Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 289041-8 "О денонсации Российской Федерацией Соглашения о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств - участников Содружества Независимых Государств и Соглашения о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих Пограничных войск, членов их семей и государственного страхования военнослужащих Пограничных войск государств - участников Содружества Независимых Государств"
Досье на проект федерального закона
1 января 2023 г. для Российской Федерации прекращает свое действие Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г., денонсированное Федеральным законом от 11июня 2022 г. N 175-ФЗ.
На указанном Соглашении основываются Соглашение о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств - участников Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992 г. и Соглашение о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих Пограничных войск, членов их семей и государственного страхования военнослужащих Пограничных войск государств - участников Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992 г. (далее - соглашения от 15 мая 1992 г.).
Соглашения от 15 мая 1992 г., участниками которых являются Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан, Украина, основаны на территориальном принципе. В случае переселения пенсионера на постоянное жительство в другое государство ему назначается пенсия по нормам государства проживания, а выплата пенсии, назначенной в государстве, в котором были приобретены пенсионные права, прекращается.
Все расходы, связанные с пенсионным обеспечением по соглашениям от 15 мая 1992 г., осуществляются государствами - участниками Содружества Независимых Государств (далее - СНГ) за счет их бюджетов без взаимных расчетов.
Применяемый в соглашениях от 15 мая 1992 г. территориальный принцип допускает, что одно из государств, заключивших названные международные договоры, по объективным причинам (развитие миграционных процессов, более высокий уровень пенсионного обеспечения, минимальная выслуга лет, необходимая для назначения пенсии) может нести расходы в большем объеме, чем другое государство. При этом пенсия будет выплачиваться за все периоды службы и трудового стажа (в том числе в льготном исчислении), указанные в расчете выслуги лет, составленном государством - участником СНГ, где военнослужащий проходил военную службу на дату увольнения.
Вместе с тем в последние годы значительно увеличилось количество случаев выплаты государственными органами Российской Федерации пенсий лицам, не проходившим военную службу ни в СССР, ни в Российской Федерации. Предусмотренный соглашениями от 15 мая 1992 г. порядок назначения и выплаты пенсий приводит к росту фиктивных миграционных потоков иностранных военных пенсионеров в Российскую Федерацию, где самый высокий уровень пенсионного обеспечения.
В то же время у бывших российских военных пенсионеров, переехавших на постоянное место жительство на территорию одного из государств - участников СНГ, размер пенсии оказывается значительно ниже, что вызывает справедливые жалобы.
В настоящее время Российская Федерация фактически осуществляет пенсионное обеспечение военнослужащих иностранных государств.
Поскольку соглашения от 15 мая 1992 г. были направлены в первую очередь на защиту пенсионных прав военнослужащих СССР до принятия государствами - участниками СНГ законодательных актов по вопросу пенсионного обеспечения военных пенсионеров, а за 30 лет в государствах - участниках СНГ сформировано по данному вопросу национальное законодательство, свою задачу по обеспечению пенсионных прав лиц, уволенных с военной службы, на переходный период указанные соглашения выполнили.
Основными недостатками соглашений от 15 мая 1992 г. являются:
ответственность, в частности Российской Федерации, ввиду увеличения миграционных потоков, за пенсионные обязательства государств - контрагентов (за выслугу лет, приобретенную на их территории), что влечет за собой значительные расходные обязательства;
при переселении пенсионера из одного государства - участника СНГ в другое государство - участник СНГ на постоянное проживание выплата ему пенсии прекращается (отсутствует экспорт пенсии);
в государствах - участниках СНГ пенсионное обеспечение бывших военнослужащих установлено значительно ниже уровня аналогичной российской пенсии (примером может служить пенсионное обеспечение супругов и родителей погибших военнослужащих, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право на получение двух пенсий);
значительное увеличение количества назначений и выплат пенсий лицам, не проходившим военную службу ни в СССР, ни в Российской Федерации, служба которых проходила только на территории иностранных государств, в том числе в иностранных спецслужбах. Зачастую, такая служба (особенно в последнее время) направлена на подрыв нравственных устоев, исторических основ и патриотических традиций, размывание российских культурных и духовных ценностей, а также подпитывание экстремистских течений на территории Российской Федерации.
В целях сохранения приобретенных пенсионных прав граждан государства - участники СНГ осуществляют переход на двустороннее международное сотрудничество в области пенсионного обеспечения.
Статья 2 Соглашения между государствами - участниками Содружества Независимых Государств о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей от 14 февраля 1992 г. позволяет устанавливать порядок пенсионного обеспечения военнослужащих межправительственными соглашениями, что не исключает возможности заключения в перспективе международных двусторонних договоров.
Такой подход позволяет в каждом конкретном случае учитывать характер межгосударственных отношений, а также интересы и экономические возможности Российской Федерации, исходя из необходимости соблюдения прав российских военных пенсионеров.
После денонсации Российской Федерацией соглашений от 15 мая 1992 г. при обращении граждан Российской Федерации, переехавших на постоянное жительство в другие государства - участники СНГ, выплата пенсий им будет осуществляться в соответствии с Положением о порядке выплаты страховой пенсии лицам, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2014 г. N 1386.
Такой порядок позволит пенсионерам силовых ведомств Российской Федерации при переселении в государства - участники СНГ продолжать получать пенсию в размерах, установленных законодательством Российской Федерации.
Выплата военнослужащим пенсий за счет государства - участника СНГ, в котором они проходили военную службу, согласуется с порядком выплаты пенсий трудящимся, предусмотренным Соглашением о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза от 20 декабря 2019 г. (участвуют Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика и Российская Федерация), направленным на формирование, сохранение и реализацию пенсионных прав трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза на тех же условиях, что и граждан государства трудоустройства.
Так, согласно статье 12 названного Соглашения за стаж работы, приобретенный после вступления его в силу (с 1 января 2021 г.), пенсия назначается и выплачивается государством, на территории которого приобретен соответствующий стаж.
Учитывая чувствительный характер пенсионной тематики, а также то, что предметом соглашений от 15 мая 1992 г. являются основные права и свободы человека и гражданина, в частности, право на социальное обеспечение, решение о денонсации Российской Федерацией названных международных договоров предлагается оформить федеральным законом.
Пенсии, которые назначены до прекращения действия соглашений от 15 мая 1992 г. для Российской Федерации, не будут пересматриваться и их выплата Российской Федерацией будет продолжена.
Соглашения от 15 мая 1992 г. не содержат положений об их прекращении и не предусматривают денонсации или выхода из них.
В связи с этим Российская Федерация при принятии решения о денонсации соглашений от 15 мая 1992 г. руководствуется подразумеваемым правом на денонсацию, заложенным в статье 56 Венской конвенции о праве международных договоров от 23 мая 1969 г., предусматривающей, что договор, который не содержит положений о его прекращении и который не предусматривает денонсации или выхода из него, не подлежит денонсации и выход из него не допускается, если только не установлено, что участники намеревались допустить возможность денонсации или выхода или характер договора не подразумевает права денонсации или выхода.
Таким образом, для Российской Федерации действие соглашений от 15 мая 1992 г. будет прекращено в соответствии с пунктом 2 статьи 56 Венской конвенции о праве международных договоров от 23 мая 1969 г.
Проект федерального закона соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации и не противоречит законодательству Российской Федерации.
Кроме того, проект федерального закона не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации, целей, показателей и результатов национальных и федеральных проектов.
Реализация федерального закона не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Проект федерального закона не содержит требований, связанных с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О денонсации Российской Федерацией Соглашения о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств - участников Содружества Независимых Государств и Соглашения о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих Пограничных войск, членов их семей и государственного страхования военнослужащих Пограничных войск государств - участников Содружества Независимых Государств"
Принятие и реализация Федерального закона "О денонсации Российской Федерацией Соглашения о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств - участников Содружества Независимых Государств и Соглашения о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих Пограничных войск, членов их семей и государственного страхования военнослужащих Пограничных войск государств - участников Содружества Независимых Государств" не потребует выделения дополнительных средств федерального бюджета или бюджетов иных уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О денонсации Российской Федерацией Соглашения о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств - участников Содружества Независимых Государств и Соглашения о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих Пограничных войск, членов их семей и государственного страхования военнослужащих Пограничных войск государств - участников Содружества Независимых Государств"
Принятие Федерального закона "О денонсации Российской Федерацией Соглашения о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств - участников Содружества Независимых Государств и Соглашения о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих Пограничных войск, членов их семей и государственного страхования военнослужащих Пограничных войск государств - участников Содружества Независимых Государств" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О денонсации Российской Федерацией Соглашения о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств - участников Содружества Независимых Государств и Соглашения о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих Пограничных войск, членов их семей и государственного страхования военнослужащих Пограничных войск государств - участников Содружества Независимых Государств"
Принятие Федерального закона "О денонсации Российской Федерацией Соглашения о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств - участников Содружества Независимых Государств и Соглашения о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих Пограничных войск, членов их семей и государственного страхования военнослужащих Пограничных войск государств - участников Содружества Независимых Государств" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.