Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 285547-8 "Об особенностях правового регулирования отношений по обязательному социальному страхованию отдельных категорий граждан на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области"
Проект федерального закона "Об особенностях правового регулирования отношений по обязательному социальному страхованию отдельных категорий граждан на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области" (далее - законопроект) подготовлен в соответствии с Федеральным конституционным законом от 4 октября 2022 года N 5-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Донецкой Народной Республики", Федеральным конституционным законом от 4 октября 2022 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Луганской Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Луганской Народной Республики", Федеральным конституционным законом от 4 октября 2022 года N 7-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Запорожской области и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Запорожской области", Федеральным конституционным законом от 4 октября 2022 года N 8-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Херсонской области и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Херсонской области" (далее также - федеральные конституционные законы от 4 октября 2022 года).
Целью законопроекта является правовое регулирование вопросов, связанных с интеграцией социальных прав граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих (проживавших) на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей (далее - граждане), в систему обязательного социального страхования Российской Федерации в части обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее также - обязательное социальное страхование).
Законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании на вновь присоединенных территориях предлагается ввести с 1 марта 2023 года, принимая во внимание создание в новых субъектах Российской Федерации территориальных органов Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации и их готовность осуществлять данные виды страхования.
В целях обеспечения защиты прав граждан при переходе на обязательное социальное страхование по законодательству Российской Федерации законопроектом устанавливаются особенности правового регулирования отношений по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Так, законопроектом устанавливаются особенности исполнения длящихся обязательств по выплате пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам по страховым случаям, наступившим до 1 марта 2023 г., а именно, если размер пособия, исчисленного гражданам, проживающим на территориях Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики, в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", не достигает размера соответствующего пособия, исчисленного в соответствии с действовавшими до 1 марта 2023 года актами Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики, пособие выплачивается в прежнем размере.
Согласно законодательству Российской Федерации назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам осуществляется на основании электронного листка нетрудоспособности. В качестве альтернативы на вновь присоединенных территориях в переходный период с 1 марта 2023 г. по 31 декабря 2025 г. законопроектом предусматривается назначение гражданам указанных видов пособий на основании листка нетрудоспособности, выданного медицинской организацией в форме документа на бумажном носителе. По информации Фонда социального страхования Российской Федерации, в настоящее время в государственных учреждениях - региональных отделениях Фонда сформировался запас бланков листков нетрудоспособности для обеспечения медицинских организаций, выдающих листки нетрудоспособности на бумажном носителе отдельным категориям граждан, которого будет достаточно также для обеспечения медицинских организаций Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области.
Кроме того, законопроектом устанавливаются особенности выплаты с 1 марта 2023 г. ежемесячного пособия по уходу за ребенком с учетом того, что указанное пособие не являлось страховым обеспечением по обязательному социальному страхованию на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей.
Также законопроектом устанавливаются особенности порядка подсчета страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам гражданам, работающим на вновь присоединенных территориях, а именно, предусматривается зачет периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых застрахованное лицо подлежало общеобязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с действовавшими до 1 марта 2023 года актами Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики, а для Запорожской и Херсонской областей - периодов работы по трудовому договору, замещения государственных и муниципальных должностей, должностей государственной и муниципальной службы на указанных территориях в период с 30 сентября 2022 года до 1 марта 2023 года.
Исчисление пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребенком предполагается производить из заработка за период не ранее 30 сентября 2022 года, в связи с чем законопроектом устанавливается особый порядок расчета среднего дневного заработка для исчисления указанных пособий, приближенный к порядку исчисления пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации, но из заработка за более короткий период. Так, средний дневной заработок в 2023 году будет определяться путем деления суммы начисленного заработка за период с 30 сентября 2022 года по 31 декабря 2022 года на 93 календарных дня, а в 2024 году - путем деления заработка застрахованного лица за период с 30 сентября 2022 года по 31 декабря 2023 года на 458 календарных дней.
Кроме того, законопроектом устанавливается, что сведения о заработке за период с 30 сентября 2022 года по 31 декабря 2023 года и другие сведения (документы), необходимые для назначения и выплаты страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, представляются в территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации страхователями в порядке, определенном Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд), поскольку предусмотренный Федеральным законом N 255-ФЗ порядок получения Фондом сведений и документов в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия не может быть применен в полной мере и будет внедряться на присоединенных территориях постепенно, по мере технической возможности.
В целях сохранения уровня страхового обеспечения по общеобязательному государственному социальному страхованию от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, предоставлявшегося на вновь присоединенных территориях, законопроектом также предусмотрены определенные особенности.
Так для граждан, проживающих (проживавших) на территориях Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики, законопроектом предусмотрено, что если размер обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний не достигает размера соответствующей выплаты, исчисленной в соответствии с актами, действовавшими на территориях Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики до 1 марта 2023 года, выплаты по указанному обеспечению, за исключением выплат, не предусмотренных законодательством Российской Федерации, осуществляются в прежнем размере до прекращения оснований, по которым они были установлены, или до истечения периода, на который они были установлены.
В дальнейшем размер обеспечения по страхованию, определенный с учетом установленных особенностей (в том числе сохраненный размер выплат, если он выше, чем по законодательству Российской Федерации) предполагается индексировать в порядке и на условиях, определенных законодательством Российской Федерации по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
В отношении граждан, проживающих (проживавших) на территориях Запорожской и Херсонской областей, у которых право на страховые выплаты возникло до 1 марта 2023 года, законопроектом предусматривается, что обеспечение по страхованию по законодательству Российской Федерации осуществляется с 1 марта 2023 года в размерах не ниже, ранее назначенных им в Запорожской и Херсонской областях.
Кроме того, законопроектом предусмотрено продолжение назначенных по актам Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики выплат отдельным категориям получателей, не предусмотренным законодательством Российской Федерации (учащиеся, студенты, дети-инвалиды, получившие вред здоровью будучи зародышем вследствие травмирования на производстве или профессионального заболевания женщины во время беременности) до прекращения оснований, по которым они были установлены, или до истечения периода, на который они были установлены.
Гражданам, проживающим (проживавшим) на территориях Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики, в средний заработок, исходя из которого исчисляются размер ежемесячной страховой выплаты, размер пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием, предлагается включать все виды выплат, на которые были начислены страховые взносы на общеобязательное государственное социальное страхование от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания до 1 марта 2023 года по актам Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики, а гражданам, проживающим (проживавшим) на территориях Запорожской и Херсонской областей, - все виды выплат, начисленных застрахованному лицу по трудовому договору, замещения государственных и муниципальных должностей, должностей государственной и муниципальной службы на указанных территориях с 30 сентября 2022 г. до 1 марта 2023 года.
Законопроектом определено, что пособия по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также ежемесячная страховая выплата в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием исчисляются из заработка за период не ранее чем с 30 сентября 2022 года. В случае, если заработок (доход) указан в национальной денежной единице Украины - гривнах, предусматривается его пересчет в рубли по официальному курсу Центрального банка Российской Федерации, установленному на 30 сентября 2022 года.
При отсутствии сведений о заработке за период до 1 марта 2023 года ежемесячную страховую выплату предлагается рассчитывать из среднего размера ежемесячной страховой выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний при 100% утраты профессиональной трудоспособности, определяемого по Республике Крым за 2022 год (на 30 сентября 2022 года - 19358 руб.), в соответствии со степенью утраты профессиональной трудоспособности, установленной учреждением медико-социальной экспертизы.
Законопроектом также предусматривается, что документы об установлении степени утраты профессиональной трудоспособности и определении нуждаемости в соответствующих видах помощи, обеспечения или ухода без указания срока их действия, выданные гражданину в соответствии с актами, действовавшими на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей, до 1 марта 2023 года действуют до 1 января 2026 года.
Таким образом, гражданам, проживающим на вновь присоединенных территориях, имеющим степень утраты профессиональной трудоспособности, в течение переходного периода (до 1 января 2026 года) необходимо будет пройти медико-социальную экспертизу в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Не выплаченное по состоянию на 1 марта 2023 года обеспечение по общеобязательному государственному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и общеобязательному государственному социальному страхованию от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, которое причитается застрахованным и иным лицам в соответствии с актами, действовавшими на территориях Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики до 1 марта 2023 года, предлагается производить за счет средств обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Предлагаемые законопроектом нормы не противоречат положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация законопроекта не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Законопроект не влияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Законопроект не содержит требований, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "Об особенностях правового регулирования отношений по обязательному социальному страхованию отдельных категорий граждан на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области"
Принятие и реализация Федерального закона "Об особенностях правового регулирования отношений по обязательному социальному страхованию отдельных категорий граждан на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области" потребует дополнительных расходов бюджета Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации (далее - бюджет Фонда).
I. В части обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством
По информации Фонда социального страхования Российской Федерации, прогнозируемые доходы бюджета Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации от поступления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством по Донецкой Народной Республике, Луганской Народной Республике, Запорожской области и Херсонской области в 2023 году составят 6 204 309,9 тыс. руб.
В целом расходы на выплату обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством по Донецкой Народной Республике, Луганской Народной Республике, Херсонской и Запорожской областям оценочно в 2023 году составят 17 072 638,3 тыс. руб.
Расчет расходов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством произведен на основании численности застрахованных граждан на территории Донецкой Народной Республики 356 482 человека, на территории Луганской Народной Республики 243 821 человек, на территории Запорожской области 272 448 человек, на территории Херсонской области 166 562 человека.
Число дней по временной нетрудоспособности, по беременности и родам оценочно определено с учетом соотношения численности застрахованных лиц в каждом из указанных субъектов Российской Федерации к численности застрахованных лиц Российской Федерации в целом по данным за 2021 год.
Количество выплат пособия по уходу за ребенком, единовременного пособия при рождении ребенка, социального пособия на погребение оценочно определено с учетом соотношения численности застрахованных лиц в каждом из указанных субъектов Российской Федерации к численности застрахованных лиц Российской Федерации в целом по данным за 2021 год.
Средний дневной размер пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам определены в соответствии с расчетами к проекту бюджета Фонда на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов (далее - проект бюджета Фонда).
Расходы на выплату пособий по временной нетрудоспособности в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Федеральный закон N 255-ФЗ) составят 9 342 792,4 тыс. руб. на оплату 7,34 млн. дней (по Донецкой Народной Республике - 3 207 607,2 тыс. руб. на оплату 2,52 млн. дней, Луганской Народной Республике - 2 189319,2 тыс. руб. на оплату 1,72 млн. дней, Запорожской области - 2 443 891,2 тыс. руб. на оплату 1,92 млн. дней, Херсонской области - 1 501 974,8 тыс. руб. на оплату 1,18 млн. дней). В соответствии с расчетами к проекту бюджета Фонда средний дневной размер пособия по временной нетрудоспособности в 2023 году оценочно составит 1 272,86 рублей.
N строки |
Наименование |
ед. измерения |
|
Всего |
ДНР |
ЛНР |
Запорожская область |
Херсонская область |
2023 |
2023 |
2023 |
2023 |
2023 |
||||
1 |
Численность застрахованных лиц в ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей |
чел. |
1 039 313 |
|
|
|
|
|
2 |
Численность застрахованных лиц по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (данные ФСС за 2021 год) |
чел. |
49 102 178 |
|
|
|
|
|
3 |
Доля численности застрахованных лиц ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей Пособия по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством: Пособия по временной нетрудоспособности: по застрахованным лицам по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством: |
% |
2,1166 |
|
0,7260 |
0,4966 |
0,5549 |
0,3392 |
4 |
количество оплаченных календарных дней по застрахованным лицам в ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей: |
млн. дней |
|
346,88 |
346,88 |
346,88 |
346,88 |
346,88 |
5 |
количество оплаченных календарных дней строка 4* строка 3. |
млн. дней |
|
7,34 |
2,52 |
1,72 |
1,92 |
1,18 |
6 |
средний размер дневного пособия |
руб. |
|
1 272,86 |
1 272,86 |
1 272,86 |
1 272,86 |
1 272,86 |
7 |
расходы на пособия строка 5* строка 6 |
тыс. руб. |
|
9 342 792,4 |
3 207 607,2 |
2 189 319,2 |
2 443 891,2 |
1501 974,8 |
Расходы на выплату пособий по беременности и родам в соответствии с Федеральным законом N 255-ФЗ составят 3 166 290,0 тыс. руб. на оплату 2,43 млн. дней (по Донецкой Народной Республике - 1 081 490,0 тыс. руб. на оплату 0,83 млн. дней, Луганской Народной Республике - 742 710,0 тыс. руб. на оплату 0,57 млн. дней, Запорожской области - 833 920,0 тыс. руб. на оплату 0,64 млн. дней, Херсонской области - 508 170,0 тыс. руб. на оплату 0,39 млн. дней). В соответствии с расчетами к проекту бюджета Фонда средний дневной размер пособия по временной нетрудоспособности в 2023 году оценочно составит 1 303,00 рублей.
|
Пособия по беременности и родам: |
|
|
Всего |
ДНР |
ЛНР |
Запорожская область |
Херсонская область |
|
по застрахованным лицам по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством: |
|
|
|
|
|
|
|
8 |
количество оплаченных календарных дней по застрахованным лицам в ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей: |
млн. дней |
114,57 |
|
|
|
|
|
9 |
количество оплаченных календарных дней строка 8* строка 3 |
млн. дней |
|
2,43 |
0,83 |
0,57 |
0,64 |
0,39 |
10 |
средний размер дневного пособия |
руб. |
|
1 303,00 |
1 303,00 |
1 303,00 |
1 303,00 |
1 303,00 |
11 |
расходы на пособия строка 9* строка 6 |
тыс. руб. |
|
3 166 290,0 |
1 081 490,0 |
742 710,0 |
833 920,0 |
508170,0 |
Расходы на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком в соответствии с Федеральным законом N 255-ФЗ составят 4 097 057,8 тыс. руб. на оплату 264,83 тыс. выплат (по Донецкой Народной Республике - 1 405 187,3 тыс. руб. на оплату 90,83 тыс. выплат, Луганской Народной Республике - 961 183,4 тыс. руб. на оплату 62,13 тыс. выплат, Запорожской области - 1 074 118,2 тыс. руб. на оплату 69,43 тыс. выплат, Херсонской области - 656 568,9 тыс. руб. на оплату 42,44 тыс. выплат). В соответствии с расчетами к проекту бюджета Фонда средний размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком в 2023 году оценочно составит 15 470,52 рублей. Численность получателей ежемесячного пособия по уходу за ребенком всего оценочно составит 34 394 человека, в том числе по Донецкой Народной Республике - 11 796 человек, Луганской Народной Республике - 8 069 человек, Запорожской области - 9 017 человек, Херсонской области - 5 512 человек.
|
Пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет: |
|
|
Всего |
ДНР |
ЛНР |
Запорожская область |
Херсонская область |
|
по застрахованным лицам по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством: |
|
|
|
|
|
|
|
12 |
количество выплат по застрахованным лицам в ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей с 01.03.2023: |
тыс. |
12 511,33 |
|
|
|
|
|
13 |
количество выплат строка 12* строка 3 |
тыс. выплат |
|
264,83 |
90,83 |
62,13 |
69,43 |
42,44 |
14 |
средний размер пособия в году |
руб |
|
15 470,52 |
15 470,52 |
15 470,52 |
15 470,52 |
15 470,52 |
15 |
расходы на пособия строка 13* строка 14 |
тыс. руб |
|
4 097 057,8 |
1 405 187,3 |
961 183,4 |
1 074 118,2 |
656 568,9 |
Расходы на выплату единовременного пособия при рождении ребенка в соответствии с Федеральным законом N 255-ФЗ составят 450 752,8 тыс. руб. на оплату 19,77 тыс. выплат (по Донецкой Народной Республике - 154 582,9 тыс. руб. на оплату 6,78 тыс. выплат, Луганской Народной Республике - 105 791,3 тыс. руб. на оплату 4,64 тыс. выплат, Запорожской области - 118 103,2 тыс. руб. на оплату 5,18 тыс. выплат, Херсонской области - 72 275,4 тыс. руб. на оплату 3,17 тыс. выплат). Размер единовременного пособия при рождении ребенка в 2023 году оценочно составит 22 799,84 рублей. Численность получателей всего оценочно составит 19 770 человек, в том числе по Донецкой Народной Республике - 6 780 человек, Луганской Народной Республике - 4 640 человек, Запорожской области - 5 180 человек, Херсонской области - 3 170 человек.
|
Пособия при рождении ребенка: |
|
|
Всего |
ДНР |
ЛНР |
Запорожская область |
Херсонская область |
|
по застрахованным лицам по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством: |
|
|
|
|
|
|
|
16 |
количество пособий |
тыс. пособий |
933,40 |
|
|
|
|
|
17 |
по застрахованным лицам в ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей с 01.03.2023: |
|
|
|
|
|
|
|
18 |
количество выплат строка 16* строка 3 |
тыс. выплат |
|
19,77 |
6,78 |
4,64 |
5,18 |
3,17 |
19 |
размер пособия |
руб. |
|
22 799,84 |
22 799,84 |
22 799,84 |
22 799,84 |
22 799,84 |
20 |
расходы на пособия строка 18* строка 19 |
тыс. руб. |
|
450 752,8 |
154 582,9 |
105 791,3 |
118 103,2 |
72275,4 |
Расходы на выплату социального пособия на погребение в соответствии с Федеральными законами N 255-ФЗ и от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" составят 15 745,3 тыс. руб. на оплату 2,03 тыс. выплат (по Донецкой Народной Республике - 5 429,4 тыс. руб. на оплату 0,70 тыс. выплат, Луганской Народной Республике - 3 723,0 тыс. руб. на оплату 0,48 тыс. выплат, Запорожской области - 4 110,9 тыс. руб. на оплату 0,53 тыс. выплат, Херсонской области - 2 482,0 тыс. руб. на оплату 0,32 тыс. выплат). Размер социального пособия на погребение в 2023 году оценочно составит 7 756,33 рублей. Численность получателей всего оценочно составит 2 030 человека, в том числе по Донецкой Народной Республике - 700 человек, Луганской Народной Республике - 480 человек, Херсонской области - 320 человек, Запорожской области - 530 человек.
|
Пособия при погребении: |
|
|
Всего |
ДНР |
ЛНР |
Запорожская область |
Херсонская область |
|
по застрахованным лицам по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством: |
|
|
|
|
|
|
|
21 |
количество пособий |
тыс. пособий |
95,79 |
|
|
|
|
|
22 |
по застрахованным лицам в ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей с 01,03.2023: |
|
|
|
|
|
|
|
23 |
количество выплат строка 22* строка 3 |
тыс. выплат |
|
2,03 |
0,70 |
0,48 |
0,53 |
0,32 |
24 |
размер пособия |
руб. |
|
7 756,33 |
7 756,33 |
7 756,33 |
7 756,33 |
7 756,33 |
25 |
расходы на пособия строка 23* строка 24 |
тыс. руб. |
|
15 745,3 |
5 429,4 |
3 723,0 |
4 110,9 |
2 482,0 |
II. В части обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
(рассчитаны оценочно на основании представленных данных от соответствующих органов Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики)
По информации Фонда социального страхования Российской Федерации, прогнозируемые доходы бюджета Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации от поступления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний по Донецкой Народной Республике, Луганской Народной Республике, Запорожской области и Херсонской области в 2023 году составят 1 460 759,2 тыс. руб.
В целом расходы на выплату обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний по Донецкой Народной Республике, Луганской Народной Республике, Херсонской и Запорожской областям оценочно в 2023 году составят 16 259 215,0 тыс. руб.
Расходы на выплату пособий по временной нетрудоспособности в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Федеральный закон N 125-ФЗ) составят 129 830,3 тыс. руб. (по Донецкой Народной Республике - 75 392,3 тыс. руб., Луганской Народной Республике - 18 344,4 тыс. руб., Херсонской области - 13 735,4 тыс. руб., Запорожской области - 22 358,2 тыс. руб.).
Средний дневной размер пособия по временной нетрудоспособности определен в соответствии с расчетами к проекту бюджета Фонда на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (1526,16 руб.).
NN |
Наименование |
2021 год |
2023 год |
факт (оценочно) |
бюджет (расчетное) |
||
Объемы бюджетного ассигнования (тыс. руб.) в том числе: по Донецкой Народной Республике |
|
129 830,3 |
|
1. |
Объемы бюджетного ассигнования (тыс. руб.) (стр. 2* стр. 3) |
|
75 392,3 |
2. |
Средний размер дневного пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве и профзаболеванием (руб.) Средний размер дневного пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве и профзаболеванием в 2023 году определен в соответствии расчетами к проекту бюджета Фонда на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов. |
842,6 |
1 526,16 |
3. Общее число оплаченных календарных дней по временной нетрудоспособности в год (тыс. дней) по Луганской Народной Республике |
49,4 |
49,4 |
|
1. |
Объемы бюджетного ассигнования (тыс. руб.) (стр. 2* стр. 3) |
|
18 344,4 |
2. |
Средний размер дневного пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве и профзаболеванием (руб.) Средний размер дневного пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве и профзаболеванием в 2023 году определен расчетами к проекту бюджета Фонда на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов. |
653,44 |
1 526,16 |
3. Общее число оплаченных календарных дней по временной нетрудоспособности в год (тыс. дней) по Херсонской области* |
12,02 |
12,02 |
|
1. |
Объемы бюджетного ассигнования (тыс. руб.) (стр. 2 * стр. 3) |
|
13 735,4 |
2. |
Средний размер дневного пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве и профзаболеванием (руб.) Средний размер дневного пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве и профзаболеванием в 2023 году определен расчетами к проекту бюджета Фонда на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов. |
748,02 |
1 526,16 |
3. Общее число оплаченных календарных дней по временной нетрудоспособности в год (тыс. дней) по Запорожской области* |
9 |
9 |
|
1. |
Объемы бюджетного ассигнования (тыс. руб.) (стр. 2* стр. 3) |
|
22 358,2 |
2. |
Средний размер дневного пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве и профзаболеванием (руб.) Средний размер дневного пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве и профзаболеванием в 2023 году определен расчетами к проекту бюджета Фонда на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов. |
748,02 |
1 526,16 |
3. |
Общее число оплаченных календарных дней по временной нетрудоспособности в год (тыс. дней) |
14,65 |
14,65 |
------------------------------
* Расчеты по Херсонской области и Запорожской области оценочно произведены расчетным путем.
------------------------------
Расчет общего числа оплаченных дней по временной нетрудоспособности представлен в таблице
Наименование территории |
Численность населения |
Общее число оплаченных календарных дней по временной нетрудоспособности в год (тыс. дней) |
Отношение числа оплаченных дней по временной нетрудоспособности к численности населения, % |
К ср. арифм., % |
Оценочный расчет числа оплаченных дней по временной нетрудоспособности в год (тыс. дней) |
1 |
2 |
3 |
4=3/2 |
5 |
6=5*численность населения |
Донецкая Народная Республика |
4 059 372 |
49,4 |
0,001217% |
|
X |
Луганская Народная Республика |
2 102 921 |
12,02 |
0,000572% |
0,000894% |
X |
Херсонская область |
1 001 598 |
X |
X |
|
9 |
Запорожская область |
1 638 462 |
X |
X |
|
14,65 |
Расходы на выплату единовременных страховых выплат в соответствии с Федеральным законом N 125-ФЗ - 229 744,0 тыс. руб. (по Донецкой Народной Республике - 72 053,0 тыс. руб., Луганской Народной Республике - 81 995,9 тыс. руб., Херсонской области - 28 782,7 тыс. руб., Запорожской области - 46 912,4 тыс. руб.).
Средний размер единовременной страховой выплаты с утратой трудоспособности на 2023 год (51 130,61 руб.) соответствует среднему размеру единовременной страховой выплаты с утратой трудоспособности, предусмотренному проектом бюджета Фонда на 2023 год.
NN |
Наименование |
2021 год |
2023 год |
факт (оценочно) |
бюджет (расчетное) |
||
Объемы бюджетного ассигнования (тыс. руб.) в том числе: по Донецкой Народной Республике |
|
229 744,0 |
|
1 |
Объемы бюджетного ассигнования (тыс. руб.) |
|
72 053,0 |
2 |
Средний размер единовременной страховой выплаты с утратой трудоспособности (руб.) Средний размер единовременной страховой выплаты с утратой трудоспособности в 2023 году определен в соответствии с расчетами к проекту бюджета Фонда на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов. |
16 578,0 |
51 130,61 |
3 |
Количество единовременных страховых выплат с утратой трудоспособности в году (выплат) |
666 |
666 |
4 |
Количество страховых случаев со смертельным исходом в год |
19 |
19 |
5 |
Размер единовременной страховой выплаты, выплачиваемой лицам, имеющим право на ее получение при страховом случае со смертельным исходом (руб.) |
X |
2 000 000,0 |
по Луганской Народной Республике |
|
|
|
1 |
Объемы бюджетного ассигнования (тыс. руб.) |
|
81 995,9 |
2 |
Средний размер единовременной страховой выплаты с утратой трудоспособности (руб.) Средний размер единовременной страховой выплаты с утратой трудоспособности в 2023 году определен в соответствии с расчетами к проекту бюджета Фонда на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов. |
22 805,68 |
51 130,61 |
3 |
Количество единовременных страховых выплат с утратой трудоспособности в году (выплат) |
704 |
704 |
4 |
Количество страховых случаев со смертельным исходом в году |
23 |
23 |
5 |
Размер единовременной страховой выплаты, выплачиваемой лицам, имеющим право на ее получение при страховом случае со смертельным исходом (руб.) |
X |
2 000 000,0 |
по Херсонской области* |
|
|
|
1 |
Объемы бюджетного ассигнования (тыс. руб.) |
|
28 782,7 |
2 |
Средний размер единовременной страховой выплаты с утратой трудоспособности (руб.) Средний размер единовременной страховой выплаты с утратой трудоспособности в 2023 году определен в соответствии с расчетами к проекту бюджета Фонда на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов. |
19 691,80 |
51 130,61 |
3 |
Количество единовременных страховых выплат с утратой трудоспособности в году (выплат) |
250 |
250 |
4 |
Количество страховых случаев со смертельным исходом в году |
8 |
8 |
5 |
Размер единовременной страховой выплаты, выплачиваемой лицам, имеющим право на ее получение при страховом случае со смертельным исходом (руб.) |
X |
2 000 000,0 |
по Запорожской области* |
|
|
|
1 |
Объемы бюджетного ассигнования (тыс. руб.) |
|
46912,4 |
2 |
Средний размер единовременной страховой выплаты с утратой трудоспособности (руб.) Средний размер единовременной страховой выплаты с утратой трудоспособности в 2023 году определен в соответствии с расчетами к проекту бюджета Фонда на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов. |
19 691,8 |
51 130,61 |
3 |
Количество единовременных страховых выплат с утратой трудоспособности в году (выплат) |
409 |
409 |
4 |
Количество страховых случаев со смертельным исходом в году |
13 |
13 |
5 |
Размер единовременной страховой выплаты, выплачиваемой лицам, имеющим право на ее получение при страховом случае со смертельным исходом (руб.) |
X |
2 000 000,0 |
------------------------------
* Расчеты по Херсонской области и Запорожской области оценочно произведены расчетным путем.
------------------------------
Расчет количества единовременных страховых выплат с утратой трудоспособности и количества страховых случаев со смертельным исходом представлен в таблицах:
Наименование территории |
Численность населения |
Количество единовременных страховых выплат с утратой трудоспособности (выплаты) |
Отношение количества единовременных страховых выплат с утратой трудоспособности к численности населения, % |
К ср. арифм, % |
Оценочный расчет количества единовременных страховых выплат с утратой трудоспособности (выплаты) |
1 |
2 |
3 |
4=3/2 |
5 |
6=5*численность населения |
Донецкая Народная Республика |
4 059 372 |
666 |
0,0164% |
|
X |
Луганская Народная Республика |
2 102 921 |
704 |
0,0335% |
0,02495% |
X |
Херсонская область |
1 001 598 |
X |
X |
|
250 |
Запорожская область |
1 638 462 |
X |
X |
|
409 |
|
|
|
|
|
|
Наименование территории |
Численность населения |
Количество страховых случаев со смертельным исходом в году |
Отношение количества страховых случаев со смертельным исходом к численности населения, % |
К ср. арифм, % |
Оценочный расчет количества страховых случаев со смертельным исходом |
1 |
2 |
3 |
4=3/2 |
5 |
6=5*численность населения |
Донецкая Народная Республика |
4 059 372 |
19 |
0,000468% |
|
X |
Луганская Народная Республика |
2 102 921 |
23 |
0,001094% |
0, 00078% |
X |
Херсонская область |
1 001 598 |
X |
X |
|
8 |
Запорожская область |
1 638 462 |
X |
X |
|
13 |
Расходы на выплату ежемесячных страховых выплат в соответствии с Федеральным законом N 125-ФЗ 11 345 037,5 тыс. руб. (по Донецкой Народной Республике - 6 719 583,6 тыс. руб., Луганской Народной Республике - 3 581 606,4 тыс. руб., Херсонской области - 370 444,3 тыс. руб., Запорожской области - 673 403,2 тыс. руб.).
NN |
Наименование |
2021 |
2023 |
факт (оценочно) |
бюджет (оценочно) |
||
1. Объемы бюджетного ассигнования (тыс. руб.) в том числе: по Донецкой Народной Республике |
9 458 777,3 |
11 345 037,5 |
|
1 |
Объемы бюджетного ассигнования (тыс. руб.) |
5 602 366,0 |
6 719 583,6 |
2 |
Средний размер ежемесячной страховой выплаты в 2021 году (руб.) |
10 394,00 |
X |
3 |
Средний размер ежемесячной страховой выплаты в 2022 году ,К =1,084 (руб.) |
X |
11 194,34 |
4 |
Средний размер ежемесячной страховой выплаты в 2023 году, К=1,124 (руб.) |
X |
12 466,76 |
5 Количество ежемесячных страховых выплат в году (тыс. выплат) Число получателей - 44 425 по Луганской Народной Республике |
539,0 |
539,0 |
|
1 |
Объемы бюджетного ассигнования (тыс. руб.) |
2 986 117,3 |
3 581 606,4 |
2 |
Средний размер ежемесячной страховой выплаты в 2021 году (руб.) |
8 064,92 |
X |
3 |
Средний размер ежемесячной страховой выплаты в 2022 году,К =1,084 (руб.) |
X |
8 685,92 |
4 |
Средний размер ежемесячной страховой выплаты в 2023 году, К=1,124 (руб.) |
X |
9 673,22 |
5 Количество ежемесячных страховых выплат в году (тыс. выплат) Число получателей - 29 619 по Херсонской области* |
370,26 |
370,26 |
|
1 |
Объемы бюджетного ассигнования (тыс. руб.) |
308 853,0 |
370 444,3 |
2 |
Средний размер ежемесячной страховой выплаты в 2021 году (руб.) |
9300,0 |
X |
3 |
Средний размер ежемесячной страховой выплаты в 2022 году, К =1,084 (руб.) |
X |
10 016,10 |
4 |
Средний размер ежемесячной страховой выплаты в 2023 году, К= 1,124 (руб.) |
X |
11 154,60 |
5 Количество ежемесячных страховых выплат в году (тыс. выплат) число получателей - 2700 чел. по Запорожской области * |
33,21 |
33,21 |
|
1 |
Объемы бюджетного ассигнования (тыс. руб.) |
561 441,0 |
673 403,2 |
2 |
Средний размер ежемесячной страховой выплаты в 2021 году (руб.)* * оценочный расчет |
9300,0 |
X |
3 |
Средний размер ежемесячной страховой выплаты в 2022 году, К =1,084 (руб.) |
X |
10 016,10 |
4 |
Средний размер ежемесячной страховой выплаты в 2023 году, К= 1,124 (руб.) |
X |
11 154,60 |
5 |
Количество ежемесячных страховых выплат в году (тыс. выплат) число получателей - 4 908 чел. |
60,37 |
60,37 |
------------------------------
* Расчеты по Херсонской области и Запорожской области оценочно произведены расчетным путем.
------------------------------
Средний размер ежемесячной страховой выплаты в 2021 году по Херсонской области и Запорожской области оценочно был определен как среднее арифметическое значение среднего размера ежемесячной страховой выплаты в Донецкой Народной Республике и Луганской Народной Республике и принят равным 9 300 руб. (10 394,00+8 064,92) /2 = 9 229,5 руб.
Расчет количества ежемесячных страховых выплат представлен в таблице.
Наименование территории |
Численность получателей |
Количество ежемесячных страховых выплат (тыс. выплат) |
Отношение количества ежемесячных страховых выплат к численности получателей |
К |
Оценочный расчет количества ежемесячных страховых выплат (тыс. выплат) |
1 |
2 |
3 |
4=3/2 |
5 |
6=5 *численность населения |
Донецкая Народная Республика |
44 425 |
539,0 |
0,0121 |
|
X |
Луганская Народная Республика |
29 619 |
370,26 |
0,0125 |
0,0123 |
X |
Херсонская область |
2 700 |
X |
X |
|
33,21 |
Запорожская область |
4 908 |
X |
X |
|
60,37 |
Расходы на оплату дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию застрахованных лиц в соответствии с Федеральным законом N 125-ФЗ - 4 554 603,2 тыс. руб. (по Донецкой Народной Республике - 3 387 181,5 тыс. руб., Луганской Народной Республике - 517 606,0 тыс. руб., Херсонской области - 246 530,1 тыс. руб., Запорожской области - 403 285,6 тыс. руб.).
Расчет бюджетных ассигнований на оплату дополнительных расходов в Луганской и Донецкой Народных Республиках оценочно произведен исходя из предполагаемого количества получателей по данным этих Республик и среднего размера оплаты по видам расходов, сложившихся в Российской Федерации на 1 полугодие 2022 года на 1 получателя.
п/п |
Наименование дополнительных расходов |
Средний размер выплаты по РФ (руб., коп.) |
Количество получателей, чел. |
Всего расходов (руб., коп.) |
||
ЛНР |
ДНР |
ЛНР |
ДНР |
|||
1 |
Оплата расходов на медицинскую помощь застрахованному лицу, осуществляемую на территории РФ непосредственно после произошедшего тяжелого несчастного случая на производстве до восстановления трудоспособности или установления стойкой утраты проф. трудоспособности |
90 812,89 |
51 |
545 |
4 631 457,39 |
49 493 025,00 |
2 |
Оплата расходов на приобретение лекарственных препаратов для медицинского применения и медицинских изделий |
9 171,65 |
1797 |
32 882 |
16 481 448,36 |
301 582 072,95 |
3 |
Оплата расходов на посторонний специальный медицинский уход за застрахованным лицом |
900,00 |
102 |
563 |
1 101 600,00* |
506 700,00 |
4 |
Оплата расходов на посторонний бытовой уход за застрахованным лицом |
225,00 |
283 |
264 |
764 100* |
59 400,00 |
5 |
Оплата расходов на санаторно-курортное лечение, питание и проживание застрахованных лиц в медицинских организациях (санаторно-курортных организациях) |
55 527,81 |
520 |
25 030 |
28 874 460,83 |
1 389 861 066,38 |
6 |
Оплата расходов на питание и проживание сопровождающих застрахованных лиц |
61 536,74 |
40 |
277 |
2 461 469,61 |
17 045 677,06 |
7 |
Оплата отпуска застрахованного лица сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, установленного законодательством Российской Федерации) на весь период его лечения и проезда к месту лечения и обратно |
35 883,35 |
190 |
8 944 |
6 817 837,36 |
320 940 722,78 |
8 |
Оплата расходов на проезд застрахованного лица (сопровождающего застрахованного лица) для получения отдельных видов медицинской и социальной реабилитации |
5 304,61 |
1738 |
25 830 |
9 219 412,18 |
137 018 076,30 |
9 |
Оплата расходов на изготовление и ремонт протезов, протезно-ортопедических изделий, ортезов (в том числе: эндопротезов, глазных протезов, зубных протезов и других видов протезов) |
114 362,01 |
547 |
1 525 |
62 556 017,49 |
174 402 059,73 |
10 |
Оплата расходов на обеспечение техническими средствами реализации и их ремонт |
43 304,58 |
519 |
1 870 |
22 475 075,43 |
80 979 558,87 |
11 |
Оплата расходов на обеспечение транспортными средствами (автомобилями необходимой модификации) |
698 444,00 |
400 |
475 |
279 377 600,54 |
331 760 900,64 |
12 |
Оплата расходов на капитальный ремонт транспортных средств |
69,58 |
400 |
343 |
334 000* |
23 867,08 |
13 |
плата расходов на капитальный ремонт гранспортных средств |
152 116,24 |
0 |
343 |
- |
52 175 870,22 |
14 |
Оплата расходов на профессиональное обучение и получение дополнительного профессионального образования |
26 449,67 |
53 |
21 |
1 401 832,33 |
555 443,00 |
|
ВСЕГО |
|
6640 |
98912 |
436 496 311,52 |
2 856 404 440,01 |
------------------------------
* Расчет произведен исходя из годовой потребности (*12 месяцев)
------------------------------
Сумма дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию застрахованных лиц в 2023 году с учетом применения коэффициента индекса потребительских цен на 2022 и 2023 годы (1,124 и 1,055 соответственно) составит:
- в Донецкой Народной Республике - 3 387 181,5 тыс. руб.,
- в Луганской Народной Республике - 517 606,0 тыс. руб.
Расчет бюджетных ассигнований на оплату дополнительных расходов в Херсонской и Запорожской областях произведен исходя из расчета расходов Луганской Народной Республики и доли численности населения:
Область/регион |
Численность населения на 01.01.22, чел. |
Доля к численности в Луганской области |
Расчет расходов на оплату дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию застрахованных лиц в 2021 году, тыс. руб. |
Луганская народная Республика |
2 102 921 |
|
436 496,30 |
Запорожская область |
1 638 462 |
77,91% |
340 090,1 |
Херсонская область |
1 001 598 |
47,63% |
207 898,4 |
Сумма дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию застрахованных лиц в 2023 году с учетом применения коэффициента индекса потребительских цен на 2022 и 2023 годы (1,124 и 1,055 соответственно) составит:
- в Запорожской области - 403 285,6 тыс. руб.,
- в Херсонской области - 246 530,1 тыс. руб.
Итого объемы бюджетных ассигнований на оплату дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию застрахованных лиц составят:
NN |
Наименование |
2023 |
бюджет (оценочно) | ||
1. |
Объемы бюджетного ассигнования (тыс. руб.) |
4 554 603,2 |
в том числе: |
|
|
по Донецкой Народной Республике |
3 387 181,5 |
|
по Луганской Народной Республике |
517 606,0 |
|
по Херсонской области |
246 530,1 |
|
по Запорожской области |
403 285,6 |
Общие расходы по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний по Донецкой Народной Республике, Луганской Народной Республике, Запорожской и Херсонской областям оценочно в 2023 году составят 33 331 853,3 тыс. руб.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "Об особенностях правового регулирования отношений по обязательному социальному страхованию отдельных категорий граждан на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области"
Принятие Федерального закона "Об особенностях правового регулирования отношений по обязательному социальному страхованию отдельных категорий граждан на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "Об особенностях правового регулирования отношений по обязательному социальному страхованию отдельных категорий граждан на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области"
Принятие Федерального закона "Об особенностях правового регулирования отношений по обязательному социальному страхованию отдельных категорий граждан на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области" потребует:
принятия постановления Правительства Российской Федерации "Об особенностях установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний гражданами, проживающими (проживавшими) на территории Донецкой Народной Республики, территории Луганской Народной Республики, территории Запорожской области и территории Херсонской области, в том числе установления степени утраты профессиональной трудоспособности указанными гражданами в учреждениях медико-социальной экспертизы на территории Донецкой Народной Республики, территории Луганской Народной Республики, территории Запорожской области и территории Херсонской области в период с 1 марта 2023 года до 1 января 2026 года".
Обоснование: часть 11 статьи 4 проекта федерального закона "Об особенностях правового регулирования отношений по обязательному социальному страхованию отдельных категорий граждан на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области".
Ответственный исполнитель - Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации.
Срок подготовки: не позднее 3-х месяцев со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении проекта федерального закона в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.