Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разработан в целях повышения уровня безопасности граждан при осуществлении охоты, а также эффективности соблюдения требований законодательства в области охоты, защиты законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства.
Статьями 22 и 23 Федерального закона N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" определено, что охота и сохранение охотничьих ресурсов осуществляются в соответствии с правилами охоты с соблюдением установленных ограничений.
Правилами охоты устанавливаются следующие обязательные для исполнения физическими и юридическими лицами, осуществляющими виды деятельности в сфере охотничьего хозяйства, ограничения охоты, требования к охоте, требования к отлову и отстрелу охотничьих ресурсов, требования к сохранению охотничьих ресурсов, в том числе к регулированию их численности, требования к продукции охоты, иные параметры осуществления охоты.
Статьей 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) установлена административная ответственность за нарушение правил охоты (части 1-1.3).
Административная ответственность за нарушение правил охоты, установленная частями 1-1.3 статьи 8.37 КоАП РФ, применяется достаточно широко. Так, в период с 2019 года по 2021 год, по данным Департамента государственной политики и регулирования в сфере охотничьего хозяйства Минприроды России (далее - Департамент), в Российской Федерации выявлено 121972 нарушений требований правил охоты, по более 80 процентам из которых назначается минимальный размер административного штрафа.
По данным Департамента, в период с 2019 года по 2021 год при осуществлении охоты на территории Российской Федерации в результате нарушения правил охоты получили травмы со смертельным исходом 193 человека. Основная причина травм со смертельным исходом - это несоблюдение правил охоты.
Размер причиненного вреда охотничьим ресурсам на территории Российской Федерации от действий лиц, нарушивших правила охоты, в данный период составил 79813758 рублей, из них взыскано в счет возмещения ущерба 51 621 235 рублей.
В соответствии со статьей 4.1 КоАП РФ установлено, что при отсутствии обстоятельств, отягчающих административную ответственность, назначается минимальный размер административного штрафа. При этом ущерб, причиненный незаконной охотой, не соизмерим с минимальным размером штрафа, установленным статьей 8.37 КоАП РФ.
Штрафные санкции за нарушение правил охоты, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, остаются крайне низкими. Анализ практического применения санкции, определенной частью 1 статьи 8.37, показал, что установленные предельные размеры административных штрафов в настоящее время не отвечают требованиям соразмерности наказания совершенному правонарушению.
Для примера: государственная пошлина за выдачу разрешения на добычу охотничьих ресурсов составляет 650 рублей, ущерб от незаконной добычи, например, утки составляет 1800 рублей, в то же время размер штрафа за охоту без разрешения на добычу чаще всего назначается в пределах 500 рублей (а учитывая статью 32.2 КоАП РФ - 250 рублей).
Также при лишении права осуществлять охоту менее чем на один год нарушитель лишается фактически всего одного периода сезонной охоты.
Данное несоответствие способствует совершению правонарушений и не выполняет задачи, стоящие перед законодательством об административных правонарушениях. За указанный период за нарушение правил охоты было возбуждено 5452 уголовных дела и привлечено к уголовной ответственности 1091 лицо. Следствием такого количества привлеченных к уголовной ответственности лиц стало несоблюдение правил охоты.
Для устранения указанного несоответствия подготовлен данный проект федерального закона.
Законопроектом предполагается увеличение минимального размера штрафа за нарушение правил охоты, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.2, 1.3 статьи 8.37 КоАП РФ, а также установление минимального срока лишения права осуществлять охоту с целью повышения уровня безопасности граждан при осуществлении охоты, предупреждения новых правонарушений в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов и экономического стимулирования нарушителей к соблюдению правил охоты.
Перечень
законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в статью 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статью 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статью 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.