Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 284952-8 "О внесении изменений в статью 24 Федерального закона "О рекламе"
Досье на проект федерального закона
Законопроект направлен на совершенствование законодательства о рекламе лекарственных препаратов в целях защиты жизни и здоровья граждан.
Реклама лекарственных препаратов регулируется статьей 24 Федерального закона от 13 марта 2006 года N 38-Ф3 "О рекламе" (далее - Федеральный закон).
Согласно части 8 статьи 24 Федерального закона реклама лекарственных препаратов в формах и дозировках, отпускаемых по рецептам на лекарственные препараты, не допускается иначе как в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий и в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях. Таким образом, реклама лекарственных препаратов, отпускаемых по рецепту, употребление которых без контроля со стороны медицинского работника может нести риски для жизни и здоровья пациента, ограничена местами, не доступными для широкого круга лиц.
Согласно части 1 статьи 24 Федерального закона реклама лекарственных средств не должна способствовать созданию у здорового человека впечатления о необходимости применения объекта рекламирования, создавать впечатление ненужности обращения к врачу, а также гарантировать положительное действие объекта рекламирования, его безопасность, эффективность и отсутствие побочных действий.
Частью 7 статьи 24 Федерального закона также предусмотрено обязательное сопровождение рекламы лекарственных препаратов предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.
В то же время предусмотренная в части 7 статьи 24 крайне незначительная продолжительность такого предупреждения (в радиопрограммах - не менее чем три секунды, в телепрограммах - не менее чем пять секунд), а также площадь в кадре (не менее 7%) не позволяет человеку, особенно пожилому, получить информацию о возможных противопоказаниях данных лекарственных препаратов и необходимости консультации со специалистом.
Фармацевтический бизнес является одним из самых прибыльных, поэтому производящие лекарства компании имеют возможность тратить огромные средства на рекламу, заполняя ею радио и телеэфир. Все, что широко рекламируется, находится в свободной продаже.
Навязчивая реклама лекарственных средств, распространяемая в теле- и радиопрограммах на общероссийских общедоступных телеканалах и радиоканалах и предлагающая чудодейственные лекарства от боли, простуды, гриппа, кашля, аллергии, стресса, для защиты печени, улучшения пищеварения, приводит к тому, что человек начинает заниматься самолечением. Он идет и покупает в аптеке "чудодейственный" препарат, игнорируя необходимость обращения к врачу. При этом болезнь не диагностируется врачом в начальной стадии, когда человека можно вылечить, а приобретает необратимый характер.
Излишнее доверие людей к рекламе в вопросах лечения свидетельствует о том, что доступность и качество медицины в нашей стране остаются на низком уровне. У человека нет возможности быстро получить квалифицированный ответ, обратившись к своему доктору.
Опросы показывают, что только 13-20% россиян посещают врача в случае болезни, а 60% предпочитают самолечение. По данным Всемирной организации здравоохранения, самолечение занимает пятое место по смертности, уступая травмам, заболеваниям системы кровообращения, онкологическим и пульмонологическим болезням.
Учитывая изложенное, полагаем необходимым принять меры по ужесточению рекламного законодательства безрецептурных лекарственных препаратов.
Законопроектом вносятся изменения в часть 7 статьи 24 Федерального закона, согласно которым требование о продолжительности рекламы и площади кадра устанавливается только в отношении распространения рекламы лекарственных средств при кино- и видеообслуживании, а распространение рекламы безрецептурных лекарственных средств не допускается иначе как на специализированных телевизионных каналах и в специальных радиопрограммах с участием медицинских и фармацевтических работников.
Предлагаемый запрет рекламы безрецептурных лекарственных средств для широкого круга лиц на телевизионных каналах и на радио не ограничит права потребителей на получение информации о представленных на рынке лекарственных средствах, поскольку такую информацию можно будет получить помимо специализированных телевизионных каналов и специальных радиопрограмм, также в сети Интернет, иных средствах массовой информации.
Принятие законопроекта позволит сохранить жизнь и здоровье многих россиян.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 24 Федерального закона "О рекламе"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 24 Федерального закона "О рекламе" не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 24 Федерального закона "О рекламе"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 24 Федерального закона "О рекламе" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.