить органы внутренних дел полномочиями составлять протоколы об административных правонарушениях по указанной статье, учитывая, что органы внутренних дел наделены полномочиями по проведению личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, а также досмотра транспортных средств.
Предлагаемые ограничения не приведут к дополнительной нагрузке на правоохранительные и контрольно-надзорные органы. Данные меры вводятся для контроля физлиц, которые под предлогом ввоза немаркированной никотинсодержащей продукции для личного потребления, фактически ввозят данную продукцию для дальнейшей реализации без уплаты акцизов и НДС и с нарушениями российского законодательства о защите прав потребителя. Как правило, немаркированная никотинсодержащая продукция перемещается совместно с немаркированной табачной продукцией и/или ввозится одними и теме же лицами. Законопроектом предлагается распространить ответственность физических лиц за нарушение норм перемещения, действующую для немаркированной табачной продукции, на немаркированную никотинсодержащую продукцию.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета и будет осуществляться в пределах установленной штатной численности федеральных органов исполнительной власти и ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на их содержание и выполнение установленных функций.
Перечень
законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.