Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 281056-8 "О внесении изменений в статьи 162 и 226 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"
Анализ результатов реализации прокурорами полномочий по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное следствие, показывает, что имеются многочисленные факты длительного непринятия следователями к производству уголовных дел после возвращения их прокурором в следственный орган в соответствии с пунктом 3 части первой статьи 211, частями первой или первой. 1 статьи 214, пунктом 2 части первой статьи 221 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ), а также в связи с выявлением судом обстоятельств, указанных в частях первой и первой.2 статьи 237 УПК РФ.
Информация, поступающая от прокуроров субъектов Российской Федерации, а также сведения государственной уголовно-правовой статистики объективно демонстрируют распространенность случаев установления руководителем следственного органа срока предварительного следствия, превышающего двухмесячный срок, предусмотренный в части первой статьи 162 УПК РФ.
Так, следственными подразделениями МВД России, ФСБ России и СК России в 2018 году из 444,1 тыс. оконченных производством уголовных дел расследованы в срок свыше установленного УПК РФ более одной трети (181,7 тыс. или 40,9%), в 2020 году - из 415,3 тыс. оконченных производством уголовных дел расследованы в срок свыше установленного УПК РФ 176,5 тыс. или 42,5%.
Далеко не во всех случаях продление процессуального срока вызвано объективной необходимостью, прокуроры и руководители следственных органов регулярно выявляют факты грубой волокиты при проведении расследования.
Ситуация усугубляется тем обстоятельством, что пробел в уголовно-процессуальном законодательстве позволяет следователям принимать к своему производству уголовные дела, поступившие для дополнительного расследования от прокурора или в связи с выявлением судом обстоятельств, указанных в частях первой и первой.2 статьи 237 УПК РФ, в произвольные (не установленные в законе) сроки.
Между тем, в истекшем году прокурорами со своими письменными указаниями в следственные органы возвращено более 19 тыс. дел в порядке пункта 2 части первой статьи 221 УПК РФ для производства дополнительного расследования, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков.
Ежегодно ввиду незаконности либо необоснованности отменяются тысячи постановлений о прекращении уголовного дела (уголовного преследования) или приостановлении предварительного следствия.
В 2020 году прокурорами ввиду необоснованности либо незаконности отменено почти 9,8 тыс. постановлений следователей МВД России, СК России и ФСБ России о прекращении уголовного дела (уголовного преследования), 246,1 тыс. постановлений о приостановлении предварительного следствия.
При этом имеют место случаи, когда после отмены прокурором постановления о прекращении уголовного дела (уголовного преследования) уголовное дело принималось следователем к производству спустя 5 месяцев.
В настоящее время к перечисленным категориям уголовных дел добавились и уголовные дела, поступающие в следственные органы ввиду отказа в удовлетворении ходатайства о прекращении уголовного дела или уголовного преследования и назначении лицу судебного штрафа в порядке части 2 статьи 446.2 УПК РФ. В 2020 году в следственные органы было возвращена 1,8 тыс. уголовных дел.
В 2021 году в следственные органы внесено свыше 136 тыс. требований об устранении нарушений федерального законодательства, связанных с нарушением статьи 6.1 УПК РФ об осуществлении разумного срока уголовного судопроизводства (в 2020 году - 129,6 тыс. + 5,1%).
В действующем законодательстве отсутствует требование, обязывающее следователя незамедлительно либо в установленный срок принять уголовное дело, по которому прокурором или руководителем следственного органа отменено неправомерное решение, к производству и приступить к расследованию
В конечном счете, такое правовое регулирование отрицательно сказывается на соблюдении требования закона о разумном сроке уголовного судопроизводства.
Кроме того, в УПК РФ не урегулирован вопрос об окончании срока предварительного расследования при направлении в суд постановления следователя о возбуждении перед судом ходатайства о прекращении уголовного дела или уголовного преследования в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления небольшой или средней тяжести и назначении этому лицу меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа.
Законопроект предусматривает внесение изменений в статью 162 УПК РФ, согласно которым в случаях принятия решения об отмене постановления о прекращении предварительного следствия, приостановлении производства по делу либо о возвращении уголовного дела для производства дополнительного следствия, а также в связи с выявлением судом обстоятельств, указанных в частях первой и первой. 1 статьи 237 УПК РФ либо в пункте 2 части пятой статьи 446.2, статье 446.5 УПК РФ, руководитель следственного органа с момента поступления уголовного дела в следственный орган незамедлительно поручает следователю производство предварительного следствия, а следователь незамедлительно принимает уголовное дело к своему производству. Соответствующие изменения вводятся новой частью шестой.3 в названную статью.
Часть вторую статьи 162 УПК РФ предлагается дополнить положением, устанавливающим в том числе окончание срока предварительного следствия моментом направления в суд постановления следователя о возбуждении перед судом ходатайства о прекращении уголовного дела или уголовного преследования в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления небольшой или средней тяжести и назначении этому лицу меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа
Предлагается также увеличить с 2 до 5 суток срок рассмотрения прокурором уголовного дела, поступившего от дознавателя с обвинительным актом. Это обусловлено тем, что согласно данным государственной статистической отчетности число уголовных дел, направленных дознавателями МВД России прокурорам с обвинительным актом, существенно превышает количество таких дел, поступивших с обвинительным постановлением. В 2020 г. в суды направлено свыше 247 тыс. уголовных дел с обвинительным актом и 66,9 тыс. уголовных дел, дознание по которым осуществлялось в сокращенной форме. При этом по делам, дознание по которым произведено в сокращенной форме, прокурор должен рассмотреть поступившее уголовное дел в порядке части первой статьи 2268 УПК РФ в течение 3 суток. Это явное несоответствие устраняется проектом федерального закона.
Принятие федерального закона не потребует дополнительных расходов из средств федерального бюджета.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменении в статьи 162 и 226 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"
Реализация положений, предусмотренных проектом федерального закона "О внесении изменений в статьи 162 и 226 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации", не повлечет дополнительных расходов федерального бюджета и иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень
федеральных законов и нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статьи 162 и 226 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменении в статьи 162 и 226 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу других федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.