Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по государственному строительству и законодательству
на проект федерального закона N 126586-8 "О внесении изменений в статью 1225 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации (в части расширения перечня охраняемых результатов интеллектуальной деятельности в виде невзаимозаменяемых токенов)",
внесенный депутатами Государственной Думы А.О. Ткачевым, В.А. Даванковым
Досье на проект федерального закона
Представленным проектом федерального закона N 126586-8 "О внесении изменений в статью 1225 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации (в части расширения перечня охраняемых результатов интеллектуальной деятельности в виде невзаимозаменяемых токенов)", внесенным депутатами Государственной Думы А.О. Ткачевым, В.А. Даванковым (далее - Законопроект), предлагается расширить перечень объектов интеллектуальных прав, предусмотренный пунктом 1 статьи 1225 Гражданского кодекса Российской Федерации, невзаимозаменяемыми токенами уникального цифрового актива (изображений, видео или другого цифрового контента или актива) в виде невзаимозаменяемых данных, хранящихся в системе распределенного реестра (системе блокчейн).
Законопроект не определяет понятие "невзаимозаменяемый токен уникального цифрового актива (изображений, видео или другого цифрового контента или актива) в виде невзаимозаменяемых данных, хранящихся в системе распределенного реестра (системе блокчейн)," и не раскрывает особенности данного объекта, его признаки как объекта интеллектуальных прав. Из Законопроекта не следует, что токен обладает признаками, характерными для результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. В пояснительной записке к законопроекту авторы определяют токен как "цифровой сертификат на право собственности, и соответственно объект интеллектуальной собственности как представляющий собой результат интеллектуальной деятельности человека". При этом происходит отождествление вещных и исключительных прав, что недопустимо в силу различного правового режима и правовой природы вещей и результатов интеллектуальной деятельности.
Применительно к объектам интеллектуальных прав токен представляет собой особую форму фиксации ранее созданного результата интеллектуальной деятельности, но не самостоятельный вид объектов интеллектуальных прав. Кроме того, следует учитывать необходимость использования в законодательстве терминов, соответствующих эквивалентам в русском языке, а также их применение в иных сферах правового регулирования, в частности, в отношении цифровых финансовых активов и др. Так, Федеральным законом от 18.03.2019 N 34-ФЗ "О внесении изменений в части первую, вторую и статью 1124 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации" с 1 октября 2019 года было введено в гражданское законодательство базовое и отвечающее традициям российского права понятие "цифровое право" (вместо термина "токен", который изначально обозначает устройство для идентификации, а сейчас стал использоваться в IT-лексиконе для обозначения шифров, владение которыми дает в сети определенные возможности).
Законопроект не соответствует Методическим рекомендациям по юридико-техническому оформлению документов (редакция 2021 года).
С учетом вышеизложенного Комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству рекомендует Государственной Думе отклонить проект федерального закона N 126586-8 "О внесении изменений в статью 1225 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации (в части расширения перечня охраняемых результатов интеллектуальной деятельности в виде невзаимозаменяемых токенов)", внесенный депутатами Государственной Думы А.О. Ткачевым, В.А. Даванковым.
Председатель Комитета |
П.В. Крашенинников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.