Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 289603-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и статью 16 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и статью 16 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан во исполнение пункта 4 резолютивной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 21 июля 2022 г. N 34-П "По делу о проверке конституционности частей 14 и 17 статьи 16 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", подпунктов 3 и 3.1 пункта 1 статьи 201.1, пункта 5 статьи 201.10, абзаца второго пункта 2 статьи 201.15, подпункта 1 пункта 8 статьи 201.15-1, пункта 11 статьи 201.15-2 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" в связи с запросом Верховного Суда Российской Федерации и жалобой гражданки А.Н. Шалимовой" (далее - Постановление Конституционного Суда РФ от 21 июля 2022 г. N 34-П).
Законопроектом предлагается предусмотреть правовые гарантии защиты прав кредиторов, не являющихся участниками строительства, при прекращении их залоговых прав в связи с передачей земельного участка, объекта незавершенного строительства публично-правовой компании "Фонд развития территорий" (далее - Фонд) или некоммерческой организации в организационно-правовой форме фонда, созданной субъектом Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее соответственно - Фонд субъекта Российской Федерации, Федеральный закон N 214-ФЗ), либо в связи с осуществлением выплат возмещения гражданам - участникам строительства, имеющим требования о передаче жилых помещений, машино-мест и нежилых помещений, включенные в реестр требований участников строительства.
В соответствии с проектируемыми положениями законопроекта кредиторы, не являющиеся участниками строительства, по обязательствам, обеспеченным залогом прав застройщика на объект незавершенного строительства и земельный участок, чьи требования не удовлетворены в деле о банкротстве застройщика, предъявляют требования к Фонду или Фонду субъекта Российской Федерации в размере, установленном статьей 201.14 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Федеральный закон N 127-ФЗ).
Также проектируемыми положениями законопроекта устанавливаются гарантии погашения требований кредиторов второй и последующих очередностей удовлетворения текущих платежей.
В соответствии с действующим правовым регулированием погашение требований участников строительства объекта незавершенного строительства в рамках дела о банкротстве застройщика осуществляется путем передачи прав застройщика на объект незавершенного строительства и земельный участок в том числе Фонду и Фонду субъекта Российской Федерации.
Передача земельного участка с находящимися на нем неотделимыми улучшениями и обязательств застройщика осуществляется с соблюдением условий, предусмотренных подпунктами 2-4 пункта 3, и требований, предусмотренных пунктами 5 - 7 и 10 статьи 201.10 Федерального закона N 127-ФЗ, в том числе в части соблюдения условия о погашении текущих платежей.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 29 июля 2017 г. N 218-ФЗ "О публично-правовой компании "Фонд развития территорий" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Фонд является унитарной некоммерческой организацией, созданной Российской Федерацией в целях осуществления функций и полномочий, в том числе связанных с защитой прав и законных интересов граждан - участников строительства.
Согласно части 1 статьи 21.1 Федерального закона N 214-ФЗ Фонд субъекта Российской Федерации создается в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в целях урегулирования обязательств застройщиков, признанных банкротами, перед участниками долевого строительства путем передачи Фонду субъекта Российской Федерации имущества (в том числе имущественных прав) и обязательств застройщиков для завершения строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимого имущества, строительство которых осуществляется с привлечением средств граждан - участников долевого строительства в порядке, предусмотренном данным Федеральным законом.
Реализация Фондом или Фондом субъекта Российской Федерации полномочий, связанных с защитой прав и законных интересов граждан - участников строительства путем принятия решения о применении механизмов Фонда, осуществляется за счет консолидированного бюджета Российской Федерации и направлена на восстановление прав указанной категории граждан путем завершения строительства многоквартирного дома или выплаты возмещения вне зависимости от возможности получения прибыли.
Учитывая, что пунктом 2 резолютивной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 21 июля 2022 г. N 34-П пункт 5 статьи 201.10, абзац 2 пункта 2 статьи 201.15, подпункт 1 пункта 8 статьи 201.15-1 Федерального закона N 127-ФЗ признаны неконституционными в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования ими не допускается погашение требований кредиторов по текущим платежам, не относящимся к первой очереди удовлетворения текущих платежей, о возмещении расходов, обеспечивающих завершение конкурсного производства, и в части текущих платежей для удовлетворения требований об оплате труда работников застройщика, работающих или работавших по трудовому договору непосредственно на том объекте незавершенного строительства, который передан фонду, действующему в целях защиты прав граждан - участников долевого строительства, установление в проектируемых положениях законопроекта отдельных условий, соблюдение которых необходимо в случае, если приобретателем является Фонд (Фонд субъекта Российской Федерации), будет способствовать реализации гарантии погашения требований кредиторов второй и последующих очередей удовлетворения текущих платежей.
В свою очередь, проектируемыми положениями предусмотрено, что требования кредиторов, не являвшихся участниками строительства, по обязательствам, которые были обеспечены залогом прав застройщика на объект незавершенного строительства и земельный участок, чьи требования не удовлетворены в деле о банкротстве, подлежат удовлетворению Фондом или Фондом субъекта Российской Федерации независимо от того, завершено ли производство по делу о банкротстве застройщика на момент вступления в силу проектируемого федерального закона, в том числе вне рамок дела о банкротстве застройщика.
При этом в случае получения указанными лицами полного или частичного удовлетворения своих требований в ходе процедуры, применяемой в деле о банкротстве застройщика, либо полного или частичного удовлетворения своих требований Фондом или Фондом субъекта Российской Федерации вне рамок дела о банкротстве застройщика сумма соответствующей выплаты подлежит соразмерному уменьшению.
Положения законопроекта предусматривают, что если производство по делу о банкротстве застройщика возбуждено до дня вступления в силу данных положений и на дату вступления в силу осуществлена передача имущества и обязательств, кредиторы, не являющиеся участниками строительства, по обязательствам, которые были обеспечены залогом, вправе не позднее 90 дней со дня вступления в силу данных положений предъявить требования к Фонду или Фонду субъекта Российской Федерации в размере, установленном статьей 201.14 Федерального закона N 127-ФЗ. Фонд или Фонд субъекта Российской Федерации производят расчеты с указанными кредиторами в размере предъявленных требований в срок не позднее 60 дней со дня получения соответствующего требования. Указанные сроки обусловлены применяемыми в деле о банкротстве процедурами, направленными на установление и удовлетворение указанных требований, с учетом сложившейся правоприменительной практики.
Законопроект не содержит требований, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Положения законопроекта соответствуют положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации, реализация предлагаемых решений не окажет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, предлагаемые решения не повлияют на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и статью 16 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и статью 16 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" потребует дополнительных расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, направленных на обеспечение гарантии защиты прав кредиторов, залог в пользу которых прекращен при урегулировании обязательств застройщиков, признанных арбитражным судом несостоятельными (банкротами), а также погашение текущих платежей, связанных с расходами по эксплуатационным платежам (коммунальными платежами, платежами по договорам энергоснабжения и иными аналогичными платежами) в отношении объекта незавершенного строительства, иных текущих платежей по возмещению расходов, обеспечивающих завершение конкурсного производства, а также текущих платежей для удовлетворения требований об оплате труда работников застройщика-банкрота, работающих или работавших (после даты принятия заявления о признании должника банкротом) по трудовому договору непосредственно на объекте незавершенного строительства, расположенном на земельном участке, подлежащем передаче приобретателю.
Источником данных расходов выступает имущество публично-правовой компании "Фонд развития территорий" (далее - Фонд), формируемое, в том числе за счет средств федерального и регионального бюджетов и имущество некоммерческой организации в организационно-правовой форме фонда, созданной субъектом Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (Фонд субъекта Российской Федерации).
Потребность в дополнительных средствах составит 34 575 млн. руб.
Расчет потребности произведен расчетным путем (9 621 + 18 955 + 5 715 +237 + 47 = 34 575) в соответствии с параметрами, в том числе:
количество объектов, в отношении которых требования залоговых кредиторов ранее установлены - 436 шт., размер таких требований составляет 9 621 млн. руб.;
количество объектов, в отношении которых требования залоговых могут быть установлены в будущем - 859 шт., размер таких требований составит 18 955 млн. руб.;
количество объектов, в отношении которых требования залоговых кредиторов находятся на рассмотрении Фонда - 259 шт., размер таких требований составит 715 млн. руб.;
сумма, необходимая для погашения текущих платежей, составляет 284 млн. руб., в том числе 237 млн. руб. по ранее принятым решениям Фонда о восстановлении прав граждан и 47 млн. руб. в отношении 259 объектов, находящихся на рассмотрении Фонда.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и статью 16 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и статью 16 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и статью 16 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и статью 16 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" потребует внесение изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2019 г. N 1192 "Об утверждении Правил принятия решения публично-правовой компанией "Фонд развития территорий" о финансировании или о нецелесообразности финансирования мероприятий, предусмотренных частью 2 статьи 131 Федерального закона "О публично-правовой компании "Фонд развития территорий" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".
Необходимость внесения изменений обусловлена реализацией положений данного Федерального закона.
Целью указанных изменений является установление существенных условий, с учетом положений постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 21 июля 2022 г. N 34-П "По делу о проверке конституционности частей 14 и 17 статьи 16 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", подпунктов 3 и 3.1 пункта 1 статьи 201.1, пункта 5 статьи 201.10, абзаца второго пункта 2 статьи 201.15, подпункта 1 пункта 8 статьи 201.15-1, пункта 11 статьи 201.15-2 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" в связи с запросом Верховного Суда Российской Федерации и жалобой гражданки А.Н. Шалимовой" (далее - Постановление КС РФ N 34-П), при соответствии которым публично-правовая компания "Фонд развития территорий" (далее - Фонд) принимает решение о финансировании мероприятий, предусмотренных частью 2 статьи 13.1 Федерального закона от 29 июля 2017 г. N 218-ФЗ "О публично-правовой компании "Фонд развития территорий" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Ответственный федеральный орган исполнительной власти за внесение изменений в указанный нормативный правовой акт - Минстрой России.
Планируемый срок разработки - в течение 30 дней со дня принятия Государственной Думой Российской Федерации законопроекта во втором чтении.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.