Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 282503-8 "О внесении изменения в статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона предусматривает отнесение преступлений, предусмотренных частями второй - пятой статьи 215.3 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) "Самовольное подключение к нефтепроводам, нефтепродуктопроводам и газопроводам либо приведение их в негодность", к подследственности органа, выявившего эти преступления, то есть установления так называемой "альтернативной" подследственности в отношении этих преступлений. Соответствующие изменения предлагается внести в часть пятую статьи 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ).
Согласно подпункту "а" пункта 1 части второй статьи 151 УПК РФ предварительное следствия о преступлениях, предусмотренных частями второй - пятой статьи 215.3 УК РФ, производится следователями СК России; пункту 3 части второй статьи 151 УПК РФ предварительное следствия о преступлениях, предусмотренных пунктом "б" части третьей статьи 158 УК РФ, производится следователями МВД России.
В соответствии с пунктом 20 Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2002 N 29 "О судебной практике по делам о краже, грабеже и разбое" если в ходе кражи нефти, нефтепродуктов и газа из нефтепровода, нефтепродуктопровода, газопровода путем врезок в трубопроводы происходит их разрушение, повреждение или приведение в негодное для эксплуатации состояние, а также технологически связанных с ними объектов, сооружений, средств связи, автоматики, сигнализации, которые повлекли или могли повлечь нарушение их нормальной работы, то содеянное подлежит квалификации по совокупности преступлений, предусмотренных пунктом "б" части третьей статьи 158 и статьей 215.3 УК РФ.
Таким образом, возникла ситуация, при которой по одному и тому же событию противоправного посягательства на магистральный трубопровод закон обязывает следственные органы разных ведомств одновременно возбуждать и расследовать уголовные дела соответственно по части третьей статьи 158 и статье 215.3 УК РФ.
Как показывает практика, значительное количество указанных преступлений выявляется органами внутренних дел. Факты подключения к нефтепроводам, нефтепродуктопроводам и газопроводам либо приведение их в негодность устанавливаются в ходе расследования уголовных дел о преступлениях, предусмотренных пунктом "б" частей третьей и четвертой статьи 158 УК РФ, предварительное следствие по которым производится следователями органов внутренних дел.
При этом имеют место необоснованное перенаправление сообщений о преступлениях между ведомствами, длительное непринятие процессуальных решений, проведение доследственных проверок по одному и тому же событию противоправных действий одновременно следователями СК России и МВД России.
По уголовным делам, возбужденным следователями СК России по факту самовольного подключения к нефтепроводам, нефтепродуктопроводам и газопроводам либо приведение их в негодность, и следователями МВД России - по факту кражи из нефтепродуктопроводов, соединенным в одном производстве, предварительное расследование по решению прокурора может осуществляться как следователями СК России, так и следователями МВД России.
Вместе с тем основной объем следственных действий по уголовным делам указанной категории проводится следователям органов внутренних дел в ходе расследования кражи нефтепродуктопроводов.
В ряде случаев уголовные дела в части производства по частям второй - пятой статьи 215.3 УК РФ прекращались следователями СК России по пункту 2 части первой статьи 24 УПК РФ, после чего возвращались в орган следствия МВД России для дальнейшего расследования по статье 158 УК РФ.
Так, в период с 01.01.2020 по 31.10.2022 на территории Российской Федерации по факту обнаружения незаконных врезок трубопроводов группы "Транснефть" органами предварительного расследования МВД России и СК России возбуждено 456 уголовных дел. При этом МВД России возбуждено 309 уголовных дел по признакам преступлений, предусмотренных частью третьей статьи 158 УК РФ, а территориальными следственными отделами СК России 147 уголовных дел по признакам преступлений, предусмотренных частью четвертой статьи 215.3 УК РФ. При этом значительное количество уголовных дел по части четвертой статьи 215.3 УК РФ возбуждаются следствием с большим запозданием, по событиям прошлых лет (65) и во многих случаях только по инициативе органов прокуратуры после многочисленных жалоб руководства названной компании и ее дочерних обществ.
Из указанных возбужденных уголовных дел лишь 87 (19%) направлены в суд для рассмотрения по существу (по части третьей статьи 158 УК РФ - 74 дела, по пункту "б" части четвертой статьи 215.3 УК РФ - 11 дел, по совокупности данных преступлений - 2 дела), по которым осуждено в общей сложности 290 человек.
По преобладающему большинству уголовных дел (306) приняты решения о приостановлении производства ввиду неустановления лиц, подлежащих привлечению в качестве обвиняемых, что подтверждает низкую эффективность возбуждения и расследования уголовных дел разными ведомствами.
Проект федерального закона направлен на устранение этой ситуации, а в конечном счете - на соблюдение разумного срока осуществления уголовного судопроизводства
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"
Реализация положений, предусмотренных проектом федерального закона "О внесении изменения в статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации", не повлечет дополнительных расходов федерального бюджета и иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень федеральных законов и нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу других федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.