Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 289090-8 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации" (далее - законопроект) подготовлен одновременно с проектом федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", положения которого в том числе предусматривают увеличение с трех до четырех лет возраста ребенка, находящегося в доме ребенка исправительного учреждения либо следственном изоляторе уголовно-исполнительной системы (далее - УИС).
В соответствии со статьей 38 Конституции Российской Федерации материнство и детство находятся под защитой государства.
Концепцией развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2021 г. N 1138-р, предусмотрен комплекс мер, направленных на совершенствование особенностей содержания женщин с детьми в учреждениях УИС, в том числе в части увеличения возраста ребенка, находящегося в доме ребенка исправительного учреждения.
По состоянию на 01.10.2022 численность женщин, содержащихся в исправительных учреждениях, составляет 28 523 чел. (01.01.2022 - 22 622 чел., 01.01.2021 - 24 140 чел., 01.01.2020 - 26 808 чел.), из них осужденных за совершение преступлений небольшой тяжести 1552 чел. (01.01.2022- 1529 чел., 01.01.2021 - 1381 чел., 01.01.2020 - 917 чел.).
При этом численность осужденных за совершение преступлений небольшой тяжести женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, находящихся в доме ребенка исправительного учреждения, на 01.10.2022 составляет 3 чел. (01.01.2022 - 6 чел., 01.01.2021 - 8 чел., 01.01.2020- 13 чел.).
Несовершеннолетние осужденные за совершение преступлений небольшой тяжести женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет, находящихся в доме ребенка исправительного учреждения, с 01.01.2020 по 01.10.2022 в исправительных учреждениях не содержались.
Законопроектом предлагается внести изменения в статьи 79, 80 и 93 Уголовного кодекса Российской Федерации, предусмотрев возможность применения условно-досрочного освобождения от отбывания наказания и замены неотбытой части наказания более мягким его видом для осужденных за совершение преступлений небольшой тяжести женщин, имеющих детей в возрасте до четырех лет, находящихся в доме ребенка исправительного учреждения.
Предлагаемые изменения создадут более широкие возможности для соблюдения прав материнства и детства, будут способствовать сохранению родственных связей отбывающих наказание в виде лишения свободы осужденных женщин, а также снижению числа женщин, содержащихся в местах лишения свободы совместно с детьми.
Кроме того, законопроектом предусматривается гуманизация правовых норм, регулирующих порядок назначения уголовных наказаний в виде обязательных работ, исправительных работ и принудительных работ в отношении женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет.
Так, законопроектом предлагается внесение изменений в статьи 49, 50 и 53.1 УК, регламентирующих, что обязательные работы, исправительные работы и принудительные работы не назначаются женщинам, имеющим детей в возрасте до четырех лет.
Предполагается внесение также изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", в связи с чем предусмотрен особый порядок вступления в силу Федерального закона.
Реализация законопроекта не потребует увеличения штатной численности учреждений и органов УИС, а также выделения дополнительных средств из федерального бюджета.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация положений, предусмотренных законопроектом, не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации"
Реализация положений, предусмотренных проектом федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации", не потребует выделения дополнительных финансовых средств федерального бюджета и иных бюджетов Российской Федерации и изменения финансовых обязательств государства.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации" потребует внесения изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений".
Цель - гуманизация уголовно-исполнительного законодательства, улучшение прав женщин, являющихся осужденными, подозреваемыми и обвиняемыми и имеющих детей в возрасте до четырех лет.
Содержание правового регулирования - увеличение возраста ребенка, находящегося в доме ребенка исправительного учреждения либо следственном изоляторе уголовно-исполнительной системы.
Срок подготовки указанного проекта федерального закона - одновременно с проектом федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений".
Исполнитель - Минюст России.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.