Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) подготовлен во исполнение подпункта "в" пункта 11 и подпунктов "а", "б" пункта 13 Национального плана противодействия коррупции на 2021 - 2024 годы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2021 г. N 478.
Законопроектом предусматривается установление в статье 26 Федеральном законе от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности" (далее - Федеральный закон) закрытого перечня должностных лиц, которым кредитная организация вправе выдавать справки по операциям, счетам и вкладам физических и (или) юридических лиц.
Данный перечень сформирован посредством соотнесения категорий руководителей (должностных лиц), которым кредитная организация вправе предоставлять указанные сведения в соответствии с действующими положениями Федерального закона, и перечня должностных лиц, наделенных полномочиями по направлению запросов в кредитные организации, налоговые органы Российской Федерации, органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и операторам информационных систем, в которых осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, при осуществлении проверок в целях противодействия коррупции, утвержденного Указом Президента Российской Федерации 2 апреля 2013 г. N 309.
С учетом исключения законопроектом из Федерального закона отсылочных норм к перечню руководителей (должностных лиц) федеральных государственных органов, которым кредитная организация вправе выдавать справки по операциям, счетам и вкладам физических и (или) юридических лиц, определяемому Президентом Российской Федерации, планируется корректировка наименования перечня, утвержденного обозначенным Указом Президента Российской Федерации в целях ограничения его действия только в отношении запросов в налоговые органы Российской Федерации, органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и операторам информационных систем, в которых осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, и приведение его в соответствие с закрытым перечнем должностных лиц, предусматриваемом в Федеральном законе, в том числе в части сохранения в нем Председателя Центрального банка Российской Федерации и специально уполномоченного им его заместителя.
В соответствии с частью 2 статьи 90 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" в случае, если владение служащим Банка России приносящими доход ценными бумагами, акциями (долями участия в уставных капиталах организаций) может привести к конфликту интересов, он обязан передать принадлежащие ему указанные ценные бумаги, акции (доли участия в уставных капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с законодательством Российской Федерации. В этой связи в целях обеспечения возможности проведения проверки указанной обязанности, которая распространяется на всех служащих Банка России, в число лиц, в отношении которых кредитная организация представляет справки по счетам и вкладам, включены все служащие Банка России, а не только лица, которые замещают должности, предусмотренные перечнями, установленными нормативными актами Центрального банка Российской Федерации.
Предусматривается наделение руководителей органов субъектов Российской Федерации по профилактике коррупционных и иных правонарушений, специально уполномоченных высшими должностными лицами (руководителями высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и непосредственно подчиненных им, специально уполномоченных руководителями государственных корпораций заместителей правом при проведении антикоррупционных проверок направлять запросы в кредитные организации.
Кроме того законопроектом предлагается:
установить обязанность налоговых органов Российской Федерации предоставлять по запросам, направляемым им в установленном порядке в ходе осуществления антикоррупционных проверок, информацию о наличии у лиц, в отношении которых направлен запрос, счетов (вкладов) в банках, расположенных на территории Российской Федерации;
установить обязанность органов записи актов гражданского состояния предоставлять по запросам, направляемым им в установленном порядке в ходе осуществления антикоррупционных проверок, информацию об актах гражданского состояния, а также иные сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация положений, предусмотренных законопроектом, не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Реализация положений, предусмотренных проектом федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", не окажет влияния на доходы и не повлечет дополнительных расходов федерального бюджета и иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - федеральный закон) потребует разработки и принятия проекта указа Президента Российской Федерации "О внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации".
Обоснование необходимости подготовки: приведение указов Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 г. N 1065 , от 21 сентября 2009 г. N 310, от 2 апреля 2013 г. N 309, от 9 октября 2017 г. N 472 и от 13 мая 2019 г. N 217 в соответствие с федеральным законом.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "от 21 сентября 2009 г. N 310" следует читать "от 2 апреля 2013 г. N 310"
Срок принятия: не позднее дня вступления федерального закона в силу.
Головной исполнитель: Минтруд России, соисполнители: Банк России, Минфин России, Минюст России, ФНС России.
Принятие федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" потребует разработки и принятия проекта постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2013 г. N 613".
Обоснование необходимости подготовки: приведение постановления Правительства Российской Федерации от 22 июля 2013 г. N 613 в соответствие с федеральным законом.
Срок принятия: не позднее дня вступления федерального закона в силу.
Головной исполнитель: Минтруд России.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.