Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 285551-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан во исполнение постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 11 октября 2022 г. N 42-П "По делу о проверке конституционности подпункта 2 пункта 1 статьи 6, пункта 2.2 статьи 22, пункта 1 статьи 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", подпункта 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, части четвертой статьи 7 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", частей 2 и 3 статьи 8 и части 18 статьи 15 Федерального закона "О страховых пенсиях" в связи с жалобой гражданина К.В. Воробьева" (далее - Постановление N 42-П).
Согласно Постановлению N 42-П Конституционный Суд Российской Федерации, учитывая устранение ранее Федеральным законом от 30 декабря 2020 г. N 502-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" правовой неопределенности нормативного регулирования применительно к объему и условиям формирования и реализации в системе обязательного пенсионного страхования пенсионных прав адвокатов из числа военных пенсионеров 1, обязал федерального законодателя внести в действующее правовое регулирование соответствующие изменения также в отношении иных лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, из числа военных пенсионеров.
В этой связи проектом федерального закона предлагается внести изменения в статьи 6 и 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ), предусматривающие исключение не только адвокатов, но и индивидуальных предпринимателей, арбитражных управляющих, нотариусов, занимающихся частной практикой, являющихся получателями пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности в соответствии с Законом N 4468-1, из числа страхователей и застрахованных лиц, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с Федеральным законом N 167-ФЗ, что, соответственно, влечет за собой освобождение указанных лиц от уплаты страховых взносов. При этом изменения, вносимые в статью 29 Федерального закона N 167-ФЗ, предоставляют вышеобозначенным лицам из числа военных пенсионеров право добровольной уплаты взносов на обязательное пенсионное страхование.
Распространение на указанные категории лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, механизма добровольного вступления в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию позволит как засчитывать периоды уплаты ими страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в страховой стаж, учитываемый при определении права на страховую пенсию, так и самостоятельно определять таким лицам размер добровольно уплачиваемых страховых взносов.
Законопроект не содержит положений, вводящих избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Предлагаемые законопроектом изменения не окажут влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
------------------------------
1 Получатели пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности в соответствии Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" (далее - Закон N 4468-1).
------------------------------
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" предусматривает освобождение от уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, являющихся получателями пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" (далее - военные пенсионеры).
По состоянию на 21 октября 2022 г. на учете в Пенсионном фонде Российской Федерации состоят 9364 человека, самостоятельно обеспечивающих себя работой и являющихся плательщиками страховых взносов в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, из числа военных пенсионеров, получающих страховую пенсию в соответствии с пунктом 6 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Таким образом, объем недополученных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на 2023 год определяется как произведение численности указанной категории лиц из числа военных пенсионеров на фиксированный размер страховых взносов, который установлен абзацем вторым подпункта 1 пункта 1 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации, в размере 36 723 рублей, и составит 343 874,2 тыс. рублей (9 364*36 723).
При этом снижение поступления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в 2023 году на 343 874,2 тыс. рублей потребует увеличения размера межбюджетного трансферта на обязательное пенсионное страхование, предоставляемого из федерального бюджета бюджету Социального фонда России, на указанную сумму.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" потребует внесения изменений в следующие нормативные правовые акты:
1. постановление Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий";
2. приказ Минтруда России от 31 мая 2017 г. N 462н "Об утверждении Правил подачи заявления о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и заявления о прекращении правоотношений по обязательному пенсионному страхованию".
Основание - Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (в редакции законопроекта).
Цель принятия нормативного правового акта и краткое описание - приведение в соответствии с нормами, предусмотренными законопроектом.
Ответственный исполнитель - Минтруд России.
Срок подготовки - 3 месяца с даты принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении законопроекта в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.