Проект федерального закона N 286249-8
"Об особенностях пенсионного и дополнительного социального обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области"
(вносится Правительством Российской Федерации)
Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон устанавливает особенности реализации права на пенсионное и дополнительное социальное обеспечение граждан Российской Федерации, постоянно проживавших по состоянию на 30 сентября 2022 года на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области или постоянно проживавших на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики в период с 11 мая 2014 года по 29 сентября 2022 года включительно, на территориях Запорожской области, Херсонской области в период с 24 февраля 2022 года по 29 сентября 2022 года включительно и выехавших за пределы указанных территорий в Российскую Федерацию, в том числе через территории третьих государств, и особенности организации индивидуального (персонифицированного) учета в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области.
2. В целях единообразного применения настоящего Федерального закона могут издаваться разъяснения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Статья 2. Порядок назначения и выплаты пенсий
1. С 1 марта 2023 года пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. При обращении граждан, указанных в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, за назначением пенсий и (или) иных выплат, устанавливаемых к пенсии, в период с 1 марта 2023 года по 29 февраля 2024 года включительно такие пенсии и (или) выплаты назначаются с 1 марта 2023 года, но не ранее чем со дня возникновения права на пенсию и (или) выплату.
3. Постоянное проживание гражданина Российской Федерации по состоянию на 30 сентября 2022 года на территории Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области или Херсонской области подтверждается отметкой в паспорте гражданина Российской Федерации о его регистрации по месту жительства на территории Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области или Херсонской области по состоянию на указанную дату либо свидетельством о регистрации по месту жительства, выданным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, или его территориальным органом.
4. Постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории Донецкой Народной Республики или Луганской Народной Республики в период с 11 мая 2014 года по 29 сентября 2022 года включительно, на территории Запорожской области или Херсонской области в период с 24 февраля 2022 года по 29 сентября 2022 года включительно, выехавшего за пределы указанной территории в Российскую Федерацию, в том числе через территории третьих государств, подтверждается отметкой в паспорте гражданина Российской Федерации о его регистрации по месту жительства на территории Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области или Херсонской области либо документом (сведениями) о постоянном проживании гражданина на территории Донецкой Народной Республики или Луганской Народной Республики в период с 11 мая 2014 года по 29 сентября 2022 года включительно, на территории Запорожской области или Херсонской области в период с 24 февраля 2022 года по 29 сентября 2022 года включительно, выданным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, или его территориальным органом.
5. Для целей пенсионного обеспечения документы, выданные на украинском языке, принимаются без перевода на русский язык.
6. При назначении, перерасчете и выплате пенсий и (или) иных выплат, устанавливаемых к пенсии, учитывается льготный статус граждан, указанных в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, подтверждаемый правоустанавливающими документами, в том числе документами об установлении инвалидности, выданными на территории Украины до 30 сентября 2022 года, на территории Донецкой Народной Республики или Луганской Народной Республики с 11 мая 2014 года по 28 февраля 2023 года включительно, на территории Запорожской области или Херсонской области с 30 сентября 2022 года по 28 февраля 2023 года включительно.
7. Из пенсии, назначенной гражданину Российской Федерации, иностранному гражданину, лицу без гражданства в соответствии с законодательством Российской Федерации, удержания излишне выплаченных сумм пенсии, которые производились на основании решений органов, осуществлявших пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области, не производятся.
8. Доставка пенсии осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", либо по желанию пенсионера может производиться непосредственно органом, осуществляющим пенсионное обеспечение на территории Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области или Херсонской области, путем вручения сумм пенсии в кассе указанного органа.
Статья 3. Перерасчет размеров пенсий, ежемесячных пенсионных выплат в соответствии с законодательством Российской Федерации
1. Размеры пенсий, ежемесячных пенсионных выплат, установленных гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области, подлежат перерасчету в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Перерасчет размера пенсии, размера ежемесячной пенсионной выплаты осуществляется после возникновения права на пенсию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3. Перерасчет размера пенсии, размера ежемесячной пенсионной выплаты осуществляется на основании заявления о перерасчете размера пенсии или ежемесячной пенсионной выплаты, документов, представленных с заявлением, сведений, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение.
4. Перерасчет размера пенсии, размера ежемесячной пенсионной выплаты осуществляется с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление о перерасчете размера пенсии или ежемесячной пенсионной выплаты, за исключением случая, предусмотренного частью 5 настоящей статьи.
5. При подаче заявления о перерасчете размера пенсии или ежемесячной пенсионной выплаты в период с 1 марта 2023 года по 29 февраля 2024 года включительно перерасчет размера пенсии, размера ежемесячной пенсионной выплаты осуществляется с 1 марта 2023 года, но не ранее чем с 1-го числа месяца, следующего за месяцем возникновения права на пенсию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
6. Выплата сумм пенсий после перерасчета, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, производится с учетом сумм пенсии, ежемесячной пенсионной выплаты, ранее выплаченных за период с даты осуществления такого перерасчета по дату, по которую была начислена пенсия или ежемесячная пенсионная выплата, в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области.
7. Если при перерасчете размера пенсии, размера ежемесячной пенсионной выплаты размер пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации (для отдельных категорий граждан, имеющих право на одновременное получение различных пенсий в соответствии с законодательством Российской Федерации, - суммарный размер указанных пенсий) не достигнет размера пенсии или ежемесячной пенсионной выплаты, выплачиваемых по состоянию на дату, предшествующую дате осуществления такого перерасчета, к пенсии устанавливается доплата, которая определяется как разница между размером пенсии или ежемесячной пенсионной выплаты, выплачиваемых по состоянию на дату, предшествующую дате осуществления такого перерасчета, и размером пенсии (для отдельных категорий граждан, имеющих право на одновременное получение нескольких пенсий в соответствии с законодательством Российской Федерации, - суммарный размер указанных пенсий), установленным при перерасчете по законодательству Российской Федерации.
8. При установлении одновременно двух и более пенсий в соответствии с законодательством Российской Федерации доплата устанавливается к страховой пенсии либо к пенсии по государственному пенсионному обеспечению, установленной в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации". При установлении одновременно страховой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению, предусмотренной указанным Федеральным законом, доплата устанавливается к страховой пенсии.
9. Доплата, установленная к страховой пенсии, подлежит ежегодной индексации в порядке, предусмотренном для индексации размера страховой пенсии. Доплата, установленная к пенсии по государственному пенсионному обеспечению, установленной в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", индексируется в порядке, предусмотренном статьей 25 указанного Федерального закона.
10. В случае представления пенсионером документов, поступления документов (сведений), подтверждающих обстоятельства, имевшие место до дня перерасчета размера пенсии, размера ежемесячной пенсионной выплаты, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влекущие увеличение размера пенсии, производится перерасчет размера пенсии в порядке, аналогичном порядку перерасчета размера страховой пенсии, предусмотренному частью 7.2 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", со дня установления пенсии, предусмотренной законодательством Российской Федерации.
11. Граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, не являющиеся получателями пенсии, предусмотренной законодательством Российской Федерации, которые в период с 1 января 2023 года по 31 декабря 2032 года включительно достигнут возраста, дающего право на назначение пенсии по старости (по возрасту) в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области по состоянию на 31 декабря 2022 года, при соблюдении других условий, необходимых для назначения указанной пенсии, имеют право на установление пенсии, ежемесячной пенсионной выплаты на условиях и в порядке, которые предусмотрены законодательством Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области, действующим с 1 января 2023 года.
Статья 4. Перерасчет размеров пенсий, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации до дня вступления в силу настоящего Федерального закона
1. Размеры пенсий, установленных гражданам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, в соответствии с законодательством Российской Федерации до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежат перерасчету в соответствии с положениями настоящего Федерального закона на основании заявления пенсионера о перерасчете размера пенсии, документов, представленных с заявлением, сведений, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение.
2. Перерасчет, указанный в части 1 настоящей статьи, осуществляется с 1 марта 2023 года независимо от даты подачи заявления о перерасчете размера пенсии.
Статья 5. Порядок исчисления страхового (трудового) стажа при установлении страховой пенсии
1. Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой (трудовой) стаж, а также иные периоды, засчитываемые в страховой (трудовой) стаж и учитываемые при назначении пенсий гражданам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, имевшие место на территории Украины по 29 сентября 2022 года включительно, на территории Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики с 11 мая 2014 года по 31 декабря 2022 года включительно, на территории Запорожской области, Херсонской области в период с 30 сентября 2022 года по 31 декабря 2022 года включительно, а в организациях, которые до 1 января 2026 года не привели свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации и не обратились с заявлением о внесении сведений о них в единый государственный реестр юридических лиц, - по 31 декабря 2025 года включительно, приравниваются к периодам работы, иной деятельности и иным периодам, включаемым (засчитываемым) в страховой (трудовой) стаж, стаж на соответствующих видах работ.
2. Периоды, указанные в части 1 настоящей статьи, подтверждаются документами, выданными (выдаваемыми) работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
Статья 6. Порядок установления дополнительного социального обеспечения
1. Дополнительное социальное обеспечение, предусмотренное Федеральным законом от 10 мая 2010 года N 84-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности" и Федеральным законом от 27 ноября 2001 года N 155-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации" (далее - дополнительное социальное обеспечение), гражданам, которым пенсия, предусмотренная законодательством Российской Федерации, установлена в порядке, определенном статьями 2 и 3 настоящего Федерального закона, назначается на основании заявления пенсионера в соответствии со сроками, установленными указанными федеральными законами.
2. Периоды соответствующей работы граждан, указанных в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, имевшие место на территории Украины по 29 сентября 2022 года включительно, на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики с 11 мая 2014 года по 31 декабря 2022 года включительно, на территориях Запорожской области, Херсонской области с 30 сентября 2022 года по 31 декабря 2022 года включительно, а в организациях, которые до 1 января 2026 года не привели свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации и не обратились с заявлением о внесении сведений о них в единый государственный реестр юридических лиц, - по 31 декабря 2025 года включительно, приравниваются к стажу (выслуге), дающему право на дополнительное социальное обеспечение и определяемому на основании списков профессий, должностей и работ, а также правил исчисления периодов работы, с учетом которых устанавливается указанное обеспечение. Иные периоды, включая военную службу, не приравниваются к выслуге, с учетом которой устанавливается дополнительное социальное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 27 ноября 2001 года N 155-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации".
3. Периоды работы, указанные в части 2 настоящей статьи, а также заработок за указанные периоды подтверждаются документами, выданными (выдаваемыми) работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
4. Размеры дополнительного социального обеспечения, установленного гражданам Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 10 мая 2010 года N 84-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности" и Федеральным законом от 27 ноября 2001 года N 155-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации" до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежат перерасчету с учетом положений, предусмотренных настоящим Федеральным законом, на основании заявления пенсионера в соответствии со сроками, установленными указанными федеральными законами.
Статья 7. Особенности исчисления размера страховой пенсии
1. Гражданам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, которые являлись получателями пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, при исчислении размера страховой пенсии может быть учтен среднемесячный заработок за 2000 - 2001 годы либо среднемесячный заработок за любые периоды работы и (или) иной деятельности до 1 января 2002 года, из которого исчислена пенсия в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, на основании документов выплатного дела.
2. В случае, если среднемесячный заработок (доход) указан в национальной денежной единице Украины - гривнах, он пересчитывается в рубли по официальному курсу Центрального банка Российской Федерации, установленному на 1 января 2002 года (56,6723 рубля за 10 украинских гривен). Среднемесячный заработок (доход) за период с апреля по ноябрь 1992 года включительно, указанный в переходной денежной единице - купонах, при назначении и перерасчете пенсий пересчитывается в рубли по курсу 1:1.
3. Среднемесячный заработок, предусмотренный настоящей статьей, подтверждается документами, выданными (выдаваемыми) работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. При этом свидетельскими показаниями заработок граждан не подтверждается.
4. Сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование при назначении и перерасчете пенсии гражданам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, определяется:
1) за периоды работы по трудовому договору, имевшие место на территориях Донецкой области Украины и Луганской области Украины в период с 1 января 2002 года по 10 мая 2014 года включительно, на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики в период с 11 мая 2014 года по 31 декабря 2022 года включительно, - исходя из предельной величины базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленной с 1 января 2022 года, индивидуальной части тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, направляемого на финансирование страховой пенсии, в размере 16 процентов и среднемесячного заработка в размере 40 183 рублей;
2) за периоды работы по трудовому договору, имевшие место на территории Украины в период с 1 января 2002 года по 29 сентября 2022 года включительно, на территориях Запорожской области, Херсонской области в период с 30 сентября 2022 года по 31 декабря 2022 года включительно, - исходя из предельной величины базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленной с 1 января 2022 года, индивидуальной части тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, направляемого на финансирование страховой пенсии, в размере 16 процентов и среднемесячного заработка в размере 37 315 рублей.
5. Сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование при назначении и перерасчете пенсий гражданам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, за периоды работы по трудовому договору, имевшие место на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области, в организациях, которые до 1 января 2026 года не привели свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации и не обратились с заявлением о внесении сведений о них в единый государственный реестр юридических лиц, по 31 декабря 2025 года включительно определяется:
1) на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики - исходя из предельной величины базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленной с 1 января 2022 года, и индивидуальной части тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, направляемого на финансирование страховой пенсии, в размере 16 процентов и среднемесячного заработка в размере 40 183 рублей;
2) на территориях Запорожской области, Херсонской области - исходя из предельной величины базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленной с 1 января 2022 года, и индивидуальной части тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, направляемого на финансирование страховой пенсии, в размере 16 процентов и среднемесячного заработка в размере 37 135 рублей.
6. Сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование при назначении и перерасчете пенсии гражданам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, за периоды работы по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, а также за периоды деятельности, в течение которых граждане самостоятельно обеспечивали себя работой (индивидуальные предприниматели, арбитражные управляющие, занимающиеся частной практикой адвокаты, нотариусы), имевшие место на территории Украины в период с 1 января 2002 года по 29 сентября 2022 года включительно, на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики в период с 11 мая 2014 года по 31 декабря 2022 года включительно, на территориях Запорожской области, Херсонской области в период с 30 сентября 2022 года по 31 декабря 2022 года включительно, определяется исходя из предельной величины базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленной с 1 января 2022 года, фиксированного размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, предусмотренного для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, на 2022 год.
7. Сумма расчетного пенсионного капитала, сформированного в соответствии с частями 4-6 настоящей статьи, с учетом которой исчисляется размер страховой пенсии, не индексируется.
8. При отнесении населенного пункта к сельской местности для установления лицам, проживающим в сельской местности, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, не осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", для повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности, предусмотренного частью 14 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", учитываются сельские населенные пункты, являющиеся административно-территориальными единицами Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области, установленными актами Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области на день принятия в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области и образования в составе Российской Федерации новых субъектов - Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области, до внесения изменений в Общероссийский классификатор объектов административно-территориального деления (ОКАТО).
Статья 8. Особенности подтверждения периодов работы и (или) иной деятельности и заработка
1. В случае, если гражданин, указанный в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, не имеет возможности подтвердить периоды работы и (или) иной деятельности, имевшие место на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области или Украины до 1 января 2023 года, а также размер заработка за периоды работы, имевшие место на указанных территориях до 1 января 2002 года, документами, выданными (выдаваемыми) работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, в том числе в связи с отсутствием возможности проверки обоснованности выдачи документов, представленных для подтверждения указанных периодов и размера заработка, достоверности содержащихся в них сведений, такие периоды и размер заработка могут быть установлены на основании решения межведомственной комиссии по реализации трудовых, пенсионных и социальных прав отдельных категорий лиц (далее - комиссия) по заявлению гражданина, поданному в комиссию или орган, осуществляющий пенсионное обеспечение. Характер работы комиссией не подтверждается.
2. В случае, если гражданин, указанный в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, не имеет возможности подтвердить периоды работы и размер заработка, имевшие место на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области или Украины до 1 января 2023 года, с учетом которых устанавливается дополнительное социальное обеспечение, такие периоды работы, а также размер заработка могут быть установлены на основании решения комиссии по заявлению гражданина, поданному в комиссию или орган, осуществляющий пенсионное обеспечение. При этом характер работы комиссией не подтверждается.
3. Установление комиссией периодов работы и (или) иной деятельности, включаемых в страховой (трудовой) стаж, а также периодов работы, с учетом которых устанавливается дополнительное социальное обеспечение, осуществляется на основании:
1) документа, содержащего сведения из индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе индивидуального (персонифицированного) учета Украины за период до 30 сентября 2022 года, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области - за период до 1 января 2023 года;
2) расчетной книжки (расчетного листа), оформленной в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению первичных учетных документов по оплате труда;
3) документа о доходах физического лица, выданного работодателем;
4) документа, содержащего сведения о периодах работы и (или) иной деятельности и (или) о заработке гражданина, выданного организацией на основании имеющихся в ее распоряжении документов иной организации, не являющейся правопреемником организации, создавшей указанный документ;
5) документа, содержащего сведения о периодах работы и (или) иной деятельности и (или) о заработке гражданина, имеющегося в наличии у государственной службы занятости населения, территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, территориальных органов Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, органов социальной защиты и иных органов исполнительной власти Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области;
6) документа, подтверждающего уплату налоговых платежей и (или) уплату страховых взносов в Пенсионный фонд Украины, за период до 30 сентября 2022 года, Пенсионный фонд Донецкой Народной Республики, Пенсионный фонд Луганской Народной Республики, Пенсионный фонд Запорожской области, Пенсионный фонд Херсонской области - за период до 1 января 2023 года;
7) документа, содержащего сведения о периодах осуществления иной деятельности, выданного налоговым органом Российской Федерации, имеющим в распоряжении документы налогового органа Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики;
8) иного документа, содержащего сведения о периодах работы и (или) иной деятельности, который может быть учтен комиссией в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
4. При отсутствии у гражданина, указанного в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, документов, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой (трудовой) стаж, могут устанавливаться комиссией на основании показаний двух и более свидетелей, знающих гражданина по совместной работе и располагающих документами о своей работе у того же работодателя и в тот же период, что и гражданин, в отношении которого они дают свидетельские показания.
5. Установление комиссией размера заработка, а также заработка, с учетом которого устанавливается дополнительное социальное обеспечение, осуществляется на основании:
1) документа, содержащего сведения о заработке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе индивидуального (персонифицированного) учета Украины за период до 30 сентября 2022 года, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области - за период до 1 января 2023 года;
2) документа, содержащего сведения о размере заработка гражданина, выданного организацией на основании имеющихся в ее распоряжении документов иной организации, не являющейся правопреемником организации, создавшей указанный документ;
3) расчетной книжки (расчетного листа), оформленной в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению первичных учетных документов по оплате труда;
4) документа о доходах физического лица, выданного работодателем;
5) иного документа, содержащего сведения о размере заработка гражданина, который может быть учтен комиссией в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
6. Продолжительность устанавливаемых комиссией в соответствии с частями 3 и 4 настоящей статьи периодов работы и (или) иной деятельности, необходимых для исчисления страхового (трудового) стажа, не может превышать в общей сложности 15 лет страхового стажа, а для исчисления стажа работы, с учетом которой устанавливается дополнительное социальное обеспечение, - 25 лет.
7. Комиссия создается на основании решения высшего должностного лица Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области или Херсонской области и действует на соответствующей территории в соответствии с положением о комиссии, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
Статья 9. Регистрация граждан в системе индивидуального (персонифицированного) учета
1. Открытие индивидуального лицевого счета застрахованного лица осуществляется в соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования" при поступлении в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации, в том числе от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, либо органа, предоставляющего государственные услуги, или органа, предоставляющего муниципальные услуги, следующих сведений о физическом лице:
1) фамилия, имя, отчество (при наличии);
2) дата рождения;
3) место рождения;
4) пол;
5) адрес места жительства, места пребывания или места фактического проживания;
6) сведения о документе, удостоверяющем личность;
7) гражданство.
2. Сведения, указанные в части 1 настоящей статьи, передаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, либо органом, предоставляющим государственные услуги, или органом, предоставляющим муниципальные услуги, Фонду пенсионного и социального страхования Российской Федерации в течение десяти дней со дня обращения в указанные органы физического лица за предоставлением государственной или муниципальной услуги по форме, определяемой Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации.
3. Документ, подтверждающий регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета, выдается застрахованному лицу в соответствии с порядком, предусмотренным Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования".
Статья 10. Особенности представления сведений для индивидуального (персонифицированного) учета
1. В 2023 году страхователи (работодатели), осуществляющие деятельность на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области, вне зависимости от численности работающих у них застрахованных лиц, вправе представлять в территориальные органы Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации единую форму сведений на бумажном носителе, предусмотренную пунктом 2 статьи 8 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования".
2. В 2023 году к страхователям (работодателям), осуществляющим деятельность на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области, финансовые санкции, предусмотренные статьей 17 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования", и штрафы, предусмотренные статьей 26.30 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", территориальными органами Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации не применяются (не взыскиваются), а должностные лица указанных страхователей (работодателей) не привлекаются к административной ответственности за нарушения установленных законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования порядка и сроков представления сведений (документов) в территориальные органы Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации.
3. Страхователи (работодатели), осуществляющие деятельность на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области, обязаны не позднее 31 декабря 2026 года представить в соответствующий территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации сведения обо всех включаемых в страховой (трудовой) стаж периодах работы и (или) иной деятельности в отношении всех работающих у них граждан, указанных в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, за отчетные периоды по 31 декабря 2023 года включительно.
4. Граждане, самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, арбитражные управляющие, занимающиеся частной практикой адвокаты, нотариусы, иные лица, занимающиеся частной практикой и не являющиеся индивидуальными предпринимателями), представляют в соответствующий территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в отношении себя сведения о включаемых в страховой (трудовой) стаж периодах работы и (или) иной деятельности в срок, указанный в части 3 настоящей статьи.
5. Формы и форматы сведений, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи, и порядок их заполнения определяются Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации.
6. Сведения о включаемых в страховой (трудовой) стаж периодах работы и (или) иной деятельности, представленные в соответствии с частями 3 и 4 настоящей статьи, а также сведения о сумме страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, определенной в порядке, предусмотренном статьей 7 настоящего Федерального закона, отражаются Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица, открытом в соответствии со статьей 9 настоящего Федерального закона.
Статья 11. Установление и выплата пенсий, ежемесячных пенсионных выплат
1. Установление и выплата пенсий, ежемесячных пенсионных выплат, установленных в соответствии с законодательством, действующим на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области, осуществляются Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации в случае, если полномочия соответственно Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области по установлению и выплате пенсий, ежемесячных пенсионных выплат переданы Фонду пенсионного и социального страхования Российской Федерации и исполняются им за счет предоставляемых бюджету указанного Фонда средств бюджета соответственно Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области и межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета бюджету указанного Фонда в целях софинансирования расходных обязательств соответственно Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области в форме субвенций, на основании соглашений, заключаемых между высшим исполнительным органом соответственно Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области и Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации.
2. Порядок выплаты пенсий, ежемесячных пенсионных выплат, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, определяется нормативным правовым актом высшего исполнительного органа соответственно Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области по согласованию с Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации.
Статья 12. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 марта 2023 года.
Президент Российской Федерации |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.