Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по науке и высшему образованию от 18 октября 2022 г. N 45(1.1)
(восьмого созыва)
на проект федерального закона N 125874-8 "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"
(об особых правах детей медицинских работников, погибших в результате инфицирования новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) при исполнении ими трудовых обязанностей)",
внесенный депутатами Государственной Думы О.Г. Дмитриевой, Н.А. Останиной
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 125874-8 "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" (об особых правах детей медицинских работников, погибших в результате инфицирования новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) при исполнении ими трудовых обязанностей)", внесенный депутатами Государственной Думы О.Г. Дмитриевой, Н.А. Останиной, Комитет Государственной Думы по науке и высшему образованию отмечает следующее.
В представленном законопроекте предусматривается расширение перечня абитуриентов, наделенных в соответствии со статьей 71 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон об образовании) особыми правами при приеме на обучение по имеющим государственную аккредитацию и (или) за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов по не имеющим государственной аккредитации программам бакалавриата и программам специалитета.
А именно, предлагается детям медицинских работников, погибших (умерших) вследствие заражения коронавирусной инфекцией при исполнении ими трудовых обязанностей (далее по тексту - дети погибших медицинских работников), предоставить:
- во-первых, право на прием без вступительных испытаний на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета по специальностям и направлениям подготовки в области здравоохранения (далее по тексту - первая предлагаемая норма);
- во-вторых, право на прием на подготовительные отделения федеральных государственных образовательных организаций высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета (далее по тексту - вторая предлагаемая норма).
По мнению авторов законопроекта, проектируемые изменения будут обеспечивать приравнивание выполнения профессионального долга медицинских работников в условиях новой коронавирусной инфекции к выполнению воинского долга и выполнению служебных обязанностей сотрудников силовых ведомств и прокуратуры в части обеспечения прав их детей на получение высшего образования.
Комитет Государственной Думы по науке и высшему образованию не поддерживает концепцию данного законопроекта по следующим основаниям.
1) Вызывают сомнение следующие позиции:
- правомерность действия проектируемых норм применительно только к одной категории работников социально-культурной сферы - медицинских работников и их детей;
- правомерность указания на один вид инфекции (коронавирусной), от которой зависит риск заражения и летальность медицинских работников. В силу специфики своей трудовой деятельности медицинские работники подвергаются риску заражения и иными, не менее опасными инфекционными заболеваниями: туберкулез, гепатит В, гепатит С, ВИЧ, холера и т.д. (в соответствии с Перечнем заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. N 715).
Предлагаемые авторами законопроекта нормы будут ущемлять права детей как других категорий медицинских работников, так и других работников социально-культурной сферы (преподавателей, научных работников, деятелей культуры, социальных работников и др.).
2) По поводу первой предлагаемой нормы также следует отметить, что в соответствии с частью 4 статьи 71 Федерального закона об образовании право на прием без вступительных испытаний на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета предоставляется абитуриентам исключительно за личные выдающиеся достижения: победителям, призерам и чемпионам всероссийских и международных олимпиад, Олимпийских, Паралимпийских и Сурдлимпийских игр.
Такой подход не предусматривает отнесения абитуриентов к какой-либо социальной группе и соответствует конституционным гарантиям граждан на получение высшего образования, закрепленным в статье 43 Конституции Российской Федерации, согласно которой "каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование".
3) Идея содействия отдельным категориям граждан в их подготовленности к успешному освоению образовательных программ высшего образования сомнений не вызывает.
Вместе с тем, говоря о второй предлагаемой норме, следует учесть, что согласно части 9 статьи 71 Федерального закона об образовании отдельным категориям граждан (детям-сиротам, детям-инвалидам, детям погибших военнослужащих, сотрудников силовых ведомств и прокуратуры и т.д.) по окончании подготовительных отделений предоставляется преимущественное право зачисления в образовательные организации высшего образования на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета при условии успешного прохождения вступительных испытаний и при прочих равных условиях.
Однако, в соответствии с концепцией законопроекта дети погибших медицинских работников по окончании подготовительных отделений будут иметь возможность поступления на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета без вступительных испытаний.
Такая трактовка повлечет нарушение равенства прав других категорий абитуриентов, имеющих преимущественное право при поступлении в вуз.
4) Дети погибших медицинских работников, в случае если погибший был единственным родителем, будут относиться к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которым по действующему законодательству помимо права на прием на подготовительные отделения (часть 7 статьи 71 Федерального закона об образовании) и по окончании подготовительных отделений преимущественного права зачисления в образовательную организацию высшего образования на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета при условии успешного прохождения вступительных испытаний и при прочих равных условиях (часть 9 статьи 71 Федерального закона об образовании) также предоставляется право на прием в пределах установленной квоты при условии успешного прохождения вступительных испытаний (часть 5 статьи 71 Федерального закона об образовании).
Но, опять же, в соответствии с концепцией законопроекта дети погибших медицинских работников будут иметь возможность поступления на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета без вступительных испытаний.
Даже в этом случае среди абитуриентов указанной категории, будет иметь место дискриминация в правах при поступлении в вуз.
На рассматриваемый законопроект имеется заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы с замечаниями.
Правительство Российской Федерации в своем заключении не поддерживает данный законопроект по аналогичной мотивациии и также отмечает, что принятие соответствующего закона приведет к увеличению расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в то время как источники финансового обеспечения расходных обязательств авторами законопроекта не указаны в нарушение требований статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Заключение Комитета Государственной Думы по охране здоровья (комитета-соисполнителя) отрицательное.
Заключение Счетной Палаты Российской Федерации отрицательное.
На данный законопроект поступили отзывы от:
- законодательных органов 23 субъектов Российской Федерации, в том числе 12 отрицательные;
- высших должностных лиц 42 субъектов Российской Федерации, в том числе 32 отрицательные.
В связи с вышеизложенным, Комитет Государственной Думы по науке и высшему образованию считает целесообразным рекомендовать Государственной Думе проект федерального закона N 125874-8 "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" (об особых правах детей медицинских работников, погибших в результате инфицирования новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) при исполнении ими трудовых обязанностей)" отклонить в первом чтении.
Председатель Комитета |
С.В. Кабышев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.