Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 288302-8 "О внесении изменений в статью 2 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях"
Досье на проект федерального закона
Основы регулирования создания и функционирования особо охраняемых природных территорий, особенности установления правового режима данных территорий закреплены Федеральным законом от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях".
Вместе с тем, отдельные природные комплексы и объекты по прошествии времени могут претерпевать существенные изменения или вовсе утрачивать свою ценность в результате гибели под воздействием окружающей среды на территории конкретного субъекта Российской Федерации (пожары, наводнения, сели, оползни и другие природные явления).
В частности, на территории Приморского края в настоящее время создано 218 особо охраняемых природных территорий регионального значения. Следует отметить, что большая часть особо охраняемых природных территорий Приморского края была создана в 70х-80х годах прошлого столетия.
При проведении инвентаризационных работ в Приморском крае установлено, что некоторые охраняемые объекты фактически утратили особое, природоохранное, научное, культурное, эстетическое рекреационное и оздоровительное значение. Например, Синельниковский родник (Октябрьский муниципальный округ), который отнесен решением исполкома Приморского краевого СНД от 13 июля 1984 года N 535 "Об отнесении уникальных и типовых природных объектов к государственным памятникам природы Приморского края" к памятникам природы иссяк предположительно вследствие изменения гидрологического режима.
Отсутствие на федеральном уровне законодательно установленного механизма упразднения, фактически утративших свой статус особо охраняемых природных территорий, не позволяет актуализировать систему особо охраняемых природных территорий края исходя из реального состояния объектов природы, даже несмотря на урегулирование данного вопроса в законодательстве субъектов Российской Федерации. Основной причиной является отсутствие в федеральном законодательстве норм, наделяющих соответствующими полномочиями субъекты Российской Федерации.
Представленный проект федерального закона направлен на устранение данного пробела в законодательстве об особо охраняемых природных территориях, а также направлен на решение аналогичных проблем, возникающих в других субъектах Российской Федерации.
Проектом федерального закона предлагается наделить субъекты Российской Федерации полномочием по установлению порядка упразднения особо охраняемых природных территорий регионального значения, а также изменению их границ.
При этом, поскольку особо охраняемые природные территории в соответствии с пунктом "д" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации относятся к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, предлагается, чтобы субъекты Российской Федерации принимали решения об упразднении особо охраняемых природных территорий регионального значения, а также изменении их границ только по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
Принятие проекта федерального закона будет способствовать эффективному развитию и оптимизации системы особо охраняемых природных территорий регионального значения, необходимость модернизации которой, как подтверждает практика в субъектах Российской Федерации, назрела уже давно.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 2 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях"
Проектом федерального закона "О внесении изменений в статью 2 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" не предусматриваются дополнительные расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в статью 2 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статью 2 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.