Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 285565-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей"
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей" (далее - законопроект) разработан в целях совершенствования информационного взаимодействия по вопросам устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи.
Согласно Федеральному закону от 16 апреля 2001 г. N 44-ФЗ "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ) с 1 января 2020 г. в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей (далее - государственный банк данных о детях), осуществляется документирование информации о гражданах, лишенных родительских прав или ограниченных в родительских правах.
На основании пункта 47 Порядка формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, утвержденного приказом Минпросвещения России от 15 июня 2020 г. N 300, учет сведений об указанных гражданах в государственном банке данных о детях осуществляется органом опеки и попечительства.
Также в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее - Федеральный закон N 178-ФЗ), в Единой государственной информационной системе социального обеспечения (далее - ЕГИССО) размещаются, в частности, сведения о лишении родительских прав, восстановлении в родительских правах, об ограничении родительских прав, отмене ограничения родительских прав. Поставщиком информации согласно подпункту "а" пункта 9 Положения о Единой государственной информационной системе социального обеспечения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2021 г. N 1342, являются органы опеки и попечительства.
Статьей 6.11 Федерального закона N 178-ФЗ определены функции поставщиков информации, к числу которых относится обеспечение взаимодействия в том числе государственных информационных ресурсов и информационных систем, содержащих информацию, подлежащую обязательному размещению в ЕГИССО.
Реализация указанной функции органами опеки и попечительства в настоящее время невозможна в связи с тем, что Федеральным законом N 44-ФЗ не предусмотрено информационное взаимодействие государственного банка данных о детях с государственными информационными системами.
В связи с этим органами опеки и попечительства в 2020 году одновременно в две государственные информационные системы были введены, соответственно, дважды сведения о 22 370 родителях, которые были лишены родительских прав, и о 6 964 родителях, которые были ограничены в родительских правах; в 2021 году - о 25 372 и 7 885 родителях соответственно.
Кроме того, статьей 5.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" определен перечень сведений о лице, признанном инвалидом, которые включаются в федеральную государственную информационную систему "Федеральный реестр инвалидов" (далее - ФГИС ФРИ). В целях реализации указанной нормы приказом Минтруда России от 12 октября 2016 г. N 569н утвержден Перечень иных сведений о лице, признанном инвалидом, подлежащих включению в федеральный реестр инвалидов. К числу таких сведений, в частности, относятся сведения о форме устройства ребенка-инвалида, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семью (пункт 17).
В связи с тем, что информационное взаимодействие государственного банка данных о детях с государственными информационными системами законодательством Российской Федерации не предусмотрено, законопроектом вносятся изменения в Федеральный закон N 44-ФЗ в части информационного взаимодействия государственного банка данных о детях с государственными информационными системами ЕГИССО и ФГИС ФРИ.
Согласно пунктам 2 и 3 части 1 статьи 7 Федерального закона "Об опеке и попечительстве" основными задачами органов опеки и попечительства являются надзор за деятельностью опекунов и попечителей, а также организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане; контроль за сохранностью имущества и управлением имуществом граждан, находящихся под опекой или попечительством либо помещенных под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Порядок осуществления органами опеки и попечительства проверки условий жизни несовершеннолетних подопечных, соблюдения опекунами или попечителями прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей, установлен Правилами осуществления органами опеки и попечительства проверки условий жизни несовершеннолетних подопечных, соблюдения опекунами или попечителями прав и законных интересов несовершеннолетних подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами или попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 423.
В рамках оптимизации и совершенствования работы органов опеки и попечительства по осуществлению контрольных мероприятий, а также современных тенденций цифровизации законопроектом вносятся изменения в Федеральный закон N 44-ФЗ в части автоматизации учета результатов контрольных мероприятий.
Также законопроектом предусматриваются изменения в части:
исключения дублирования информации, которую вносят органы опеки и попечительства в государственные информационные системы, и уменьшения трудозатрат указанных специалистов органов опеки и попечительства;
расширения перечня информации, вносимой в государственный банк данных о детях, для обеспечения эффективного информационного взаимодействия с ЕГИССО;
учета информации об условиях жизни и воспитания несовершеннолетних подопечных, соблюдении опекунами или попечителями прав и законных интересов подопечных, обеспечении сохранности их имущества, выполнении опекунами требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей (далее - информация об условиях жизни несовершеннолетних подопечных);
исключения дублирования учета сведений о гражданах, желающих принять детей на воспитание в свои семьи (далее - кандидаты в замещающие родители), и осуществления учета сведений о кандидатах в замещающие родители органами опеки и попечительства в государственном банке данных о детях при выдаче заключения о возможности быть усыновителями, опекунами (попечителями).
В части учета сведений о кандидатах в замещающие родители законопроектом также предлагается внести изменения, направленные на сокращение сроков размещения органом опеки и попечительства сведений об указанных гражданах в государственном банке данных о детях.
Предлагаемые изменения необходимы для обеспечения эффективной и своевременной работы с гражданами любыми органами опеки и попечительства, региональными или федеральным операторами.
На основании пункта 2 статьи 8 Федерального закона N 44-ФЗ конфиденциальная информация о детях, оставшихся без попечения родителей, создается и распространяется в средствах массовой информации или иным способом в целях информирования населения Российской Федерации о детях, оставшихся без попечения родителей, которые могут быть переданы на воспитание в семьи. В связи с этим при принятии органами власти мер по устройству ребенка на воспитание в семью (в том числе выдача направления на посещение), информация о нем будет размещаться СМИ, но в случае согласия гражданина по результатам знакомства с ребенком принять его воспитание в семью, информацию о ребенке планируется не размещать на сайте. Данную функцию планируется обеспечить техническими возможностями информационной системы.
Законопроект не содержит положений, закрепляющих обязанность гражданина по истечении двух месяцев с даты выражения согласия на принятие ребенка в семью, подать документы в суд для усыновления, поскольку законодательство Российской Федерации не устанавливает определенный период для подачи гражданином документов в суд для решения вопроса об усыновлении. Установление определенного срока для подачи гражданином в суд заявления будет нарушать права граждан, а также не представляется возможным определить объективность данных сроков. Кроме того, вопросы подачи гражданином заявления об усыновлении в суд регулируются Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации.
Расширяемый законопроектом перечень сведений, включаемых в государственный банк данных о детях, не изменяет объема полномочий органов опеки и попечительства.
Основания прекращение учета сведений в государственном банке данных о детях установлены статьей 9 Федерального закона N 44-ФЗ, в том числе в случаях смерти. Информация об условиях жизни и воспитания несовершеннолетних подопечных является частью информации о детях, сведения о которых уже содержатся в государственном банке данных о детях. В связи с этим дополнительного регулирования в части оснований для прекращения учета данных сведений не требуется.
Ведение учета лиц, лишенных (ограниченных) родительских прав, граждан, отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на них законом обязанностей, бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине, направлено, прежде всего, на защиту прав и интересов детей, а также исключение случаев передачи детей в их семьи. Организация учета (прекращения учета) сведений об указанных лицах не затрагивает и не ущемляет их гражданских прав. Кроме того, при ведении указанными гражданами асоциального образа жизни, получение документального подтверждения фактов их смерти может быть затруднительным или невозможным, что повлечет неполноту и(или) недостоверность получаемой информации. При этом межведомственный обмен информацией о случаях смерти между органами опеки и попечительства и ЗАГС повлечет значительное увеличение трудовой нагрузки на ведомства и соответственно потребует дополнительного финансирования (в части интеграции информационных систем). В связи с этим дополнительное регулирование данного вопроса в статье 9 Федерального закона N 44-ФЗ нецелесообразно.
В целях обеспечения защищенного взаимодействия при обмене сведениями, содержащимися в автоматизированной информационной системе государственного банка данных о детях, органы опеки и попечительства, региональные операторы и федеральный оператор используют защищенную сеть, в которой используются только сертифицированные средства криптографической защиты информации.
Реализация законопроекта будет возможна после развития автоматизированной информационной системы государственного банка данных о детях. Кроме того, в соответствии с Концепцией цифровой и функциональной трансформации социальной сферы, относящейся к сфере деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2021 г. N 431-р, в IV квартале 2022 г. запланирован ввод в эксплуатацию 1 очереди государственной информационной системы "Единая централизованная цифровая платформа в социальной сфере", а ЕГИССО и ФГИС ФРИ должны войти в ее состав. В связи с этим предполагается, что законопроект вступит в силу с 1 января 2024 г., за исключением отдельных положений, предусматривающих использование федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", для которых предусмотрены иные сроки вступления в силу.
В законопроекте отсутствуют обязательные требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Законопроект не содержит положений, противоречащих положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация положений, предусмотренных законопроектом, не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
На рассмотрении в палатах Федерального Собрания Российской Федерации отсутствуют проекты федеральных законов (федеральные законы) с аналогичным содержанием.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей"
Принятие и реализация проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей" не потребуют дополнительных расходов из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В соответствии с полученным от Минцифры России подтверждением целесообразности проведения и финансирования мероприятия по информатизации "Развитие автоматизированной информационной системы государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей" (далее - мероприятие на развитие АИСТ ГБД) в Ведомственную программу цифровой трансформации Минпросвещения России на 2022 год и плановый период 2023 - 2024 годов, утвержденную заместителем Министра просвещения Российской Федерации Васильевой Т.В. 10 января 2022 г. (одобрена протоколом заседания президиума Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности от 29 декабря 2021 г. N 50), планируется включение мероприятия по развитию АИСТ ГБД и выделение на его реализацию бюджетных ассигнований федерального бюджета в рамках федерального проекта "Цифровая образовательная среда" национального проекта "Образование" за счет перераспределения средств, предусмотренных на обеспечения деятельности Минпросвещения России, в размере 44 991,6 тыс. рублей с соответствии с технико-экономическим обоснованием на развитие АИСТ ГБД.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей"
Реализация проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей" не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей"
Реализация проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей" потребует издания следующих нормативных правовых актов:
1. постановлений Правительства Российской Федерации:
1) "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 августа 2021 г. N 1342".
Обоснование необходимости подготовки, цель, предмет и содержание правового регулирования - исключение дублирования внесения сведений о лицах, лишенных родительских прав или ограниченных в родительских правах, специалистами органов опеки и попечительства одновременно в автоматизированную информационную систему государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей (далее - АИСТ ГБД), и Единую государственную информационную систему социального обеспечения, а также определение Минпросвещения России поставщиком сведений в рамках информационного взаимодействия.
Срок подготовки - в течение трех месяцев со дня принятия проекта федерального закона Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации во втором чтении.
Ответственный исполнитель - Минтруд России.
2) "О внесении изменений в Правила формировании и ведении федерального реестра инвалидов и об использовании содержащихся в нем сведений".
Обоснование необходимости подготовки, цель, предмет и содержание правового регулирования - определение Минпросвещения России поставщиком сведений из АИСТ ГБД в федеральную государственную информационную систему "Федеральный реестр инвалидов" (далее - ФГИС ФРИ) в рамках информационного взаимодействия.
Срок подготовки - в течение трех месяцев со дня принятия проекта федерального закона Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации во втором чтении.
Ответственный исполнитель - Минтруд России.
2. Приказа Минпросвещения России "О внесении изменений в Порядок формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, утвержденный приказом Минпросвещения России от 15 июня 2020 г. N 300".
Обоснование необходимости подготовки, цель, предмет и содержание правового регулирования - внесение изменений в порядок постановки на учет сведений о гражданах, желающих принять детей на воспитание в семьи граждан, а также осуществления работы по ознакомлению указанных граждан с информацией о детях, оставшихся без попечения родителей, которые могут быть переданы на воспитание в семьи граждан; расширение перечня сведений, которые документируются о гражданах, лишенных родительских прав или ограниченных в родительских правах, гражданах, отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на них законом обязанностей, бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине.
Срок подготовки - в течение трех месяцев со дня принятия проекта федерального закона Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации во втором чтении.
Ответственный исполнитель - Минпросвещения России.
3. Приказа Минтруда России "О перечне передаваемых сведений из автоматизированной информационной системы государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, в Федеральную государственную информационную систему "Федеральный реестр инвалидов".
Обоснование необходимости подготовки, цель, предмет и содержание правового регулирования - установление перечня передаваемых сведений в рамках информационного взаимодействия АИСТ ГБД и ФГИС ФРИ.
Срок подготовки - в течение трех месяцев со дня принятия проекта федерального закона Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации во втором чтении.
Ответственный исполнитель - Минтруд России.
Соисполнитель: Минпросвещения России.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.