Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 286248-8 "Об особенностях правового регулирования отношений, связанных с предоставлением мер социальной защиты (поддержки) и социального обслуживания отдельным категориям граждан, проживающих на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, а также установлении величину прожиточного минимума на указанных территориях"
Проект федерального закона "Об особенностях правового регулирования отношений, связанных с предоставлением мер социальной защиты (поддержки) и социального обслуживания отдельным категориям граждан, проживающих на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, а также установлении величины прожиточного минимума на указанных территориях" (далее - законопроект) подготовлен в соответствии с федеральными конституционными законами от 4 октября 2022 г. N 5-ФКЗ, N 6-ФКЗ, N 7-ФКЗ и N 8-ФКЗ.
Целью законопроекта является правовое регулирование вопросов, связанных с интеграцией социальных прав граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживавших по состоянию на 30 сентября 2022 г. на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области (далее - граждане), в систему социальной защиты Российской Федерации.
Законопроектом предлагается особый порядок установления величины прожиточного минимума на душу населения на 2023 год на территориях Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики
Так, предлагается на 2023 год устанавливать такую величину на территориях Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики с использованием коэффициента региональной дифференциации в размере 0,78, на территориях Запорожской области и Херсонской области с использованием коэффициента региональной дифференциации в размере 0,81. При этом величину прожиточного минимума по основным социально-демографическим группам населения на 2023 год на территориях указанных субъектов Российской Федерации предлагается устанавливать в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2021 г. N 1022.
Законопроектом предлагается установить, что реализация прав граждан на меры социальной защиты (поддержки) в натуральной или денежной форме в размерах и объемах, установленных законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, осуществляется с 2023 г., за исключением мер социальной защиты (поддержки), в отношении которых данным законопроектом предусмотрен иной порядок предоставления.
При этом законопроектом предполагается в целях сохранения уровня социальной защиты (поддержки), предоставлявшейся на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области до 30 сентября 2022 г., установить гражданам законами и иными нормативными правовыми актами Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области меры социальной защиты (поддержки) в размере и объеме (включая условия их предоставления), превышающих размер и объем таких мер, установленных законодательством Российской Федерации.
Вопросы соответствия статуса инвалида боевых действий, ветерана боевых действий, члена семьи погибшего (умершего) инвалида боевых действий или ветерана боевых действий, военнослужащего (гражданина, призванного на военные сборы), ставшего инвалидом вследствие военной травмы, члена семьи военнослужащего (гражданина, призванного на военные сборы), погибшего (умершего), объявленного умершим, признанным безвестно отсутствующим, законодательству Российской Федерации будут рассматриваться межведомственными комиссиями по подтверждению статуса граждан (далее - комиссия), образованными в установленном законодательством порядке. В состав комиссий входят представители федеральных органов исполнительной власти (федеральных государственных органов), в которых предусмотрена военная служба, и сотрудники органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере социальной защиты населения, Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации.
Законопроектом предусматривается также возможность на основании обращения гражданина замены документов, подтверждающих право на получение мер социальной защиты (поддержки), выданных государственными и иными официальными органами Украины, Донецкой Народной Республики Луганской Народной Республики, на документы, являющиеся основанием для предоставления мер социальной защиты (поддержки), предусмотренных законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, установленных законопроектом. Замена указанных документов будет осуществляться в установленном законодательством Российской Федерации порядке с учетом норм законопроекта.
Законопроектом устанавливаются особенности предоставления мер социальной защиты (поддержки) отдельным категориям граждан.
В целях перехода к системе социальной защиты Российской Федерации, предусматривающей предоставление отдельных мер социальной поддержки в денежной форме, законопроектом установлено право льготных категорий граждан на ежемесячную денежную выплату (далее - ЕДВ) и набор социальных услуг с 1 марта 2023 г.
В целях сохранения ветеранам, статус которых соответствует законодательству Российской Федерации, объема мер социальной поддержки, предусмотренных законодательством Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, законопроектом предлагается за счет средств федерального бюджета предоставлять им меры социальной поддержки, предусмотренные законодательством Российской Федерации, а превышающий их размер и объем мер социальной поддержки установить законодательством Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области за счет средств региональных бюджетов.
Меры социальной поддержки для иных категорий граждан (в том числе военнослужащие Вооруженных Сил Украины, выполнявшие миротворческие миссии; лица, принимавшие участие в народном ополчении в период Великой Отечественной войны; лица, работавшие на территории государств - союзников СССР; жены военнослужащих, работавших в государствах, где велись боевые действия; лица, которые в период Великой Отечественной войны отбывали наказание в местах лишения свободы и были впоследствии реабилитированы законодательством Украины; лица, оказывавшие материальную и финансовую помощь воинским частям в годы Великой Отечественной войны; лица, которые после 9 сентября 1944 г. были переселены на территорию Украины; лица, родившиеся до 31 декабря 1932 г. включительно) законопроектом также предлагается установить законодательством Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области в объеме, предусмотренном в настоящее время законодательством Украины.
Участники боевых действий в годы Великой Отечественной войны законопроектом отнесены к категории участников Великой Отечественной войны, установленной Федеральным законом "О ветеранах", граждане, принимавшие участие в боевых действиях в другие периоды - к ветеранам боевых действий. При этом меры социальной поддержки будут им предоставляться за счет средств федерального бюджета.
В ходе подготовки законопроекта была выявлена неоднородность подходов к определению государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий, участие в которых дает гражданам право претендовать на статус ветерана (участника) боевых действий. Так, Законом Украины "О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты" статус участника боевых действий присваивается военнослужащим, принимавшим участие в боевых операциях на территориях Ирана в 1941 году, Украины, Белоруссии, Латвии, Литвы, Эстонии в 1944 - 1945 годах, Кубы в 1960 - 1963 годах, Чехословакии в 1968 году, Сомали в 1977 году, Югославии в 1992 - 1999 годах, Республики Ирак в 2003 году и Автономного края Косово в 2008 году.
Военнослужащие, выполнявшие боевые задачи на данных территориях, Федеральным законом "О ветеранах" к ветеранам боевых действий не отнесены.
Меры социальной поддержки данным категориям граждан также предлагается установить законодательством Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области в объеме, предусмотренном в настоящее время законодательством Украины, Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики.
Кроме того, законопроектом предусматривается сохранение объема мер социальной поддержки лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, и реабилитированным лицам.
В целях сохранения мер социальной защиты, установленных законодательством Украины для граждан, пострадавших от радиационного воздействия, проживавших на момент определения статуса Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, законопроектом предлагается распространить на них меры социальной поддержки, установленные законодательством Российской Федерации для аналогичных категорий граждан.
В частности, на граждан, принимавших участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, лиц, эвакуированных в 1986 году из зоны отчуждения, лиц, которые проживали в зоне безусловного (обязательного) отселения, и другие категории граждан, установленные Законом Украины "О статусе и социальной защите граждан, которые пострадали в результате Чернобыльской катастрофы", законопроектом предполагается распространить меры социальной поддержки, предусмотренные для аналогичных категорий Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Кроме того, на граждан, принимавших участие в ликвидации аварии на производственном объединении "Маяк", а также на лиц, которые принимали участие в ликвидации других ядерных аварий, испытаний, в военных учениях с применением ядерного оружия, предлагается распространить меры социальной поддержки, установленные для аналогичных категорий соответственно Федеральным законом "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" и Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2123-1 "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска".
Начиная с 1 января 2022 г. в связи со вступлением в силу Федерального закона от 6 декабря 2021 г. N 409-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о приостановлении действия отдельных положений статьи 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" полномочия по предоставлению мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся радиационному воздействию, переданы Пенсионному фонду Российской Федерации. Предоставление мер социальной поддержки данным гражданам в соответствии с правилами, регулирующими порядок их предоставления, осуществляется на основании заявления и (или) документов (сведений), перечень которых определен в соответствии от предоставляемой меры социальной защиты. При этом отмечается, что документы (сведения) содержатся в информационных системах, оператором которых является Пенсионный фонд Российской Федерации, и (или) запрашиваются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в рамках межведомственного информационного взаимодействия с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия в органах и (или) организациях, в распоряжении которых они находятся, и (или) представляются гражданином.
Учитывая, что сведения о гражданах Российской Федерации, проживающих на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Херсонской области, Запорожской области, в информационных системах, оператором которых является Пенсионный фонд Российской Федерации, пока не содержатся, законопроектом предусматривается, что документы (сведения), необходимые для предоставления мер социальной поддержки, могут предоставляться гражданами, подвергшимися воздействию радиации, самостоятельно до 1 января 2025 г.
Граждан, проживающих на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, имеющих статус Почетный донор Украины, предлагается приравнять к лицам, награжденным нагрудным знаком "Почетный донор России", с предоставлением им мер социальной поддержки, установленных для данной категории Федеральным законом "О донорстве крови и ее компонентов".
Также законопроектом гарантируется реализация права на меры социальной поддержки, предусмотренные Федеральным законом "Об иммунопрофилактике инфекционных заболеваний", на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области с 1 марта 2023 г., в том числе по случаям возникновения поствакцинных осложнений, наступившим после 30 сентября 2022 г.
Законопроектом также предлагается распространить меры социальной поддержки, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для военнослужащих (граждан, призванных на военные сборы), ставших инвалидами вследствие военной травмы, членов семей военнослужащих (граждан, призванных на военные сборы), погибших (умерших), объявленных умершими, признанных безвестно отсутствующими, на граждан из числа военнослужащих (военнообязанных и резервистов, призванных на учебные (или проверочные) и специальные сборы), ставших инвалидами вследствие военной травмы, членам семей военнослужащих (военнообязанных и резервистов, призванных на учебные (или проверочные) и специальные сборы), погибших (умерших), объявленных умершими, признанных безвестно отсутствующими.
При этом законопроектом предусматривается, что меры социальной поддержки, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для лиц, уволенных со службы в федеральных органах исполнительной власти (федеральных государственных органах), в которых предусмотрена военная и приравненная к ней служба, ставших инвалидами вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы, для членов семей сотрудников федеральных органов исполнительной власти (федеральных государственных органов), в которых предусмотрена военная и приравненная к ней служба, погибших (умерших), объявленных умершими, признанных безвестно отсутствующими, предоставляются гражданам из числа лиц, приравненных к военнослужащим в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Херсонской области и Запорожской области на день вхождения их в состав Российской Федерации, ставших инвалидами вследствие военной травмы, членам семей граждан из числа лиц, приравненных к военнослужащим в соответствии с указанным законодательством, погибших (умерших), объявленных умершими, признанных безвестно отсутствующими.
Начиная с 1 января 2022 г. в связи со вступлением в силу постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2021 г. N 2542 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" полномочия по предоставлению мер социальной поддержки вышеуказанным военнослужащим и членам их семей осуществляются Пенсионным фондом Российской Федерации. Предоставление мер социальной поддержки данным гражданам в соответствии с правилами, регулирующими порядок их предоставления, осуществляется на основании заявления и (или) документов (сведений), перечень которых определен в соответствии от предоставляемой меры социальной защиты. Такие документы (сведения) содержатся в информационных системах, оператором которых является Пенсионный фонд Российской Федерации, и (или) запрашиваются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в рамках межведомственного информационного взаимодействия с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия в органах и (или) организациях, в распоряжении которых они находятся, и (или) представляются гражданином.
Принимая во внимание, что сведения о гражданах Российской Федерации, проживающих на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Херсонской области, Запорожской области, в информационных системах, оператором которых является Пенсионный фонд Российской Федерации, в настоящее время не содержатся, законопроектом предусматривается, что документы (сведения), необходимые для предоставления мер социальной поддержки, могут предоставляться вышеназванными гражданами самостоятельно до 1 января 2025 г.
В части мер социальной поддержки малоимущим гражданам и малоимущим семьям с детьми законопроектом предлагается установить, что такие меры осуществляются в 2023 г. в порядке, размерах, объеме и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных законопроектом, за исключением государственной социальной помощи на основании социального контракта, который предлагается реализовывать с 1 января 2024 г.
При этом документы (сведения), необходимые для предоставления мер социальной поддержки малоимущим гражданам, которые предоставляются в рамках межведомственного электронного взаимодействия, предоставляются гражданами самостоятельно до 1 января 2025 года.
Важно отметить, что законопроектом вводится положение, в соответствии с которым решение об отказе в назначении мер социальной поддержки по основаниям, связанным с отсутствием у заявителя и (или) трудоспособных членов его семьи доходов от трудовой, предпринимательской или иной деятельности, не принимаются в период до 1 января 2025 г.
С 1 марта 2023 г. признание лица инвалидом будет осуществляться в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
При этом предлагается до 1 января 2026 г. проведение медико-социальной экспертизы на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Херсонской области и Запорожской области и освидетельствование граждан на территории Российской Федерации осуществляться с учетом особенностей, определяемых Правительством Российской Федерации.
Законопроектом предусматривается, что при предоставлении с 1 марта 2023 г. до 1 января 2026 г. мер социальной защиты (поддержки), предусмотренных законодательством Российской Федерации, гражданам, имеющим I, II и III группы инвалидности либо категорию "ребенок-инвалид", установленные в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области на день принятия их в состав Российской Федерации, указанные группы и категория будут считаться эквивалентными соответственно I, II и III группам инвалидности либо категории "ребенок-инвалид", установленным законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов, до проведения очередного переосвидетельствования в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Замена документов по инвалидности, выданных на указанных территориях, на соответствующие документы по российскому законодательству будет осуществляться до 1 января 2026 г. в рамках проведения медико-социальной экспертизы.
Учитывая вышеизложенное, предусмотрено, что законопроект вступает в силу с 1 марта 2023 г.
Финансовое обеспечение расходов на реализацию законопроекта будет осуществляться за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.
Законопроект не содержит положений, вводящих избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности и бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
В соответствии с пунктом 601 Регламента Правительства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. N 260, законопроект не относится к числу проектов актов, требующих оценку регулирующего воздействия.
Предлагаемые в законопроекте решения не окажут влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "Об особенностях правового регулирования отношений, связанных с предоставлением мер социальной защиты (поддержки) и социального обслуживания отдельным категориям граждан, проживающих на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, а также установлении величины прожиточного минимума на указанных территориях"
Реализация федерального закона "Об особенностях правового регулирования отношений, связанных с предоставлением мер социальной защиты (поддержки) и социального обслуживания отдельным категориям граждан, проживающих на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, а также установлении величины прожиточного минимума на указанных территориях" (далее - законопроект) потребует дополнительных ассигнований федерального бюджета.
Дополнительные расходные обязательства Российской Федерации предполагается осуществлять за счет средств федерального бюджета, предусматриваемых на исполнение Федерального закона Федеральным законом от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2123-1 "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска", Федерального закона от 26 ноября 1998 г. N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча", Федерального закона от 10 января 2002 г. N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 г. N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий", Федерального закона от 20 июля 2012 г. N 125-ФЗ "О донорстве крови и ее компонентов", Федерального закона от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней".
По данным Пенсионного фонда Российской Федерации, в 2023 году численность получателей ежемесячной денежной выплаты составит 369,8 тыс. человек. Расходы на указанную выплату составят 15 661,1 млн. рублей ежегодно (расчет прилагается).
Расходы на ежегодную выплату донорам - 375 204,47 тыс. рублей ежегодно.
Размер субвенции, предоставляемой бюджетам субъектов Российской Федерации на компенсацию расходов по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, рассчитанный согласно Методике, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2007 г. N 861, составит:
в 2023 год - 4 375 413,2 тыс. рублей;
в 2024 году - 4 375 617,5 тыс. рублей;
в 2025 году - 4 375 821,8 тыс. рублей.
Общий объем средств федерального бюджета, на осуществление мер социальной поддержки 20 314 гражданам, подвергшимся воздействию радиации, полномочия по предоставлению которых в соответствии с Федеральным законом от 6 декабря 2021 г. N 409-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о приостановлении действия отдельных положений статьи 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" переданы Пенсионному фонду Российской Федерации, с учетом доставки составит:
на 2023 год - 2 908 976,8 тыс. рублей;
на 2024 год - 3 078 326,0 тыс. рублей;
на 2025 год - 3 214 449,2 тыс. рублей.
Общий объем средств федерального бюджета, на осуществление мер социальной поддержки 11 228 гражданам, проживающим на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, из числа военнослужащих и приравненных к ним лиц, а также членов семей из числа указанных граждан, погибших (умерших), объявленных умершими, признанных безвестно отсутствующими, с учетом доставки составит:
на 2023 год - 1 105 943,0 тыс. рублей;
на 2024 год - 1 190 732,5 тыс. рублей;
на 2025 год - 1 271 644,2 тыс. рублей.
В рамках исполнения подпункта "в" пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации от 2 мая 2021 г. N Пр-753 по созданию целостной системы мер социальной поддержки семей с детьми в целях сведения к минимуму риска бедности таких семей Федеральным законом от 21 ноября 2022 г. N 455-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" с 1 января 2023 г. вводится ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка.
Ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка предоставляется беременным женщинам, и гражданам, имеющим детей в возрасте до 17 лет, являющихся гражданами Российской Федерации, проживающими на территории Российской Федерации.
Ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка будет назначаться на принципах "Социального казначейства" Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации на основании одного заявления, поданного в том числе в электронном виде через Единый портал государственных услуг.
Ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка предоставляется беременным женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, а также семьям с детьми до 17 лет с доходами ниже 1 регионального прожиточного минимума (далее - ПМ) с применением комплексной оценки нуждаемости, включающей оценку доходов семьи, имущественной обеспеченности и трудового потенциала.
Размер ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка будет зависеть от размера дефицита дохода, семьи и составлять 50%, 75% или 100% регионального ПМ для детей (при назначении универсального пособия гражданам, имеющим детей), или 50%, 75% или 100% регионального ПМ трудоспособного населения (при назначении универсального пособия беременной женщине).
Ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка объединит целый ряд действующих мер социальной поддержки:
ежемесячное пособие женщине, вставшей на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности;
пособие по уходу за ребенком гражданам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
ежемесячную выплату в связи с рождением (усыновлением) ребенка до достижения ими возраста 3 лет;
ежемесячную денежную выплату на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно;
ежемесячную денежную выплату на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет.
Таким образом, новые назначения вышеперечисленных мер поддержки гражданам после 1 января 2023 г. осуществляться не будут. Исключение составят граждане, у которых право на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка или ежемесячной денежной выплаты при рождении третьего ребенка или последующих детей возникло до 1 января 2023 г.
Выплата ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка будет осуществляться за счет средств федерального бюджета, а также средств региональных бюджетов, которые в форме субвенции будут передаваться в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации. Данный подход уже успешно апробирован при осуществлении выплаты семьям с детьми в возрасте от 8 до 17 лет.
Софинансирование расходных обязательств субъекта Российской Федерации на осуществление ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета будет производится при условии передачи субъектом Российской Федерации полномочий по осуществлению ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка Фонду пенсионного и социального страхования Российской Федерации.
Законодательство Российской Федерации о государственных пособиях гражданам будет распространяться на граждан, проживающих на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Херсонской и Запорожской областей, с 1 марта 2023 г.
Предоставление отдельных мер социальной поддержки семей с детьми на принципах нуждаемости потребует установление особенностей и более длительного переходного периода реализации на указанных территориях, поскольку предполагает оценку сведений о доходах и имуществе граждан, проживающих на указанных территориях, и построено на получении этих сведений в автоматизированном режиме в рамках межведомственного информационного взаимодействия, ввиду чего может быть реализовано на территориях не раньше 2025 года.
Переход на законодательство Российской Федерации в полном объеме предлагается осуществлять в 2 этапа:
1 этап (с 2023 г. по 1 января 2025 г.):
неприменение обязательного требования наличия доходов от трудовой, предпринимательской или иной деятельности;
представление необходимых документов (сведений), на основании которых оценивается право на получение выплат и среднедушевой доход семьи (одиноко проживающего) гражданами самостоятельно путем посещения органа, назначающего соответствующие выплаты;
2 этап (с 1 января 2025 г.) - применение норм законодательства Российской Федерации в части оценки нуждаемости в полном объеме.
Таким образом, общая потребность на осуществление ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка гражданам, имеющим детей, и беременным женщинам в 2023 - 2025 годах на указанных территориях составит:
на 2023 год 93,0 млрд. рублей (в том числе 0,002% на доставку);
на 2024 год 125,4 млрд. рублей (в том числе 0,002% на доставку);
на 2025 год 122,8 млрд. рублей (в том числе 0,002% на доставку).
При этом прогнозный объем средств федерального и регионального бюджетов может быть уточнен после определения уровня софинансирования для данных территорий.
Ежемесячным пособием в связи с рождением и воспитанием ребенка планируется охватить:
в 2023 году - 20,5 тыс. беременных женщин и семьи, воспитывающие порядка 757 тыс. детей в возрасте от 0 до 17 лет;
в 2024 году - 22,2 тыс. беременных женщин и семьи, воспитывающие порядка 818 тыс. детей в возрасте от 0 до 17 лет;
в 2025 году - 20,5 тыс. беременных женщин и семьи, воспитывающие порядка 757 тыс. детей в возрасте от 0 до 17 лет.
Также в связи с Федеральным законом от 21 ноября 2022 г. N 455-ФЗ разработан проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" и Федеральный закон "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей" (далее - законопроект).
Законопроектом устанавливаются переходные положения, согласно которым за гражданами сохраняется право обратиться за назначением ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка, предусмотренной Федеральным законом от 28 декабря 2017 г. N 418-ФЗ "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей", на рожденных до 1 января 2023 г.
Дополнительная потребность в средствах федерального бюджета на данные цели в 2023 - 2025 годах на указанных территориях составит:
на 2023 год 0,99 млрд. рублей;
на 2024 год 1,4 млрд. рублей;
на 2025 год 1,7 млрд. рублей.
Итого:
на 2023 год 118 416 669,7 тыс. рублей или 118,4 млрд. рублей;
на 2024 год 151 481 012,7 тыс. рублей или 151,5 млрд. рублей;
на 2025 год 149 398 251,9 тыс. рублей или 149,4 млрд. рублей.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "Об особенностях правового регулирования отношений, связанных с предоставлением мер социальной защиты (поддержки) и социального обслуживания отдельным категориям граждан, проживающих на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, а также установлении величины прожиточного минимума на указанных территориях"
В связи с принятием федерального закона "Об особенностях правового регулирования отношений, связанных с предоставлением мер социальной защиты (поддержки) и социального обслуживания отдельным категориям граждан, проживающих на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, а также установлении величины прожиточного минимума на указанных территориях" не потребуется признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "Об особенностях правового регулирования отношений, связанных с предоставлением мер социальной защиты (поддержки) и социального обслуживания отдельным категориям граждан, проживающих на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, а также установлении величины прожиточного минимума на указанных территориях"
В связи с принятием федерального закона "Об особенностях правового регулирования отношений, связанных с предоставлением мер социальной защиты (поддержки) и социального обслуживания отдельным категориям граждан, проживающих на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, а также установлении величины прожиточного минимума на указанных территориях" (далее - законопроект) потребуется:
1) принятие постановления Правительства Российской Федерации об утверждении особенностей проведения медико-социальной экспертизы граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих по состоянию на день принятия в Российскую Федерацию и образования в составе Российской Федерации новых субъектов на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, на территории Российской Федерации и в учреждениях медико-социальной экспертизы на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Херсонской области и Запорожской области.
Срок подготовки: в течение трех месяцев после принятия Федерального закона.
Ответственный исполнитель: Минтруд России;
2) принятие приказа Минтруда России об утверждении тождества формулировок причин инвалидности, предусмотренных законодательством, действовавшим на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области на день принятия их в Российскую Федерацию и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, а также законодательством Украины или законодательством Союза ССР, формулировкам причин инвалидности, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и правил их применения.
Срок подготовки: в течение трех месяцев после принятия Федерального закона.
Ответственный исполнитель: Минтруд России.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.